Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 46
Федеральной службы исполнения наказаний
филиал № 2
Мастер-класс
по теме: «Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной»
по профессии
29.01.29. «Мастер столярного и мебельного производства»
Составитель: Копейкин Владимир Альбертович,
Преподаватель
2020 г.
Программа мастер-класса
Тема: «Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении лоски разделочной»
Дата проведения: 18 февраля 2020 г.
Время проведения: 10 час. 00 мин.
Профессия: 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства я»
Преподаватель: Копейкин Владимир Альбертович
Место проведения: Мастерская деревообработки.
Форма проведения: практический мастер-класс.
Методы проведения: наглядно-демонстрационные, словесные, практические.
Цель мастер – класса:
повышение профессионального мастерства педагогических работников – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер – класса:
- ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача педагогом-мастером его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой деятельности педагога, проводящего мастер-класс путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм профессиональной деятельности;
- создание условий профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогических работников;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса при выполнении практических приёмов;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Материально – техническое оснащение:
- шлифовальная машинка с расходными принадлежностями;
- струбцины;
- циркулярная пила;
- рейсмус (фуганок);
- кисть;
- производственные отходы досок и брусков из древесины бука;
- столярный клей ПВАD3
Материалы:
- доски (отходы производства из древесины бука);
- клей столярный (применил ПВАD3).
Раздаточный материал для участников мастер-класса: инструкционно -технологическая карта (приложение № 1).
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение участниками мастер-класса приемов при изготовлении доски разделочной в соответствии с инструкционно-технологической картой;
- повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Подготовительный этап:
1. Разработка плана проведения мастер-класса.
2. Приглашение мастеров производственного обучения и преподавателей дисциплин профессионального цикла филиалов ФКП образовательного
учреждения № 46 .
3. Оформление презентации с пошаговой инструкцией формирования профессиональных компетенций и творческих способностей у обучающихся через изготовление доски разделочной.
Ход мастер-класса
1. Организационный этап – вводная часть 3 минуты:
приветствие участников;
формирование группы участников мастер-класса.
2. Мотивационный этап – 5 минут:
вступительное слово мастера производственного обучения, в котором применяется технология «вызова интереса» путем сравнения обычного продукта и того, что получится в ходе мастер-класса. Мастером демонстрируются готовые изделия, находящиеся в мастерской.
постановка проблемы: «Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться делать нечто подобное своими руками?»;
сообщение темы, актуальности, цели мастер-класса;
мотивация на предстоящую деятельность с помощью краткого сообщения о материалах, которые будут изготавливаться на мастер-классе (из которых будет сделана доска разделочная).
3. Основная демонстрационная часть (Практический этап) – 30-35 минут:
сообщение требований по соблюдению техники безопасности перед выполнением трудовых приемов;
показ мастером основных приемов с комментариями;
демонстрация заготовок из древесины после каждого этапа в соответствии с инструкционно - технологической картой;
консультирование, оказание помощи участникам мастер-класса.
4. Комментирующая часть (Педагог-мастер поясняет те элементы своей работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер) – 5 минут.
Сравнение выполненных участниками мастер-класса работ с образцом-эталоном, оценка полученного результата.
5. Заключительный этап (Рефлексия) – 5 минут:
Обсуждения мастер-класса самими участниками.
Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса: проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:
- анализ полученных результатов;
- анализ активности действий участников мастер-класса;
- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике;
- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?»;
- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера производственного обучения и участников мастер класса).
Конспект мастер-класса
1. Вступительная часть (5 мин.)
«Самый ценный подарок, который
ты можешь преподнести кому-либо – это твое время,
потому что ты отдаешь то, что никогда не сможешь вернуть….»
О. Хайям
Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса: «Формирование творческих способностей у обучающихся через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной».
Во время производственного процесса остается множество мелких разного цвета, фактуры и формы, которым тяжело найти применение. Но даже самые маленькие, обрезки древесины можно превратить в интересное и необычное полотно.
