СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме "Рабство в древнем Риме"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс составлен в соответствие с методической темой "Развитие исследовательских навыков на уроках истории"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Рабство в древнем Риме"»

Мастер –класс «Рабство в Древнем Риме»

Стихотворная разминка

  1. Чтоб Италию на карте отыскать в короткий срок

Запомни, нужно полуостров найти, похожий на ….. (сапог)

  1. Конечно, путь туда не близкий, на полуостров … (Аппенинский)

  2. Довольно трудно проходимы крутые горы… (Аппенины)

  3. До сей поры в музее римском ей даже памятник хранится

И как же тут не удивиться, что малышей спасла…(волчица)

  1. Ромул гордился местом сим, ведь им основан город … (Рим)



Продолжим разговор о Римской республике. Поговорим об одном явлении, которое было характерно для Рима в древности. А начнем мы разговор с ребуса.



Какой бывает труд? (приносящий удовольствие, если выбираем по душе и тяжелый, каторжный) (слайд презентации)

Как называют людей, которые трудятся на тяжелых работах, которые практически являлись вещью?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Аристотель говорил, что существует 3 вида орудий труда: немые, мычащие и говорящие (слайд)

Сейчас работая с документами, нам нужно будет заполнить таблицу

Рабство -

Источники рабства

Где применялся труд рабов





Источники рабства.

«Покоряя  ту  или  иную  страну, римские  полководцы  обращали  в  рабство  десятки  тысяч  военнопленных  и  мирных  жителей. В  результате  завоеваний  в  Римском  государстве  появилось  большое  количество  дешевых  рабов»


«В  неурожайный  год  приходилось  брать  земледельцам  в  долг  зерно  или  серебро  у  знатного  соседа. На  участке  земледельца  ставили  долговой  камень, и бедняк  лишался  покоя  и  сна. Не  отдаст  он  в  срок  долг – отберут  у  него  участок. И  если  такой  несчастный  снова  не  мог  вернуть  долг, то  был  вынужден  отдавать  жену, детей, а  то  и  самого  себя  в  рабство»



«После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул  продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала.  В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности»


«Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами  становились  дети  рабов, то  есть  распространилось  наследственное  рабство»


Итак, рабство в Риме носило массовый характер. Это была одна из особенностей рабовладения в Риме.



Где использовался труд рабов.

  1. Марк Порций Катон (234—149 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. 
    Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей.

Содержание рабов: паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5. Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

  1. При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах.

Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. Встречаясь с нами , дети боязливо жались к стенам и жмурились: видимо, свет факелов причинял им боль. Самым тяжелым трудом, считался труд рабов на рудниках Древнего Рима

- И это живые люди!

Остроменская Н. Ф.

Ветеран Цезаря. М.,1969, с. 79- 80



  1. Учебник на с. 240 прочитать 3 пункт § 49 “Рабы в богатом доме”, просмотреть иллюстрации к параграфу. Где еще применяли труд рабов?

  2. В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.



Закрепление. Игра «Да-нетка»

  1. Самым распространенным способом пополнения рабов были многочисленные войны (да)

  2. Дети рабов могли выкупится на свободу (нет)

  3. За долги свободный человек мог стать рабом (да)

  4. Легче всего приходилось рабам в рудниках (нет)

  5. Амфитеатром называли дом зажиточного землевладельца(нет)

  6. Гладиатор- это сражающийся на потеху зрителям.(да)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!