СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Приемы кооперативного обучения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы кооперативного обучения дают возможность всем ученикам принять на себя активную роль, научиться организовывать работу внутри группы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Приемы кооперативного обучения на уроках английского языка»

Мастер класс

по теме «Приемы кооперативного обучения

на уроках английского языка»

учителя английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»

г. Курска

Питиной А.Ю.

Слайд 1

Проектная методика дает возможность вести работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Слайд 2

Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку или почитать другую литературу, не предусмотренную школьной программой.

Слайд 3

Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Слайд 4

Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом — это сбор информации — обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом.

На этом этапе и приходят нам на помощь приемы кооперативного обучения

Слайд 5

Работая над проектом, наши ученики, следуя древней мудрости «Одна голова хорошо, а две лучше» , объединяются в группы. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая касается каждого сидящего здесь учителя.

Я заметила, что при выполнении различных заданий, во время которых требуется работать в группах смешанного состава, дети не умеют взаимодействовать, организовать работу внутри группы, не всегда могут договориться и найти общее решение. Одни учащиеся работают активно, другие же – нет, и даже при выполнении групповой работы отдельные ученики выполняют всю работу, которая должна быть выполнена всеми участниками группы. Знакомая картина?

Решение этой проблемы я нашла в использовании новых технологий. К технологии кооперативного обучения я пришла не сразу, но уже первые сдвиги в коммуникативном поведении ребят убедили меня в том, что технология работает на требуемый результат. Она дает возможность всем ученикам принять на себя активную роль, включиться в познавательную деятельность в ходе урока, научиться организовывать работу внутри группы, а учителю организовать полноценную образовательную деятельность. Только при таком условии возможно сформировать навыки коммуникации.

Тема моего мастер класса «Приемы кооперативного обучения»

Я предлагаю вам определить свое отношение к теме мастер класса

Слайд 6

-Я никогда не слышал о данной технике

-Я знаком с данной техникой, но редко использую ее в своей работе

-Я активно пользуюсь этой техникой на уроках



Большинство учителей даже не подозревают, что используют

постоянно не менее 10-15 из приемов кооперативного обучения.

Слайд 7

«Все новое-это хорошо забытое старое»

Идея кооперативного обучения не нова: опытные коллеги узнают здесь основы педагогики сотрудничества и увидят элементы системно-деятельностного подхода. Истоки становления кооперативного обучения заложены в трудах Я. Коменского, Л. Выготского. Разработкой современных идей кооперативного обучения занимаются такие исследователи, как Роджер и Дэвид Джонсон (Roger и David Johnson). Изучив литературу по теме, я стала использовать приемы технологии кооперативного обучения на своих занятиях.

Но сначала поддержим кооперативный дух вместе в этой аудитории и познакомимся.

- Узнайте, как зовут вашего соседа справа… и слева. Познакомьтесь, пожалуйста. (время…..) Замечательно.

Задумайтесь на несколько секунд, уважаемые коллеги, что означает для Вас понятие «кооператив»?

Слайд 8

Подумайте самостоятельно в течение 10 секунд, не совещаясь. Подумали? Кто может сказать свой вариант?

Слайд 8

А теперь подумайте, что такое кооперативное обучение? Также самостоятельно. Подумали?

Теперь поделитесь свои мнением с коллегой рядом, обсудите ваши мнения.

Скажите, в каком из двух случаев вам было легче сформулировать свои выводы, после самостоятельного обдумывания проблемы или после обсуждения ее с коллегой?

Поднимите руку, кто считает, что кооперативное обучение – это обучение работать в группе.

А кто считает, что это умение работать самостоятельно? На самом деле и те, и другие абсолютно правы.

- Кооперативное обучение заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в интеграции всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика, и вы уже поучаствовали в таком обучении, пройдя три шага:

Слайд 9

«Подумай. Поделись с товарищем. Представь результат классу.»

Задача первого этапа- разделение детей. Но мы не должны забывать, что наша цель при этом

  • создать команды (а не группы);

  • выработать навыки, которые необходимы в работе в команде;

  • повысить мотивацию к учебе;

  • построить дружелюбные и толерантные отношения в команде;

  • улучшить микроклимат в классе.

Слайд 10

CORNERS (УГЛЫ)

В зависимости от темы учитель задает вопрос или дает утверждение. Например, “What is your favourite colour: red, green. blue or yellow?”.Развешивает (заранее) варианты ответов на разных стенах или углах класса, дает время подумать самостоятельно и предлагает подойти к своему выбору ответа. С ближайшим партнером дети должны обменяться своими мнениями. Например, по 30 секунд каждый. Время контролирует учитель. Затем учитель фронтально просит нескольких учеников поделиться или своим мнением или мнением партнера по дискуссии, в зависимости от постановки вопроса учителя.