При выборе темы мастер-класса я основывалась на следующие факторы:
- в основном все обучающиеся по профессии «Мастер столярного и мебельного производства» работают с материалом, производят раскрой и соединение деталей. После этой работы остаются обрезки и отходы, из которых, приложив фантазию можно изготовить уникальные вещи;
- доступность – все обрезки и отходы досок не нужные материалы и всё идёт в дело;
- себестоимость поделки - данное преимущество вырастает из первого; на изготовление изделия вы не потратите никаких средств, ведь материал и инструменты уже есть;
- разнообразие – из обрезков и отходов досок можно сделать огромное количество поделок, как просто декоративных, так и помогающих в быту.
Для начала предлагаю вашему вниманию посмотреть фотографии работ, которые можно сделать применяя отходы производства и на готовые изделия, находящиеся в кабинете. (Приложение № 1).
Вас заинтересовали эти работы? Хотите научиться делать нечто подобное своими руками?
Цель моего мастер-класса:
- повышение профессионального мастерства педагогических работников – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Реализация поставленной цели планируется через достижение следующих задач:
- ретрансляцию уникального преподавательского опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов профессиональной деятельности;
- создание условий профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогических работников;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников мастер-класса через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной и при изготовлении сувенирной продукции;
- совместную отработку технологических подходов и приёмов в соответствии с инструкционно - технологической картой и правилами техники безопасности;
- рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса при выполнении практических приёмов.
Сегодня:
- я вам расскажу об особенностях изготовления полезных предметов через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной;
- я вам покажу не только необходимый набор инструментов, но и основные приемы последовательности выполнения операций по изготовлению доски разделочной через применение отходов деревообработки;
- я вас научу приемам по изготовлению доски разделочной через применение отходов деревообработки.
2. Основная демонстрационная часть (30-35 мин.)
2.1. Сообщение сведений об особенностях приемов деревообработки.
Прежде чем говорить об особенностях техники по изготовлению доски разделочной через применение отходов деревообработки и выбора материала вспомним историю. Но обо всем по порядку...
2.2. Показ инструментов и основных приемов выполнения последовательности операций по изготовлению доски разделочной.
Что понадобится для работы? Какие инструменты?
Материалы.
Выбор материала для изготовления
Пластик, керамику и стекло отметаем сразу. И не только потому, что эти материалы плохо поддаются ручной обработке. Но и из-за их высокой твердости и негативном воздействии на лезвие ножа, которое быстро тупится при соприкосновении с такими поверхностями.
Порода дерева
В первую очередь нужно определиться именно с этим вопросом, основываясь на таких требованиях, как износостойкость и долговечность доски. Самый бюджетный вариант – сосна. К её недостаткам относится мягкость и рыхлость древесины, на которой при активном использовании остаются следы от ножа, а от частого мытья доска может разбухнуть. Но для нарезки хлеба и приготовления бутербродов она вполне годится. Главное, чтобы дерево было сухим и не смолистым.
Разделочная доска торцевая из сосны Разделочная доска из спила березы
Береза – чуть дороже, но отличается хорошей твердостью. Однако коробится от влаги и не обладает выраженным рисунком.
Бук, вишня, дуб, акация – самые подходящие породы дерева для изготовления разделочных досок любого назначения. Плотные, твердые, красивые и не очень дорогие.
Заготовки Разделочная доска из бука
Инструменты.
- струбцины;
- кисть;
- производственные отходы досок и брусков из древесины бука;
- столярный клей ПВАD3
Оборудование.
- шлифовальная машинка с расходными принадлежностями;
- циркулярная пила;
- рейсмус (фуганок);
Уважаемые коллеги!
Перед тем, как мы с Вами перейдем непосредственно к практической части, акцентирую Ваше внимание на основные требования по соблюдению техники безопасности перед выполнением работ.
