- Какое у вас настроение?
- Готовы ли вы к творческой деятельности?
III Этап. Активизация творческого мышления участников.
Шутливая разминка. Цель: Инициировать творческую атмосферу, побудить участников к сочинительству.
Предлагаю участником объединиться в 4 группы по цвету листочков, приклеенных в программки. Работа в группах. Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания дается 5 минут)
Варианты:
1. Все любят послушных, приветливых деток,
Капризных, упрямых не любит никто …
2. Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь …
3. Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять …
4. Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не надо надувать …
II Этап. Информирование о целях и задачах мастер-класса.
Цель: развития креативности и познавательной активности младших школьников.
Задачи:
1. Активизация мыслительной деятельности и реализации творческих способностей участников.
2. Апробация и обсуждение эффективности средств и методов развития творческого мышления, воображения и познавательной деятельности.
IV Этап. Актуальность выдвинутой проблемы.
Проблема – Как сделать увлекательным и полезным обучение ребенка в начальной школе?
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации: компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. Человек сталкивается с массой творческих задач не только в профессиональной и научной деятельности, но и в бытовой жизни. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму.
Л. С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли (осмысленной инициативности, развивает интересы, способности, общительность и является основой формирования творческой личности.)
Пути преодоления:
- Решение задач творческого характера;
- Создание творческого продукта;
- Формирование познавательной мотивации.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Опыт показывает, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе.
От уровня креативности зависит степень познавательной мотивации, организация целенаправленного действия на основе определенного соответствия мотива и цели его реализации (способ достижения цели, стратегии решения вербально-логических задач, зрительно-диагностических и зрительно-пространственных задач.
Высокий уровень креативности обеспечивает возможность усвоения учебного материала не как некую готовую сумму знаний (элементарное заучивание, а дает возможность находить новые способы, собственные алгоритмы деятельности (произвольное запоминание, построение гипотез, принятие решений). Это обеспечивает высокую эффективность усвоения знаний и развития творческого потенциала ребенка.
Современная образовательная система наряду с обучением ребенка основам разнообразных знаний в соответствии с дошкольной и школьной программой, одновременно выполняет дополнительную функцию – функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей.
Материал, с которым я познакомлю вас на занятии, поможет вам разнообразить ваши уроки на закрепление материала, превратить урок в интересный, творческий процесс, где ребенок работает сам над созданием своего творческого продукта. Целесообразно включать в уроки творческие задания. Это замечательный мотивационный компонент, который заставит ребенка включиться в урок, найти новые, эффективные способы деятельности, что способствует развитию его креативности.
Некоторые приемы вам уже известны из литературы:
• Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышление и т. д.) любых объектов – одушевленных и неодушевленных.
- Братец мой, - отвечает месяц ясный
- Не видал я девы красной …
А. С. Пушкин
• Одушевление объектов неживой природы;
• Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих предметов;
Низал я хитрою рукою
Прозрачной лести ожерелье …
А. С. Пушкин
Сегодня я предложу вам несколько творческих заданий.
V Этап. Демонстрация методов работы по развитию творческого воображения и мышления.
Оценка творческих заданий :
Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности. Есть гениальный критерий оценки качества всех дел на Земле – это увеличение добра в мире.
Для оценки детских работ используют несколько критериев. Они напечатаны в программках.
Оригинальность работы оценивается по четырем критериям: новизна, убедительность, гуманность, художественная ценность.
Каждый критерий можно рассматривать на нескольких уровнях:
Новизна. Интерес к идее, необычность, использование оригинальных интерпретаций.
Критерий убедительности. Достоверность объяснения фантастического образа.
Критерий гуманности. Предполагает анализ взаимоотношений и взаимодействий вымышленного объекта с окружающим миром.
Критерий художественной ценности творческого продукта определяется использованием образных средств, в продуктивной деятельности – деталей для украшения.
Педагог может вводить субъективный критерий, бездоказательно основанный на личной оценке.
На выполнение заданий дается 10 минут.
Творческое задание
Задание №1
Группе предложены предметы: шариковая ручка, флакон из-под духов, пуговица и т. д.
Придумать как можно больше вариантов нестандартного использования предметов и сделать зарисовки.
Группе предоставляется бумага, фломастеры, маркеры.
Цель: Активизация творческого мышления и воображения.
Задачи:
- развивать умение нестандартно видеть в предмете новые качества и использовать их.
- связывать определенное содержание с произвольными символами.
3. Технологическая цепочка проведения тренинга:
1. Обсудить объект: его части, материал, назначение, место в окружающем мире.
2. Предлагается придумать, по какому признаку его можно использовать дополнительно.
3. Какое необычное использование возможно.
4. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность: представить свои варианты в виде схем или других вариантов.
Вопросы:
- Давайте подумаем, где возможно использование подобных творческих заданий?
Задание №2
Писатель
Напишите рассказ или сочинение о:
жизни спички во время войны 1812 года;
детстве крокодила Гены;
3 лучших способах покрасить волосы с помощью овощей и не запачкаться.
Это упражнение может показаться глупым, но оно хорошо развивает способность находить нестандартные идеи.
Задание №3
Вспомните облики героев мифов и сказок, где действует фантастический принцип деления и объединения (например, русалка, Карлсон, сфинкс, кентавр и т. д.). Приведите несколько примеров. Объясните волшебные преобразования.
Придумайте и нарисуйте свое фантастическое животное или предмет. Дайте ему характеристику в зависимости от сочетаемых качеств.
Цель: активизация мыслительной деятельности и воображения.
Задачи:
– развивать умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления – объединения.
– учить объяснять преобразования с точки зрения практического применения и отражать задуманное в продуктивной деятельности.
Вопросы:
– Как вы думаете, на каких уроках можно использовать данный метод?
– Какие предметы можно предложить детям для творческих заданий?
Подвожу итог: Для развития творческого воображения и мышления существует много новых и интересных форм.