 

КАРУСЕЛЬ

В команде нужно рассчитаться на первый-второй. Все обучающиеся под номером «1» образуют внутренний круг, а те, которые под номером «2»- внешний. Партнеры по кругу должны встать лицом друг к другу. Затем учитель называет какое-нибудь число. Например «3», что значит, количество шагов, которые должны сделать дети внешнего друга по часовой стрелке. В результате, обучающийся оказывается лицом к лицу с новым партнером. Если в классической групповой работе дети всегда работают с одним и тем же партнером, то благодаря данной структуре появляется возможность поделиться мнением с разными людьми, что очень важно для развития социального навыка. Дети учатся налаживать контакт с разными людьми. Итак, сделав нужное количество шагов и встретившись с новым собеседником, дети должны поздороваться и сказать: «I’m glad to see you”. Затем учитель задает вопрос “What is your favourite season? Why” и дает время подумать.Все номера под номером «1» начинают свое высказывание(могут начать и дети под номером «2»). У каждого круга по одной минуте для того, чтобы высказать свое мнение. Учитель тем временем ходит среди детей и контролирует процесс. После того, как дети обменялись своими мнениями, они должны поблагодарить друг друга.

 

MIX-FREEZE-GROUP (СМЕШАТЬСЯ-ЗАСТЫТЬ-СГРУППИРОВАТЬСЯ)

Под музыку обучающиеся ходят и «смешиваются» по классу. Учитель прерывает музыку и говорит «Freeze», то есть в этот момент никто не должен двигаться. Убедившись, что все застыли, учитель задает вопрос, ответ на который должен состоять из цифры. Например, сколько слогов в слове «Library»? Три. Соответственно, дети должны образовать группу из 3 человек. В зависимости от возраста детей, материала вопросы могут быть разными: How many seasons are there in a year?


LINE-UPS (ВЫСТРОЙСЯ В РЯД)

Дети выстраиваются друг за другом в зависимости от вопроса учителя. Например: «Line up from youngest to oldest» (выстроиться нужно от самого младшего до самого старшего). Такого вида задания позволяют узнать друг друга еще ближе. Эти вопросы можно продолжить, например: «Что тебе нравится в месяце твоего рождения?» или «ты хотел бы быть моложе или старше?» и т.д.


 

.Здесь мы рассмотрели 4 структуры, которые можно использовать делении класса на команды. Но есть и другие, например: Formations (Образовать фигуры), Stir-the-class(Смешение класса) и т.д.

 

    Работая вместе, дети понимают что: «None of us is as smart as all of us» (Ни один из нас не умнее всех нас взятых вместе»).

      

Более того, каждая команда может придумать свой девиз и свою речевку.

Слайд 11

Две головы учатся лучше, чем одна. Эта перефразированная пословица как нельзя лучше подходит ситуации, в которой находятся учащиеся. Совместная групповая работа – это важная составляющая эффективного обучения. Однако, обучение в команде – это гораздо больше, чем просто «работа вместе». Главная задача работы в группах – вовлечь учащихся в процесс обучения, подразумевающий разделяемую всеми, общую цель. Такое объединение в группу позволяют учащимся работать вместе, и, тем самым, делать учебный процесс максимально эффективным для себя и для других.


Многие учителя, учащиеся и родители опасаются, что учащиеся с высокой успеваемостью берут на себя большую часть работы. Чтобы обучение в группах было эффективным и позволяло с пользой использовать время, проведенное в классе, учащихся должны четко представлять распределение обязанностей, групповые цели и индивидуальную ответственность.

В обучении в сотрудничестве нет «молчунов и болтунов», каждый в равной части принимает участие.

Краткая характеристика ролей в кооперативных группах

1. Докладчик: представляет свай текст; излагает его убедительно, грамотно, в логической последовательности; использует, если необходимо схемы, иллюстрации; отвечает на вопросы, аргументировано возражает оппонентам.

2. Понимающий: ставит докладчику вопросы а) на уточнение («Уточните, пожалуйста»); б) на понимание («Правильно ли я Вас понял?; далее понимание интерпретируется смысл сказанного докладчикам); в) на развитие («Можно ли Вашу мысль, идею, позицию представить, развить, дополнить следующим образом?»).

3. Лидер: организует работу, предпринимает усилия, чтобы все были активны, заботится, чтобы все усвоили материал, поощряет инициативу, организует подготовку общего доклада группы, организует рефлексию.