Требования безопасности перед началом работ
Правила безопасности при работе c электроинструментом‘
Работа в раскройных цехах в основном связана с круглопильными станками, являющимися объектом повышенной опасности. Технологический процесс должен быть организован так, чтобы исключалась необходимость соприкосновения работающих с материалом, движущимся со скоростью более 0,3 м/с. Круглопильные станки с ручной подачей для обработки материалов короче 400 мм и шириной менее 30 мм должны быть оснащены специальными приспособлениями или кареткой для закрепления и надежного прижима материалов.
Длина обрабатываемых материалов на круглопильных станках с механической подачей должна превышать расстояние между передними и задними подающими вальцами не менее чем на 100 мм.
Удаление кусковых отходов древесины от станков должно быть механизировано, а очистка воздуха должна осуществляться с помощью систем аспирации.
Регулировка, наладка, смазка, чистка оборудования, смена инструмента и другие работы должны выполняться квалифицированными рабочими после полного отключения оборудования от источников электропитания.
Режущий инструмент необходимо готовить к работе и эксплуатировать в соответствии с технологическими режимами подготовки инструмента (РПИ). Переноска режущего инструмента должна осуществляться безопасным способом с применением специальных футляров, ящиков или другой тары.
Расположение оборудования, установок, механизмов должно обеспечивать свободные проходы, удобное и безопасное их обслуживание. Режущий инструмент должен быть закрыт специальным защитным кожухом. Исправность оградительных, предохранительных, блокировочных, тормозных устройств и заземления обеспечивается лицами, ответственными за безопасность работ и исправное состояние оборудования.
Цеха по раскрою заготовок из цельной древесины и древесных материалов по пожарной опасности относятся к категории В, поэтому в данных цехах запрещается курение (кроме отведенных для этого мест), хранение легко воспламеняющихся и горючих материалов и жидкостей, проведение сварочных работ без соответствующей квалификации и разрешения руководителя, пуск оборудования с неисправной электропроводкой.
Все рабочие цеха должны пройти инструктаж по технике безопасности, что должно быть зафиксировано документально.
Как самому сделать поделку?
Процесс создания поделки можно разделить на три главных этапа: продумывание конструкции изделия, заготовка и обработка материала, сборка.
Отдельно стоит выделить процесс украшения. Он не обязателен, для простейших поделок его можно откинуть. Для более сложных изделий украшение происходит после обработки материала, а иногда и после сборки готового изделия. (Приложение № 2)
Продумывание конструкции изделия (Приложение № 1).
Именно с продумывания конструкции будущего изделия следует начинать изготовление поделки. В том случае, если поделка будет простой, то в составлении точных размеров нет никакой необходимости. Если же изделие планируется сложным по форме и со множеством компонентов, входящих в конструкцию, то стоит заранее рассчитать габариты того или иного компонента, а также метода их соединения между собой.
Заготовка материала и его обработка
Чем хороша эта техника?
1) Не требует никаких особых навыков и никакого таланта.
2) Из материалов нужны лишь размерами заготовок.
3) В работу идёт всякий мусор или не кондиция.
4) Набрасывать мусор на основу можно как угодно! Как угодно! Можно набросать мелкие обрезки, можно разложить большие заготовки, можно совместить маленькие детальки с большими. Можно положиться на случай и создать хаотичную картинку. А можно предусмотреть некую "идею" и выложить узор в виде, например, полос, среза слоистого камня, шахматной доски и проч.
5) Декоративные элементы можно опять же проложить по-разному: в виде правильной сетки с углами 90 градусов, в виде сетки под углом, в виде волнистых линий и проч.
Разметка материала на составные части
Технология работы такова:
- раскладываем на рабочей поверхности первый слой ;
Торцевые доски могут служить очень долго, 10 лет не предел. Конечно же, как и любая хорошая вещь, они требуют правильного ухода - своевременного покрытия маслом и бережного хранения. Итак, как же изготавливаются торцевые доски? Традиционно, для начала необходимо отобрать качественную древесину. Бук - эта порода очень плотная, особенно с торца, и отлично подходят для наших целей. Нам нужно склеить щит.
