СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературного чтения.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения»»

Мастер-класс «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературного чтения.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.

 

Ход мастер – класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри! Я рада видеть вас на  мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведенной работой.

Когда мне предложили участвовать в конкурсе и провести мастер-класс, я подумала о литературном чтении. Потому что читательская грамотность является базовой основой для формирования всех других видов функциональной грамотности.

Я преподаю в 4 классе, по программе предусмотрено изучение произведения С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Поэтому на примере этого произведения хочу показать некоторые приемы, которые использую в своей работе.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Прием «Афиша» - творческий элемент, который позволяет заинтересовать детей, развивать креативное мышление, познавательную, мыслительную активность и сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

- На что мы обращаем внимание, когда видим перед собой афишу?

Данный прием предполагает поиск ответов на вопросы:

ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КТО?

- Итак, посмотрите на афишу, и попробуйте сказать, какая информация здесь размещена.

Также можно предложить учащимся сформулировать тему урока

- Давайте познакомимся с автором произведения. (Аксаков – портрет)

- Узнайте писателя.

- Прочитайте интересные факты из жизни Аксакова.

С.Т. Аксаков – был переводчиком, свободно говорил на 3 языках.

Известный литературный критик. У писателя было более 20 псевдонимов, самое известное из них – П.Щ.

Был пейзажистом. Даже Пушкин под впечатлением аксаковского бурана описал метель в повести «Капитанская дочка»

Коллекционировал бабочек

Очень любил природу

- Для того чтобы проверить насколько вы внимательно и вдумчиво прочитали текст, выполните «Задание с дырочками», которое с удовольствием делают мои дети.


- Как вы думаете, какое это произведение по жанру? (Сказка)

- Что подсказало вам, что это сказка? (чудеса, превращения)


- Попробуем дать характеристику нашим сказочным героям?

- Обратите внимание на внешний вид, на предметы, которые они держат, выражение глаз, мимику, жесты и т.д.


Что случилось с этими героями, подходят ли данные нами характеристики героям, мы узнаем после прочтения произведения. Таким образом, мы пробуждаем в детях читательскую активность, вызываем желание прочитать произведение.


По мере изучения материала каждым учеником заполняется «Путевой творческий листок» для полноценного восприятия произведения, осмысления прочитанного. Можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Образцы таких листков у вас на столах.

А на слайде вы видите работы учащихся по прочитанным произведениям.

Такой листок состоит из следующих разделов: название, автор, жанр произведения, главные герои, новые слова, пословицы к произведению, чему учит, план пересказа, иллюстрация.


При чтении произведения учащиеся сталкиваются с незнакомыми словами, значение которых им неизвестно. Поэтому на уроках предлагаю задание «Цепочка соответствий», где учащиеся находят новым словам соответствующее значение.

Подберите к данным словам соответствующие значения


Для контроля или обобщения прочитанного можно использовать прием «Ловушка».

Берем отрывок из произведения, например, характеристику героя, либо описание события, заменяя некоторые слова и выражения. Дети исправляют неточности. Если у ученика есть ошибки, то тот соответственно попадает в ловушку. Пример такого задания на слайде.


Итог мастер-класса.

- Считаю, что использование на уроках литературного чтения указанных приемов дает положительный результат, способствует более прочному усвоению учебного материала, у обучающихся формируются навыки мышления, развиваются аналитические способности.


Рефлексия. 

Уважаемые педагоги, завершая свой мастер - класс хотелось бы узнать ваше мнение, для чего предлагаю каждому выбрать лепесток определенного цвета и прикрепить на стебель.

Алый цвет – было полезно и интересно

Оранжевый цвет – приемы можно применять в своей работе

Желтый цвет - было недостаточно информации


- По вашим ответам видно, что преобладает _______ цвет. Это говорит о том, что для вас было много важного и интересного, данные приемы будете применять в своей работе.

Возвращаясь к нашей афише, хочется сказать, что аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта, сострадание – самые главные человеческие чувства. Желаю вам, чтобы в душе у каждого из вас был аленький цветочек.

Спасибо за внимание! Надеюсь, мой опыт будет полезен вам в работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!