4. Наблюдающий: ведет наблюдение и, возможно записывает, как идет рабата в группе, какова культура общения внутри группы, фиксирует удачные моменты и проблемы, оценивает, в какой степени избранный вариант работы приблизил участников группы к цели.

5. Peдaктop: следит за правильностью выпал задания, наглядна оформляет результаты общей работы

6. Стимулятор: подбадривает партнеров, отмечает удачные идеи и решения.

7. Хранитель времени: следит за временем выполнения заданий.



Каждый прием кооперативного обучения состоит из нескольких шагов. Я привду пример по приему Numbered Heads Together («Пронумерованные головы, работающие вместе»).

Слайд 12

Идея этого приема состоит в том, что каждый учащийся получает свой порядковый номер (первый, второй, четвертый) и разрабатывает свой вариант ответа на вопрос. Когда вся группа выполнит задание, они обмениваются вариантами ответов и обсуждают их.

Вот примерные шаги использования этой структуры:

 Присвойте каждому учащемуся в группе номер от 1 до 4.

 Объявите проблему или вопрос (например: "Our school subjects")

 Все дети в группе готовят ответ на этот вопрос и вместе обсуждают варианты. Вся команда должна быть уверена, что любой ее участник может ответить на этот вопрос.

 Случайным образом (по жребию, например) вызовите к доске номера от 1 до 4 из каждой группы.

 Учащийся, чей номер выпал, пишет ответ на доске от всей команды. Команда не может ему помогать в данный момент. Если учащийся не слушал своих коллег во время обсуждения, то это очень плохо



Еще один прием - Timed Pair Share ("Временная кооперация парами").

Слайд 13

Прием рассчитан на 5-10 минут работы учащихся. Учитель группирует учащихся парами по какому-либо очень специфическому критерию, например: те, кто смотрел Олимпиаду в Бразилии с теми, кто не смотрел. Затем такие пары получают задание, например:

 партнер №1 имеет две минуты, чтобы объяснить партнеру №2, наблюдения за каким видом спорта доставило ему большее удовольствие,

 партнер №2 должен задать дополнительные вопросы об олимпиаде(ведь он ее не смотрел)

Время на обсуждение ограничено. После обсуждения учитель переходит к основной части урока. Деятельность в рамках этого приема структурирует деятельность учащихся и обеспечивает равные возможности участия в процессе всех учащихся.


Для того чтобы партнеры были активными по очереди, есть прием, который называется Round Robin

Слайд 14

Существует много вариаций “Round Robin”. Рассмотрим четыре вида:

  1. Single Round Robin. Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура только один круг (например, назвать любимый цвет).

  2. Continious Round Robin. Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура несколько кругов (например, назвать планеты или месяца).

  3. Timed Round Robin. После обдумывания каждый по очереди дает развернутый ответ в течение определенного времени (например, расскажите про самый счастливый день в вашей жизни).

  4. All Write Round Robin.Один из команды отвечает, остальные 3 участника записывают ответ (например, назовите страны Европы.

Использование той или иной вариации зависит от цели, которую ставит учитель при решении задачи.



Идея кооперативного обучения проста. Учитель дает задание, после чего весь класс делится на малые группы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены группы не выполнят поставленные задачи. Совместные усилия приводят к тому, что

Слайд 15

* - все участники процесса стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству, чтобы каждый выигрывал от успехов другого (Твой успех приносит пользу мне, а мой – тебе);

* -к признанию того, что все члены группы разделяют одну судьбу (Мы все тонем или плывем в одной лодке);

* -к знанию, что деятельность каждого есть результат деятельности одного и всех вместе (Мы не сможем сделать этого без тебя);

* -к чувству гордости и совместного триумфа, когда один член группы добивается успехов (Мы поздравляем тебя с успешным выполнением задания!).

В ситуации кооперативного обучения присутствует позитивная взаимозависимость целевых достижений учащихся.

Учащиеся при этом понимают, что они могут достигнуть своих целей только если другие члены группы также достигнут своих целей.

Использование приемов кооперативного обучения в проектной и учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать каждого члена команды успешнее и сильнее, как личность. Индивидуальная ответственность - ключ к уверенности в том, что каждый член команды обучается именно благодаря совместным усилиям, кооперации всей команды.

В заключение я хотела бы поздравить коллег с началом нового учебного года, пожелать здоровья, новых творческих достижений в вашей педагогической деятельности, и представить вашему вниманию небольшой мультфильм, просмотр которого у кого-то из вас вызовет некоторые ассоциации, а кому- то просто немного поднимет настроение. Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!