СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по ситуационным задачам (ОБЖ)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по ситуационным задачам (ОБЖ)»

«Роль ситуационных задач в достижении предметных результатов на уроках ОБЖ»

«Умный всегда найдет выход из любой сложной ситуации». 
Ханс Рихтер

Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. и Приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. №169 с 1 сентября 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. СЛАЙД 2

Цель изучения курса ОБЖ направлена на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты, оказывать само- и взаимопомощь. Формирование алгоритма безопасного поведения учащихся в конкретных опасных и потенциально опасных ситуациях СЛАЙД 3

«Опасность надо предвидеть, по возможности избегать её и в случае необходимости действовать» - эти три основных правила сформулировал основатель первой в Европе школы выживания Яцек ПалкЕвич, легендарный путешественник, журналист и исследователь, доктор географических наук. И преподавание предмета ОБЖ должно основываться на этом правиле. СЛАЙД 4

Предмет ОБЖ, несомненно, нужен для того, чтобы человек в повседневной жизни был максимально защищен от любых факторов опасности и хорошо подготовлен к экстремальным и чрезвычайным ситуациям.

СЛАЙД 5: Во ФГОС ООО по ОБЖ сформулированы такие предметные результаты как:

  • знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Совершенно естественно, когда на уроках обучающиеся ищут ответы на вопросы по математике, физике, химии и других предметах. Но, когда необходимо решить задачи по безопасности жизнедеятельности – это настораживает.

СЛАЙД 6: Чтобы обучающиеся продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых и учебный процесс, побуждают школьников быть активными. На уроке с использованием этих методов учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт).

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие обучающихся. Сегодня процесс усвоения знаний организуется более разнообразно. Что же такое ситуация?

СЛАЙД 7: Ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.

Ситуационное обучение ориентировано сегодня на то, чтобы полученные знания в процессе обучения давались не как предмет учебы, а были направлены на активную деятельность ребенка, мотивировали его к правильному решению проблемы, которые ученик должен уметь решать в социальном окружении, далее - во взрослой жизни.

СЛАЙД 8: Ситуационные задачи должны быть максимально наглядными и детальными. Главный смысл задач сводится к приобретению способностей учеников к их оптимальной деятельности. Связано это с тем, что предмет по основам безопасности жизнедеятельности по праву занимает особое место в школьной программе по причине того, что имеется неразрывность основ безопасности и жизни.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Основной смысл ситуационной задачи заключается в том, что она выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней. Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.

СЛАЙД 9: Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить публикации в газетах и журналах, сообщения по радио и телевидению, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий, а так же, образовательные платформы, такие как РЭШ (пример на слайде)



Способы задания и решения ситуационных задач могут быть различными:

ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Предлагается конкретная ситуация, дается несколько вариантов ответов, ученик должен выбрать только один – правильный. СЛАЙД 10-12

2. Предлагается конкретная ситуация, дается список различных действий, и ученик должен выбрать правильные и неправильные ответы из этого списка. СЛАЙД 13-15

3. Предлагаются 3-4 варианта правильных действий в конкретной ситуации, ученик должен выстроить эти действия по порядку очередности и важности (проран жировать ответы).

4. Предлагается условие задачи без примеров ответов правильных действий, ученик сам ищет выход из сложившейся ситуации. СЛАЙД 16-18

5. Предлагается заметка, статья из газеты об авариях, связанных со стихийными бедствиями. При анализе ситуации ученик должен обратить внимание на характер, причины, последствия, а также на материальные и человеческие потери в конкретной ситуации. СЛАЙД 19-20

Конечная цель ситуационного обучения – приучить человека к системе аналитического поведения в предметной деятельности: предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. СЛАЙД 21

Ситуационная задача №1

На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он – без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:

1)вызвать скорую помощь

2)убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет

3)позвать окружающих на помощь

4)определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца

5)приступить к сердечно-легочной реанимации

6)попытаться добиться от мужчины, на что он все таки жалуется

7)подробно расспросить окружающих, что предшествовало потери сознания

8)повернуть пострадавшего на живот

9)приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или водой)

10)поднести к носу вату с нашатырным спиртом (Правильные ответы: 2, 5, 3, 1, 10)


Ситуационная задача №2

- Придумайте конец этой истории:

«Как-то группа мальчиков из одного двора решила пойти в ту часть города, которая находилась на противоположном берегу реки. Как раз река уже замерзла и ребята гурьбой смело ступили на лед…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!