СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: "Межпредметные связи на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс готовился и был использован для педагогического конкурса "Лучший учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: "Межпредметные связи на уроках биологии"»

Мастер- класс учителя биологии МБОУ ООШ №20 Калединой Л.В.

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги!

(слайд 2)

--Цветы - великий дар природы, это жизнь и неопознанная красота. Невозможно не удивляться многообразию и красоте этих чудесных растений!

Иногда достаточно лишь одного цветка для радости и счастья! ( слайд 3)

----Я предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках: живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? (Ответы участников).

Безусловно, живой цветок. (слайд 4)

Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать. (слайд 5) Когда искренне любишь природу, красоту найдешь везде. 

Слайд 6

--Я приглашаю вас в мир биологии.


Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!"

-- Я, Каледина Л.В, учитель биологии школы №20, рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.

Спасибо за поддержку, начинаем наше занятие..

--В году четыре сезона. Это зима, лето, осень и весна.. Каждый из вас родился в одно из этих прекрасных времен года. Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью. Давайте создадим группы? Приглашаю за первый стол 2 человека – тех, кто родился зимой, (слайд 7)

за 2-й – кто родился весной, (слайд 8 )

за 3-й- тех кто летом (слайд 9),

за 4-й - тех, кто осенью. (слайд 10)

Слайд 11

Сегодня на занятии мы узнаем насколько тесно связана биология с другими науками, а так же я поделюсь с вами опытом и расскажу о том, как мной на уроках биологии осуществляется связь с химией, литературой и другими предметами.







  1. Искусством слова называют,

Витиеватость дивных фраз,

Жуковский, Пушкин и Некрасов,

Их подарили нам не раз!

О какой науке идет речь? ( О ЛИТЕРАТУРЕ) (Слайд 12)

Каждая группа получает задание. В виде стихотворения о растении, животном, или биологическом процессе. НО! В виде отдельных строк. Сложите их в одно произведение. Представитель от каждой группы сообщит нам, что получится. На выполнение данного задания отводится 2 мин.



1-я группа: (Весна)



Возле леса, на опушке,

Листья, как у зайца ушки.

Очень гладкие, большие

И блестящие такие.



Стебелёк довольно тонкий,

А на нём бубенчик звонкий,

Как жемчужные горошки-

Белые цветочки-крошки.



Задание:

Сложить стихотворные строки и узнать название весеннего цветка. (Ландыш, колокольчик)



2-я группа: (Зима)



Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки


Задание: в каком лексическом значении используется ключевое слово в этом стихотворении. (Клетка – основа всей жизни)

3-я группа: (Лето)

Аист – огромная птица: 
Крыльев гигантский размах. 
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,

Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье. 
И – иногда – малышей!

Задание: как аист связан с демографической ситуацией в стране?



4-я группа: (Осень)


Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.


Задание: какое фенологическое явление природы изобразил поэт?

Спасибо! Молодцы! Все справились.

На своих уроках я приветствую развитие творческих способностей детей. С этой целью я предлагаю учащимся пробовать сочинять стихи на экологические темы. Прочитаю выдержку из поэтической тетради ученицы 5 класса:

С природой спорить бесполезно

Она одержит верх всегда

В ней просто все,

Предельно честно

И по-другому с ней нельзя


Послушайте следующую загадку!

2. Наука эта в жизни нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
   Что мы носим, что едим,
   Чем здоровью мы вредим?
   Как кислоты выливать,
   Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Какой предмет ответит? (Ответ: ХИМИЯ) Слайд13.

Каким же образом химия взаимодействует с биологией?

На этот вопрос мы найдем ответ рассмотрев химический состав клетки на уроке биологии. Итак, что бы доказать, что в клетке есть не только вода и минеральные вещества, но и органические, такие как белки жиры и углеводы. Предлагаю группам провести химические эксперименты по инструкции, а выводы мы сделаем вместе.

Подводим итоги опытов.

На своих уроках я часто пользуюсь опытами и экспериментами, показывающими взаимосвязь биологии и химии.

Переходим к следующей науке.

3. Красный, синий, золотой,

Расскажи, еще какой?

