Мастер-класс «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературного чтения.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведенной работой.
Когда мне предложили участвовать в конкурсе и провести мастер-класс, я подумала о литературном чтении. Потому что читательская грамотность является базовой основой для формирования всех других видов функциональной грамотности.
Я преподаю в 4 классе, по программе предусмотрено изучение произведения С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Поэтому на примере этого произведения хочу показать некоторые приемы, которые использую в своей работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Прием «Афиша» - творческий элемент, который позволяет заинтересовать детей, развивать креативное мышление, познавательную, мыслительную активность и сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
- На что мы обращаем внимание, когда видим перед собой афишу?
Данный прием предполагает поиск ответов на вопросы:
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КТО?
- Итак, посмотрите на афишу, и попробуйте сказать, какая информация здесь размещена.
Также можно предложить учащимся сформулировать тему урока
- Давайте познакомимся с автором произведения. (Аксаков – портрет)
- Узнайте писателя.
- Прочитайте интересные факты из жизни Аксакова.
С.Т. Аксаков – был переводчиком, свободно говорил на 3 языках.
Известный литературный критик. У писателя было более 20 псевдонимов, самое известное из них – П.Щ.
Был пейзажистом. Даже Пушкин под впечатлением аксаковского бурана описал метель в повести «Капитанская дочка»
Коллекционировал бабочек
Очень любил природу
- Для того чтобы проверить насколько вы внимательно и вдумчиво прочитали текст, выполните «Задание с дырочками», которое с удовольствием делают мои дети.
- Как вы думаете, какое это произведение по жанру? (Сказка)
- Что подсказало вам, что это сказка? (чудеса, превращения)
- Попробуем дать характеристику нашим сказочным героям?
- Обратите внимание на внешний вид, на предметы, которые они держат, выражение глаз, мимику, жесты и т.д.
Что случилось с этими героями, подходят ли данные нами характеристики героям, мы узнаем после прочтения произведения. Таким образом, мы пробуждаем в детях читательскую активность, вызываем желание прочитать произведение.
По мере изучения материала каждым учеником заполняется «Путевой творческий листок» для полноценного восприятия произведения, осмысления прочитанного. Можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Образцы таких листков у вас на столах.
А на слайде вы видите работы учащихся по прочитанным произведениям.
Такой листок состоит из следующих разделов: название, автор, жанр произведения, главные герои, новые слова, пословицы к произведению, чему учит, план пересказа, иллюстрация.
При чтении произведения учащиеся сталкиваются с незнакомыми словами, значение которых им неизвестно. Поэтому на уроках предлагаю задание «Цепочка соответствий», где учащиеся находят новым словам соответствующее значение.
Подберите к данным словам соответствующие значения
Для контроля или обобщения прочитанного можно использовать прием «Ловушка».
Берем отрывок из произведения, например, характеристику героя, либо описание события, заменяя некоторые слова и выражения. Дети исправляют неточности. Если у ученика есть ошибки, то тот соответственно попадает в ловушку. Пример такого задания на слайде.
Итог мастер-класса.
- Считаю, что использование на уроках литературного чтения указанных приемов дает положительный результат, способствует более прочному усвоению учебного материала, у обучающихся формируются навыки мышления, развиваются аналитические способности.
Рефлексия.
Уважаемые педагоги, завершая свой мастер - класс хотелось бы узнать ваше мнение, для чего предлагаю каждому выбрать лепесток определенного цвета и прикрепить на стебель.
Алый цвет – было полезно и интересно
Оранжевый цвет – приемы можно применять в своей работе
Желтый цвет - было недостаточно информации
- По вашим ответам видно, что преобладает _______ цвет. Это говорит о том, что для вас было много важного и интересного, данные приемы будете применять в своей работе.
Возвращаясь к нашей афише, хочется сказать, что аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта, сострадание – самые главные человеческие чувства. Желаю вам, чтобы в душе у каждого из вас был аленький цветочек.
Спасибо за внимание! Надеюсь, мой опыт будет полезен вам в работе.