СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Приемы развития креативности и познавательной активности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Приемы развития креативности и познавательной активности младших школьников»»

- Какое у вас настроение?

- Готовы ли вы к творческой деятельности?

III Этап. Активизация творческого мышления участников.

Шутливая разминка. Цель: Инициировать творческую атмосферу, побудить участников к сочинительству.

Предлагаю участником объединиться в 4 группы по цвету листочков, приклеенных в программки. Работа в группах. Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания дается 5 минут)

Варианты:


1. Все любят послушных, приветливых деток,

Капризных, упрямых не любит никто …

2. Родители, часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь …

3. Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять …

4. Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не надо надувать …


II Этап. Информирование о целях и задачах мастер-класса.

Цель: развития креативности и познавательной активности младших школьников.

Задачи:

1. Активизация мыслительной деятельности и реализации творческих способностей участников.

2. Апробация и обсуждение эффективности средств и методов развития творческого мышлениявоображения и познавательной деятельности.


IV Этап. Актуальность выдвинутой проблемы.

Проблема – Как сделать увлекательным и полезным обучение ребенка в начальной школе?

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации: компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. Человек сталкивается с массой творческих задач не только в профессиональной и научной деятельности, но и в бытовой жизни. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму.

Л. С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли (осмысленной инициативности, развивает интересы, способности, общительность и является основой формирования творческой личности.)

Пути преодоления:

- Решение задач творческого характера;

- Создание творческого продукта;

- Формирование познавательной мотивации.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Опыт показывает, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе.

От уровня креативности зависит степень познавательной мотивации, организация целенаправленного действия на основе определенного соответствия мотива и цели его реализации (способ достижения цели, стратегии решения вербально-логических задач, зрительно-диагностических и зрительно-пространственных задач.

Высокий уровень креативности обеспечивает возможность усвоения учебного материала не как некую готовую сумму знаний (элементарное заучивание, а дает возможность находить новые способы, собственные алгоритмы деятельности (произвольное запоминание, построение гипотез, принятие решений). Это обеспечивает высокую эффективность усвоения знаний и развития творческого потенциала ребенка.

Современная образовательная система наряду с обучением ребенка основам разнообразных знаний в соответствии с дошкольной и школьной программой, одновременно выполняет дополнительную функцию – функцию развития у него памяти, внимания, мышлениявоображения и других познавательных способностей.


Материал, с которым я познакомлю вас на занятии, поможет вам разнообразить ваши уроки на закрепление материала, превратить урок в интересный, творческий процесс, где ребенок работает сам над созданием своего творческого продукта. Целесообразно включать в уроки творческие задания. Это замечательный мотивационный компонент, который заставит ребенка включиться в урок, найти новые, эффективные способы деятельности, что способствует развитию его креативности.


Некоторые приемы вам уже известны из литературы:

• Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышление и т. д.) любых объектов – одушевленных и неодушевленных.

- Братец мой, - отвечает месяц ясный

- Не видал я девы красной …

А. С. Пушкин

• Одушевление объектов неживой природы;

• Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих предметов;

Низал я хитрою рукою

Прозрачной лести ожерелье …

А. С. Пушкин

Сегодня я предложу вам несколько творческих заданий.


V Этап. Демонстрация методов работы по развитию творческого воображения и мышления.

Оценка творческих заданий :

Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности. Есть гениальный критерий оценки качества всех дел на Земле – это увеличение добра в мире.

Для оценки детских работ используют несколько критериев. Они напечатаны в программках.

Оригинальность работы оценивается по четырем критериям: новизна, убедительность, гуманность, художественная ценность.

Каждый критерий можно рассматривать на нескольких уровнях:

Новизна. Интерес к идее, необычность, использование оригинальных интерпретаций.

Критерий убедительности. Достоверность объяснения фантастического образа.

Критерий гуманности. Предполагает анализ взаимоотношений и взаимодействий вымышленного объекта с окружающим миром.

Критерий художественной ценности творческого продукта определяется использованием образных средств, в продуктивной деятельности – деталей для украшения.

Педагог может вводить субъективный критерий, бездоказательно основанный на личной оценке.

На выполнение заданий дается 10 минут.



Творческое задание

Задание №1

Группе предложены предметы: шариковая ручка, флакон из-под духов, пуговица и т. д.

Придумать как можно больше вариантов нестандартного использования предметов и сделать зарисовки.

Группе предоставляется бумага, фломастеры, маркеры.

Цель: Активизация творческого мышления и воображения.

Задачи:

развивать умение нестандартно видеть в предмете новые качества и использовать их.

- связывать определенное содержание с произвольными символами.

3. Технологическая цепочка проведения тренинга:

1. Обсудить объект: его части, материал, назначение, место в окружающем мире.

2. Предлагается придумать, по какому признаку его можно использовать дополнительно.

3. Какое необычное использование возможно.

4. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность: представить свои варианты в виде схем или других вариантов.

Вопросы:

- Давайте подумаем, где возможно использование подобных творческих заданий?

Задание №2

Писатель

Напишите рассказ или сочинение о:

  • жизни спички во время войны 1812 года;

  • детстве крокодила Гены;

  • 3 лучших способах покрасить волосы с помощью овощей и не запачкаться.

Это упражнение может показаться глупым, но оно хорошо развивает способность находить нестандартные идеи.

Задание №3

Вспомните облики героев мифов и сказок, где действует фантастический принцип деления и объединения (например, русалка, Карлсон, сфинкс, кентавр и т. д.). Приведите несколько примеров. Объясните волшебные преобразования.

Придумайте и нарисуйте свое фантастическое животное или предмет. Дайте ему характеристику в зависимости от сочетаемых качеств.

Цель: активизация мыслительной деятельности и воображения.

Задачи:

– развивать умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления – объединения.

– учить объяснять преобразования с точки зрения практического применения и отражать задуманное в продуктивной деятельности.

Вопросы:

– Как вы думаете, на каких уроках можно использовать данный метод?

– Какие предметы можно предложить детям для творческих заданий?


Подвожу итог: Для развития творческого воображения и мышления существует много новых и интересных форм.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!