Желтый, белый и зеленый,

Серебристый и бордовый...

Да, не хватит мне листа,

Чтобы показать... (цвета)



О какой науке идет речь? (о ИЗО) Слайд 14

«Природа» -Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение трех минут, на выданных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы. (слайд 15 муз)

На выполнение работы отводится 3 минуты.

Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой

музыки голосов природы.

А теперь ( обращении к залу), я предлагаю всем остальным, стать участниками «Аукциона идей», (слайд 15) победителями будет те, кто назовет как можно больше идей, где можно применить знания по биологии в жизни. Для этого у Вас есть листики и карандаши.

Время вышло! Прошу группы отложить крандаши и продемонстрировать свои работы. (Демонстрация работ)

Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.

Все молодцы! Очень хорошо справились с заданием!

Подведем итоги АУКЦИОНА ИДЕЙ. Слайд 16

И начнем с тех, кто предложил большее количество идей: 10 идей, 9-8-7 (Зачитайте нам ваши идеи)

Называем победителей.



Рефлексия.

Конечно, в пределах одного занятия невозможно раскрыть многообразие метапредметных связей на уроках бологии. Я показала Вам лишь малую толику возможного.

Итак. Мой мастер-класс подошел к концу., и я хочу, что бы наш зал расцвел весенними цветами. (Слайд 17 муз) Если это занятие вас увлекло, поднимите свои цветы.

Всем спасибо за сотрудничество!











































1-я группа: (Весна)



Задание:

Сложить стихотворные строки и узнать название весеннего цветка.







Возле леса, на опушке,





Листья, как у зайца ушки.





Очень гладкие, большие





И блестящие такие.





Стебелёк довольно тонкий,





А на нём бубенчик звонкий,





Как жемчужные горошки-





Белые цветочки-крошки.





















2-я группа: (Зима)



Задание: в каком лексическом значении используется ключевое слово в этом стихотворении.





Многоклеточные мы:



И поэтому должны



Клетки мышц мы упражнять,



Клетки мозга развивать.



Обеспечат эти клетки



Нам хорошие отметки





















3-я группа: (Лето)

Задание: как аист связан с демографической ситуацией в стране?



Аист – огромная птица: 


Крыльев гигантский размах. 


Аист на башнях гнездится


И на высоких домах,



Любит – не фрукты, не сласти –


Ящериц, жаб и мышей…


Людям приносит он счастье. 


И – иногда – малышей!

















4-я группа: (Осень)

Задание: какое фенологическое явление природы изобразил поэт?




Березы желтою резьбой


Блестят в лазури голубой,


Как вышки, елочки темнеют,


А между кленами синеют


То там, то здесь в листве сквозной


Просветы в небо, что оконца.






















1-я группа: (Весна)

Задание: Докажите, что растительная клетка содержит такое органическое вещество, как жир.

Описание опыта: перед Вами семена подсолнечника, положите их в салфетку и размните ступкой. Затем семена удалить и рассмотреть салфетку.









2-я группа: (Зима)



Задание: Доказать, что растительные клетки содержат такое органическое вещество, как белок. Растительный белок – клейковина. Название подтверждает его свойство – клеится, т.е. липнуть

Описание опыта: Перед вами тесто из пшеничной муки, помните его пальцами, растяните. Судя по свойствам теста, можно сделать вывод о наличии растительного белка клейковины.





3-я группа: (Лето)

Задание: Докажите, что растительная клетка содержит такое органическое вещество, как углевод. Растительный углевод крахмал, при действии на него иодом, поменяет свой цвет на фиолетовый.

Описание опыта: Перед вами химический стакан с водой, в которой находится тесто из пшеничной муки. Выньте мешочек с тестом, немного отжав его. Капните в полученный раствор несколько капель иода.



4-я группа: (Осень)

Задание: Докажите, что растительная клетка содержит такое органическое вещество, как углевод. Растительный углевод крахмал, при действии на него иодом, поменяет свой цвет на фиолетовый.

Описание опыта: Перед Вами клубни картофеля. Капните на свежий срез несколько капель иода.





Аукцион идей:











Аукцион идей:











Аукцион идей:











Аукцион идей:




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!