Мастер- класс учителя биологии МБОУ ООШ №20 Калединой Л.В.
Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги!
(слайд 2)
--Цветы - великий дар природы, это жизнь и неопознанная красота. Невозможно не удивляться многообразию и красоте этих чудесных растений!
Иногда достаточно лишь одного цветка для радости и счастья! ( слайд 3)
----Я предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках: живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? (Ответы участников).
Безусловно, живой цветок. (слайд 4)
Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать. (слайд 5) Когда искренне любишь природу, красоту найдешь везде.
Слайд 6
--Я приглашаю вас в мир биологии.
Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!"
-- Я, Каледина Л.В, учитель биологии школы №20, рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.
Спасибо за поддержку, начинаем наше занятие..
--В году четыре сезона. Это зима, лето, осень и весна.. Каждый из вас родился в одно из этих прекрасных времен года. Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью. Давайте создадим группы? Приглашаю за первый стол 2 человека – тех, кто родился зимой, (слайд 7)
за 2-й – кто родился весной, (слайд 8 )
за 3-й- тех кто летом (слайд 9),
за 4-й - тех, кто осенью. (слайд 10)
Слайд 11
Сегодня на занятии мы узнаем насколько тесно связана биология с другими науками, а так же я поделюсь с вами опытом и расскажу о том, как мной на уроках биологии осуществляется связь с химией, литературой и другими предметами.
Искусством слова называют,
Витиеватость дивных фраз,
Жуковский, Пушкин и Некрасов,
Их подарили нам не раз!
О какой науке идет речь? ( О ЛИТЕРАТУРЕ) (Слайд 12)
Каждая группа получает задание. В виде стихотворения о растении, животном, или биологическом процессе. НО! В виде отдельных строк. Сложите их в одно произведение. Представитель от каждой группы сообщит нам, что получится. На выполнение данного задания отводится 2 мин.
1-я группа: (Весна)
Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки-
Белые цветочки-крошки.
Задание:
Сложить стихотворные строки и узнать название весеннего цветка. (Ландыш, колокольчик)
2-я группа: (Зима)
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки
Задание: в каком лексическом значении используется ключевое слово в этом стихотворении. (Клетка – основа всей жизни)
3-я группа: (Лето)
Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!
Задание: как аист связан с демографической ситуацией в стране?
4-я группа: (Осень)
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Задание: какое фенологическое явление природы изобразил поэт?
Спасибо! Молодцы! Все справились.
На своих уроках я приветствую развитие творческих способностей детей. С этой целью я предлагаю учащимся пробовать сочинять стихи на экологические темы. Прочитаю выдержку из поэтической тетради ученицы 5 класса:
С природой спорить бесполезно
Она одержит верх всегда
В ней просто все,
Предельно честно
И по-другому с ней нельзя
Послушайте следующую загадку!
2. Наука эта в жизни нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Какой предмет ответит? (Ответ: ХИМИЯ) Слайд13.
Каким же образом химия взаимодействует с биологией?
На этот вопрос мы найдем ответ рассмотрев химический состав клетки на уроке биологии. Итак, что бы доказать, что в клетке есть не только вода и минеральные вещества, но и органические, такие как белки жиры и углеводы. Предлагаю группам провести химические эксперименты по инструкции, а выводы мы сделаем вместе.
Подводим итоги опытов.
На своих уроках я часто пользуюсь опытами и экспериментами, показывающими взаимосвязь биологии и химии.
Переходим к следующей науке.
3. Красный, синий, золотой,
Расскажи, еще какой?
Желтый, белый и зеленый,
Серебристый и бордовый...
Да, не хватит мне листа,
Чтобы показать... (цвета)
О какой науке идет речь? (о ИЗО) Слайд 14
«Природа» -Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение трех минут, на выданных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы. (слайд 15 муз)
На выполнение работы отводится 3 минуты.
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой
музыки голосов природы.
А теперь ( обращении к залу), я предлагаю всем остальным, стать участниками «Аукциона идей», (слайд 15) победителями будет те, кто назовет как можно больше идей, где можно применить знания по биологии в жизни. Для этого у Вас есть листики и карандаши.
Время вышло! Прошу группы отложить крандаши и продемонстрировать свои работы. (Демонстрация работ)
Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.
Все молодцы! Очень хорошо справились с заданием!
Подведем итоги АУКЦИОНА ИДЕЙ. Слайд 16
И начнем с тех, кто предложил большее количество идей: 10 идей, 9-8-7 (Зачитайте нам ваши идеи)
Называем победителей.
Рефлексия.
Конечно, в пределах одного занятия невозможно раскрыть многообразие метапредметных связей на уроках бологии. Я показала Вам лишь малую толику возможного.
Итак. Мой мастер-класс подошел к концу., и я хочу, что бы наш зал расцвел весенними цветами. (Слайд 17 муз) Если это занятие вас увлекло, поднимите свои цветы.
Всем спасибо за сотрудничество!
1-я группа: (Весна)
Задание:
Сложить стихотворные строки и узнать название весеннего цветка.
Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки-
Белые цветочки-крошки.
2-я группа: (Зима)
Задание: в каком лексическом значении используется ключевое слово в этом стихотворении.
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки
3-я группа: (Лето)
Задание: как аист связан с демографической ситуацией в стране?
Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!
4-я группа: (Осень)
Задание: какое фенологическое явление природы изобразил поэт?
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
1-я группа: (Весна)
Задание: Докажите, что растительная клетка содержит такое органическое вещество, как жир.
Описание опыта: перед Вами семена подсолнечника, положите их в салфетку и размните ступкой. Затем семена удалить и рассмотреть салфетку.
2-я группа: (Зима)
Задание: Доказать, что растительные клетки содержат такое органическое вещество, как белок. Растительный белок – клейковина. Название подтверждает его свойство – клеится, т.е. липнуть
Описание опыта: Перед вами тесто из пшеничной муки, помните его пальцами, растяните. Судя по свойствам теста, можно сделать вывод о наличии растительного белка клейковины.
3-я группа: (Лето)
Задание: Докажите, что растительная клетка содержит такое органическое вещество, как углевод. Растительный углевод крахмал, при действии на него иодом, поменяет свой цвет на фиолетовый.
Описание опыта: Перед вами химический стакан с водой, в которой находится тесто из пшеничной муки. Выньте мешочек с тестом, немного отжав его. Капните в полученный раствор несколько капель иода.
4-я группа: (Осень)
Задание: Докажите, что растительная клетка содержит такое органическое вещество, как углевод. Растительный углевод крахмал, при действии на него иодом, поменяет свой цвет на фиолетовый.
Описание опыта: Перед Вами клубни картофеля. Капните на свежий срез несколько капель иода.
Аукцион идей:
Аукцион идей:
Аукцион идей:
Аукцион идей: