СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по русскому языку "Глаголы исключения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Учитель:  Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – Всё в действие придёт – летит ракета, Люди строят здания, цветут сады, И хлеб в полях растёт.

Дети:  Глагол.

Учитель: Сегодня мы

1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;

2) правильно писать безударные окончания глаголов;

3) познакомимся с глаголами-исключениями из этого правила.

II. Чистописание.

Учитель: Эпиграфом нашего урока послужит пословица (слайд 2)

Кто много видит и слышит, тот  много знает.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по русскому языку "Глаголы исключения"»

Тема: «Глаголы – исключения»

Цели урока:

  • познакомить с глаголами - исключениями;

  • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

  • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

  • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;

  • повышать культуру речи;

  • прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Воспитательные:

  • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

  • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.



Ход урока

  1. Сообщение темы урока. (слайд 1)



Учитель: Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

Дети: Глагол.

Учитель: Сегодня мы

1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;

2) правильно писать безударные окончания глаголов;

3) познакомимся с глаголами-исключениями из этого правила.

II. Чистописание.

Учитель: Эпиграфом нашего урока послужит пословица (слайд 2)

Кто много видит и слышит, тот много знает.



Учитель: Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).

III. Словарная работа

Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

(слайд 3)
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс



Учитель: Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

– Чем похожи эти глаголы? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);

3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II), -еть (I).

III. Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.

1 вариант (с низким уровнем развития)

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.

2 вариант (со средним уровнем развития)

В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.

3 вариант (с высоким уровнем развития)

К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.

Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... э класть зубы на полку -... .

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием. (слайд 4)

Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две. Оцените самостоятельно свою работу.

IV. Постановка проблемы

Учитель: Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд 5)

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на - ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить».

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Побрить

Побреешь (побреишь)

Побреют (побреят)





Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Постелить

Постелешь (постелишь)

Постелют (постелят)


Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам. (слайд 6)

Алгоритм определения безударного окончания глагола.

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.

3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

V. Открытие детьми темы урока

Учитель: Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями. (слайд 7)

(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).

Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.

VI. Самостоятельная группировка по суффиксам и запись глаголов в тетрадь.

Проверка записи в тетради по таблице (слайд 8)

VII. Физминутка для головного мозга и глаз.

1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.

2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.

VIII. Закрепление знаний о глаголах-исключениях.

Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений.

Рассуждение по алгоритму: (слайд 9)

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.

Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.

Найдите в отрывке глагол-исключение и определите его спряжение.

Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа.

1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”

2. “Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”

3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”

4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”

5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”

6. “Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”

7. “Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”

Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (слайд 10)



Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня:

Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.

IX. Итог урока.

  • Какова была тема урока?

  • С какой проблемой столкнулись?

  • Глаголы-исключения 1-го спряжения.

  • Глаголы-исключения 2-го спряжения.

  • Почему эти глаголы являются исключениями?

  • Как у них определить спряжение?

  • Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.

Способ запоминания

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)

Учитель: Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.







X. Домашнее задание:

Выучить глаголы-исключения.

1 уровень. Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме.

2 уровень. Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание.

3 уровень. Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.

XI. Оценивание работы учеников на уроке. (слайд 11)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя