СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: "Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной" по профессии 29.01.29. "Мастер столярного и мебельного производства"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме: "Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной" по профессии 29.01.29. "Мастер столярного и мебельного производства"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: "Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной" по профессии 29.01.29. "Мастер столярного и мебельного производства"»

Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 46

Федеральной службы исполнения наказаний

филиал № 2







Мастер-класс

по теме: «Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной»


по профессии

29.01.29. «Мастер столярного и мебельного производства»







Составитель: Копейкин Владимир Альбертович,

Преподаватель




















2020 г.


Программа мастер-класса

Тема: «Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении лоски разделочной»

Дата проведения: 18 февраля 2020 г.

Время проведения: 10 час. 00 мин.

Профессия: 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства я»

Преподаватель: Копейкин Владимир Альбертович

Место проведения: Мастерская деревообработки.

Форма проведения: практический мастер-класс.

Методы проведения: наглядно-демонстрационные, словесные, практические.

Цель мастер – класса:

повышение профессионального мастерства педагогических работников – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер – класса:

- ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача педагогом-мастером его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой деятельности педагога, проводящего мастер-класс путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм профессиональной деятельности;

- создание условий профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогических работников;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников мастер-класса;

- оказание помощи участникам мастер-класса при выполнении практических приёмов;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Материально – техническое оснащение:

- шлифовальная машинка с расходными принадлежностями;

- струбцины;

- циркулярная пила;

- рейсмус (фуганок);

- кисть;

- производственные отходы досок и брусков из древесины бука;

- столярный клей ПВАD3

Материалы:

- доски (отходы производства из древесины бука);

- клей столярный (применил ПВАD3).

Раздаточный материал для участников мастер-класса: инструкционно -технологическая карта (приложение № 1).

Ожидаемые результаты мастер-класса:

- практическое освоение участниками мастер-класса приемов при изготовлении доски разделочной в соответствии с инструкционно-технологической картой;

- повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.


Подготовительный этап:

1. Разработка плана проведения мастер-класса.

2. Приглашение мастеров производственного обучения и преподавателей дисциплин профессионального цикла филиалов ФКП образовательного

учреждения № 46 .

3. Оформление презентации с пошаговой инструкцией формирования профессиональных компетенций и творческих способностей у обучающихся через изготовление доски разделочной.


Ход мастер-класса


1. Организационный этап – вводная часть 3 минуты:

приветствие участников;

формирование группы участников мастер-класса.

2. Мотивационный этап – 5 минут:

вступительное слово мастера производственного обучения, в котором применяется технология «вызова интереса» путем сравнения обычного продукта и того, что получится в ходе мастер-класса. Мастером демонстрируются готовые изделия, находящиеся в мастерской.

постановка проблемы: «Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться делать нечто подобное своими руками?»;

сообщение темы, актуальности, цели мастер-класса;

мотивация на предстоящую деятельность с помощью краткого сообщения о материалах, которые будут изготавливаться на мастер-классе (из которых будет сделана доска разделочная).


3. Основная демонстрационная часть (Практический этап) – 30-35 минут:

сообщение требований по соблюдению техники безопасности перед выполнением трудовых приемов;

показ мастером основных приемов с комментариями;

демонстрация заготовок из древесины после каждого этапа в соответствии с инструкционно - технологической картой;

консультирование, оказание помощи участникам мастер-класса.


4. Комментирующая часть (Педагог-мастер поясняет те элементы своей работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер) – 5 минут.

Сравнение выполненных участниками мастер-класса работ с образцом-эталоном, оценка полученного результата.

5. Заключительный этап (Рефлексия) – 5 минут:

Обсуждения мастер-класса самими участниками.

Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса: проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:

- анализ полученных результатов;

- анализ активности действий участников мастер-класса;

- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике;

- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?»;

- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера производственного обучения и участников мастер класса).


Конспект мастер-класса


1. Вступительная часть (5 мин.)

«Самый ценный подарок, который

ты можешь преподнести кому-либо – это твое время,

потому что ты отдаешь то, что никогда не сможешь вернуть….»

О. Хайям


Уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса: «Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной».

Во время производственного процесса остается множество мелких разного цвета, фактуры и формы, которым тяжело найти применение. Но даже самые маленькие, обрезки древесины можно превратить в интересное и необычное полотно.

При выборе темы мастер-класса я основывалась на следующие факторы:

- в основном все обучающиеся по профессии «Мастер столярного и мебельного производства» работают с материалом, производят раскрой и соединение деталей. После этой работы остаются обрезки и отходы, из которых, приложив фантазию можно изготовить уникальные вещи;

- доступность – все обрезки и отходы досок не нужные материалы и всё идёт в дело;

- себестоимость поделки - данное преимущество вырастает из первого; на изготовление изделия вы не потратите никаких средств, ведь материал и инструменты уже есть;

- разнообразие – из обрезков и отходов досок можно сделать огромное количество поделок, как просто декоративных, так и помогающих в быту.

Для начала предлагаю вашему вниманию посмотреть фотографии работ, которые можно сделать применяя отходы производства и на готовые изделия, находящиеся в кабинете. (Приложение № 1).

Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться делать нечто подобное своими руками?

Цель моего мастер-класса:

- повышение профессионального мастерства педагогических работников – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Реализация поставленной цели планируется через достижение следующих задач:

- ретрансляцию уникального преподавательского опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов профессиональной деятельности;

- создание условий профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогических работников;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников мастер-класса через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной и при изготовлении сувенирной продукции;

- совместную отработку технологических подходов и приёмов в соответствии с инструкционно - технологической картой и правилами техники безопасности;

- рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

- оказание помощи участникам мастер-класса при выполнении практических приёмов.

Сегодня:

- я вам расскажу об особенностях изготовления полезных предметов через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной;

- я вам покажу не только необходимый набор инструментов, но и основные приемы последовательности выполнения операций по изготовлению доски разделочной через применение отходов деревообработки;

- я вас научу приемам по изготовлению доски разделочной через применение отходов деревообработки.


2. Основная демонстрационная часть (30-35 мин.)

2.1. Сообщение сведений об особенностях приемов деревообработки.

Прежде чем говорить об особенностях техники по изготовлению доски разделочной через применение отходов деревообработки и выбора материала вспомним историю. Но обо всем по порядку...





























2.2. Показ инструментов и основных приемов выполнения последовательности операций по изготовлению доски разделочной.

Что понадобится для работы? Какие инструменты?

Материалы.

Выбор материала для изготовления

Пластик, керамику и стекло отметаем сразу. И не только потому, что эти материалы плохо поддаются ручной обработке. Но и из-за их высокой твердости и негативном воздействии на лезвие ножа, которое быстро тупится при соприкосновении с такими поверхностями. 













Порода дерева 

В первую очередь нужно определиться именно с этим вопросом, основываясь на таких требованиях, как износостойкость и долговечность доски. Самый бюджетный вариант – сосна. К её недостаткам относится мягкость и рыхлость древесины, на которой при активном использовании остаются следы от ножа, а от частого мытья доска может разбухнуть. Но для нарезки хлеба и приготовления бутербродов она вполне годится. Главное, чтобы дерево было сухим и не смолистым.













Разделочная доска торцевая из сосны Разделочная доска из спила березы


Береза – чуть дороже, но отличается хорошей твердостью. Однако коробится от влаги и не обладает выраженным рисунком.

Бук, вишня, дуб, акация – самые подходящие породы дерева для изготовления разделочных досок любого назначения. Плотные, твердые, красивые и не очень дорогие.














Заготовки Разделочная доска из бука



Инструменты.

- струбцины;

- кисть;

- производственные отходы досок и брусков из древесины бука;

- столярный клей ПВАD3

Оборудование.

- шлифовальная машинка с расходными принадлежностями;

- циркулярная пила;

- рейсмус (фуганок);

Уважаемые коллеги!


Перед тем, как мы с Вами перейдем непосредственно к практической части, акцентирую Ваше внимание на основные требования по соблюдению техники безопасности перед выполнением работ.


Требования безопасности перед началом работ


Правила безопасности при работе c электроинструментом‘

Работа в раскройных цехах в основном связана с круглопильными станками, являющимися объектом повышенной опасности. Технологический процесс должен быть организован так, чтобы исключалась необходимость соприкосновения работающих с материалом, движущимся со скоростью более 0,3 м/с. Круглопильные станки с ручной подачей для обработки материалов короче 400 мм и шириной менее 30 мм должны быть оснащены специальными приспособлениями или кареткой для закрепления и надежного прижима материалов.

Длина обрабатываемых материалов на круглопильных станках с механической подачей должна превышать расстояние между передними и задними подающими вальцами не менее чем на 100 мм.

Удаление кусковых отходов древесины от станков должно быть механизировано, а очистка воздуха должна осуществляться с помощью систем аспирации.

Регулировка, наладка, смазка, чистка оборудования, смена инструмента и другие работы должны выполняться квалифицированными рабочими после полного отключения оборудования от источников электропитания.

Режущий инструмент необходимо готовить к работе и эксплуатировать в соответствии с технологическими режимами подготовки инструмента (РПИ). Переноска режущего инструмента должна осуществляться безопасным способом с применением специальных футляров, ящиков или другой тары.

Расположение оборудования, установок, механизмов должно обеспечивать свободные проходы, удобное и безопасное их обслуживание. Режущий инструмент должен быть закрыт специальным защитным кожухом. Исправность оградительных, предохранительных, блокировочных, тормозных устройств и заземления обеспечивается лицами, ответственными за безопасность работ и исправное состояние оборудования.

Цеха по раскрою заготовок из цельной древесины и древесных материалов по пожарной опасности относятся к категории В, поэтому в данных цехах запрещается курение (кроме отведенных для этого мест), хранение легко воспламеняющихся и горючих материалов и жидкостей, проведение сварочных работ без соответствующей квалификации и разрешения руководителя, пуск оборудования с неисправной электропроводкой.

Все рабочие цеха должны пройти инструктаж по технике безопасности, что должно быть зафиксировано документально.


Как самому сделать поделку?


Процесс создания поделки можно разделить на три главных этапа: продумывание конструкции изделия, заготовка и обработка материала, сборка.

Отдельно стоит выделить процесс украшения. Он не обязателен, для простейших поделок его можно откинуть. Для более сложных изделий украшение происходит после обработки материала, а иногда и после сборки готового изделия. (Приложение № 2)


Продумывание конструкции изделия (Приложение № 1).


Именно с продумывания конструкции будущего изделия следует начинать изготовление поделки. В том случае, если поделка будет простой, то в составлении точных размеров нет никакой необходимости. Если же изделие планируется сложным по форме и со множеством компонентов, входящих в конструкцию, то стоит заранее рассчитать габариты того или иного компонента, а также метода их соединения между собой.


Заготовка материала и его обработка


Чем хороша эта техника?

1) Не требует никаких особых навыков и никакого таланта.

2) Из материалов нужны лишь размерами заготовок.

3) В работу идёт всякий мусор или не кондиция.

4) Набрасывать мусор на основу можно как угодно! Как угодно! Можно набросать мелкие обрезки, можно разложить большие заготовки, можно совместить маленькие детальки с большими. Можно положиться на случай и создать хаотичную картинку. А можно предусмотреть некую "идею" и выложить узор в виде, например, полос, среза слоистого камня, шахматной доски и проч.

5) Декоративные элементы можно опять же проложить по-разному: в виде правильной сетки с углами 90 градусов, в виде сетки под углом, в виде волнистых линий и проч.