Выравниваем Напиливаем
Подбираем рисунок Выбираем клей
для торцевых досок мы используем клей Клеим
класса максимальной водостойкости
Зажимаем в струбцину
Ожидание 24 часа Обработка фуганком
Шлифуем Самый приятный момент –
покрытие маслом с воском.
Сборка поделки
Оцените изделие, учитывая время, трудоемкость, сложность изготовления и эстетический внешний вид. Что скажете? Можете выделить достоинства и недостатки изделия?
Педагог-мастер призывает оценить изделие изготовленное через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной.
После показа трудовых приемов мастера, к работе приступают участники мастер-класса. Педагог-мастер наблюдает за ходом их работы, корректирует, консультирует и следит за соблюдением техники безопасности. После выполнения работ участники мастер-класса сравнивают свои (выполненные) заготовки (изделия) с образцом-эталоном. Делятся мнениями друг с другом.)
3.Заключительный этап. Рефлексия. (5 мин.)
Итак, уважаемые коллеги! Сегодняшнее занятие, где был продемонстрирован пример применения отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной подошло к завершению.
Прошу Вас обсудить мастер-класс между собой, высказать свои замечания и пожелания, личные мнения о пользе проведённого занятия и возможности применения полученных навыков в своей профессиональной практике .
Можете задавать вопросы, поделиться своими впечатлениями, сказать чему Вы научились.
(Обсуждения мастер-класса самими участниками).
Подведения итогов педагогом-мастером, анализ мастер-класса: проверка реализации поставленных задач и достижения цели через:
- анализ полученных результатов;
- анализ активности действий участников мастер-класса;
- высказывания пожеланий повторить и выполнить самостоятельно то, чему научились на мастер-классе, применить в своей профессиональной практике.
- коррекцию: «Что не получилось и почему?», «Хочу ли я это сделать и смогу ли я это выполнить самостоятельно?».
- выводы (дискуссия по результатам совместной деятельности мастера
производственного обучения и участников мастер-класса).
Учитывая заинтерессованность к теме, активное участие в работе и полученный результат говорит о том, что тема мастер-класса участниками освоена, цель достигнута. Все участники справились с поставленной задачей.
Подводя итоги можно сказать, что данная технология интересна, актуальна и может эффективно использоваться в учебном процессе и производстве.
Анализируя вышеизложенное можно полагать, что мастер-класс состоялся на оценку «__________________».
Самоанализ
Уважаемые коллеги, я представляю Вам самоанализ мастер – класса.
Данный мастер – класс проходил в филиале № 2 ФКП образовательного учреждения № 46 по профессии СПО «Мастер столярного и мебельного производства».
Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогических работников – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера; научить участников мастер – класса через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной.
В структуре мастер – класса можно выделить несколько этапов:
Организационный, мотивационный, демонстрационно – практический, заключительный.
На мастер – классе использовались следующие методы обучения: наглядно – демонстрационный и практический. Каждый показ трудовых приемов сопровождался подробными комментариями, пояснениями по выполнению конкретной технологической операции и демонстраций изделий – образцов, подготовленных на каждый этап технологического процесса для визуального сравнения.
Использовались такие приемы: неожиданное открытие, погружение в историю и другое.
Предлагались разные формы работы: коллективная работа, работа в парах и индивидуальная.
Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, готовые изделия (творческие работы), образцы постадийной обработки, образцы – эталоны, технические средства обучения.
Особенно хорошо удалось воплотить на мастер – классе предфинишный процесс.
Не удалось или совсем не удалось ________ потому что _______.
Спасибо, я готов ответить на Ваши вопросы.
(Приложение № 2).
Примеры декоративных поделок
Такие изделия предназначены просто для того, чтобы радовать глаз хозяев и гостей.
Приложение № 1
Подставка под горячее, выполненная через применение отходов деревообработки при изготовлении доски разделочной