Мастер – класс на тему «Методика Эдварда де Бона как один из технологий при изучении художественной литературы
Учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 15 г Якутска Республики Саха( Якутия) Филатова Л.Г.
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «За высшей мудростью - в народную сказку».
Технология: Развитие критического мышления
Метод: метод шести шляп.
Цели:
Открыть новое в обыденном, привычном;
Научить в тексте находить глубинный смысл, анализировать его.
Понять, что в русском фольклоре есть высшая мудрость, скрытая за внешней простотой и кажущейся примитивностью.
Сказка. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (детство, сказочные герои, детские книжки)
Вспомните названия самых первых народных сказок, которые вы услышали в детстве? А хорошо ли помните «Курочку Рябу»? Кто ее расскажет?
Слова этой сказки запоминаются легко и навсегда. Наверное, это одна из немногих сказок, которую каждый знает наизусть. А почему? ( короткая по размеру, сюжет очень простой)
Но ведь коротких и простых сказок много, а лучше помнится именно эта. Может, какая-то тайна кроется в этой незатейливой сказке? Оказывается, народ в ней выразил свое мировоззрение, знания о мире. И сегодня мы докопаемся до корней, дойти до сути, выяснить, о чем эта сказка и чему она учит?
Показ мультфильма «Курочка Ряба». Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу вам яичко не золотое, а простое.
Давайте порассуждаем над этой сказкой. Выберите понравившуюся вам шляпу.
Определение проблемы текста
Авторская позиция
Доказательство вашей позиции (литературный или жизненный пример)
Заключение
Каждая шапка имеет значение: красная шапка - эмоциональное восприятие текста, зеленая шапка-
Почему дед и баба сами стремились разбить яйцо, а когда результат был достигнут, они почему-то недовольны?
Почему у деда и бабы не хватило сил разбить яйцо, а крошечная мышка его разбила?
Подумайте и выберите подходящую по смыслу пословицу?
Почему дед и баба плачут?
Почему в качестве выхода из тупиковой ситуации, курочка обещает им вместо золотого яичка снести простое?
В каком художественном произведении можно увидеть проблему данной сказки?
Белая шапка-факты
С кем жили дед и баба?
При помощи чего разбила мышка яйцо?
Желтая шляпа - позитивное мышление
Какие положительные стороны можете увидеть в этой сказке?
Черная шляпка – отрицательная оценка героя
Какие отрицательные черты характера вы увидели в героях?
За что их можно поругать?
С чем вы не согласны?
Красная шляпа - эмоции ( чувства, которые вызывает у вас герой)
Какие чувства переживают герои?
Какие чувства вы испытываете к ним?
Зеленая шляпа-творчество
1.Напишите пословицу, подходящую по смыслу?
2.Напишите эту сказку в других стилях
3. В какой сказке можно увидеть данную проблему?
Синяя шляпа – аналитическая
Почему дед и баба сами стремились разбить яйцо, а когда результат был достигнут, они почему-то недовольны?
Почему у деда и бабы не хватило сил разбить яйцо, а крошечная мышка его разбила?
Почему дед и баба плачут?
Что есть яйцо? Какой смысл он несет?
Таким образом, я на уроках, готовя учащихся к сочинению-рассуждению, использую этот замечательный метод шести шляп, где учащиеся, сами выбирая по цвету шляпы, строят сочинение по критериям ( ЕГЭ, ОГЭ)
Пословицы:
Что имеем — не храним, потерявши — плачем
не жили богато, так и не чего начинать
старость – не радость