Разметка материала на составные части


Технология работы такова:

- раскладываем на рабочей поверхности первый слой ;

Торцевые доски могут служить очень долго, 10 лет не предел. Конечно же, как и любая хорошая вещь, они требуют правильного ухода - своевременного покрытия маслом и бережного хранения. Итак, как же изготавливаются торцевые доски? Традиционно, для начала необходимо отобрать качественную древесину. Бук - эта порода очень плотная, особенно с торца, и отлично подходят для наших целей. Нам нужно склеить щит.










Выравниваем Напиливаем










Подбираем рисунок Выбираем клей










для торцевых досок мы используем клей Клеим

класса максимальной водостойкости










Зажимаем в струбцину









Ожидание 24 часа Обработка фуганком










Шлифуем Самый приятный момент –

покрытие маслом с воском.


Сборка поделки


Оцените изделие, учитывая время, трудоемкость, сложность изготовления и эстетический внешний вид. Что скажете? Можете выделить достоинства и недостатки изделия?

Педагог-мастер призывает оценить изделие изготовленное через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной.

После показа трудовых приемов мастера, к работе приступают участники мастер-класса. Педагог-мастер наблюдает за ходом их работы, корректирует, консультирует и следит за соблюдением техники безопасности. После выполнения работ участники мастер-класса сравнивают свои (выполненные) заготовки (изделия) с образцом-эталоном. Делятся мнениями друг с другом.)


3.Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин.)


Итак, уважаемые коллеги! Сегодняшнее занятие, где был продемонстрирован пример применения отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной подошло к завершению.

Прошу Вас обсудить мастер-класс между собой, высказать свои замечания и пожелания, личные мнения о пользе проведённого занятия и возможности применения полученных навыков в своей профессиональной практике .

Можете задавать вопросы, поделиться своими впечатлениями, сказать чему Вы научились.

(Обсуждения мастер-класса самими участниками).

Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса: проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:

- анализ полученных результатов;

- анализ активности действий участников мастер-класса;

- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике.

- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?».

- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера

производственного обучения и участников мастер-класса).

Учитывая заинтерессованность к теме, активное участие в работе и полученный результат говорит о том, что тема мастер-класса участниками освоена, цель достигнута. Все участники справились с поставленной задачей.

Подводя итоги можно сказать, что данная технология интересна, актуальна и может эффективно использоваться в учебном процессе и производстве.

Анализируя вышеизложенное можно полагать, что мастер-класс состоялся на оценку «__________________».

Самоанализ


Уважаемые коллеги, я представляю Вам самоанализ мастер – класса.

Данный мастер – класс проходил в филиале № 2 ФКП образовательного учреждения № 46 по профессии СПО «Мастер столярного и мебельного производства».

Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогических работников – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера; научить участников мастер – класса через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной.

В структуре мастер – класса можно выделить несколько этапов:

Организационный, мотивационный, демонстрационно – практический, заключительный.

На мастер – классе использовались следующие методы обучения: наглядно – демонстрационный и практический. Каждый показ трудовых приемов сопровождался подробными комментариями, пояснениями по выполнению конкретной технологической операции и демонстраций изделий – образцов, подготовленных на каждый этап технологического процесса для визуального сравнения.

Использовались такие приемы: неожиданное открытие, погружение в историю и другое.

Предлагались разные формы работы: коллективная работа, работа в парах и индивидуальная.

Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, готовые изделия (творческие работы), образцы постадийной обработки, образцы – эталоны, технические средства обучения.

Особенно хорошо удалось воплотить на мастер – классе предфинишный процесс.

Не удалось или совсем не удалось ________ потому что _______.

Спасибо, я готов ответить на Ваши вопросы.









(Приложение № 2).

Примеры декоративных поделок


Такие изделия предназначены просто для того, чтобы радовать глаз хозяев и гостей.





















Приложение № 1


Подставка под горячее, выполненная через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!