СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приёмы и методы формирования УУД на уроках русского языка и литературы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей района по использованию технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы и методы формирования УУД на уроках русского языка и литературы"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа С.БЕРЕЗОВКА» Мастер-класс  «Приёмы и методы формирования УУД на уроках русского языка и литературы»   Иванова Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы  высшая кв. категория 13 декабря 2018 Pedsovet.su

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа С.БЕРЕЗОВКА»

Мастер-класс «Приёмы и методы формирования УУД на уроках русского языка и литературы»

Иванова Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшая кв. категория

13 декабря 2018

Pedsovet.su

Приём «Поездка в такси»  (распределение по группам)

Приём «Поездка в такси» (распределение по группам)

Приём «Верите ли Вы…»

Приём «Верите ли Вы…»

«Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил». В.А. Сухомлинский

«Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

В.А. Сухомлинский

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ?

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

?

Притча «О РАЕ И АДЕ»

Притча «О РАЕ И АДЕ»

ЗАДАНИЕ: СОСТАВЬТЕ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕСЕРТ

ЗАДАНИЕ: СОСТАВЬТЕ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕСЕРТ

Приемы ТРКМ разнообразны и многочисленны

Приемы ТРКМ разнообразны и многочисленны

Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов  «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов» Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил, разработчики данной технологии Российские педагоги добавляют : “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”
  • Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов
  • «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов» Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил, разработчики данной технологии
  • Российские педагоги добавляют : “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”
Какие цели и задачи ставит данная технология?      Формирование нового стиля мышления    Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность    Развитие аналитического, критического мышления.   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации   Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

  • Формирование нового стиля мышления
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
  • Развитие аналитического, критического мышления.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

- Высокая мотивация учащихся. - Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. - Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими - Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. - Развитие умения анализировать полученную информацию. К каким результатам приводит данная технология?
  • - Высокая мотивация учащихся.
  • - Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • - Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • - Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • - Развитие умения анализировать полученную информацию.

К каким результатам приводит данная технология?

Этапы ТРКМ СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИИ» СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ» СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Этапы ТРКМ

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИИ»

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ»

СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Стадия «ВЫЗОВ»  Приём СОРБОНКА Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование собрбонки позволяет заучивать определения, понятия, падежи, формулы,, даты, и т.д.

Стадия «ВЫЗОВ» Приём СОРБОНКА

  • Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование собрбонки позволяет заучивать определения, понятия, падежи, формулы,, даты, и т.д.
Стадия «ВЫЗОВ»  Приём КРОССЕНС Кроссенс – это интеллектуальная игра, в которой участникам дается несколько слов или изображений (обычно 6 или 9, размещенные в таблице 3х2 или 3х3) и нужно придумать, как можно объединить любые два соседние. КРОССЕНС, что в переводе с английского означает «пересечение смыслов»

Стадия «ВЫЗОВ» Приём КРОССЕНС

  • Кроссенс – это интеллектуальная игра, в которой участникам дается несколько слов или изображений (обычно 6 или 9, размещенные в таблице 3х2 или 3х3) и нужно придумать, как можно объединить любые два соседние.

КРОССЕНС, что в переводе с английского означает «пересечение смыслов»

Работа в группе  Задание: Прочитайте кроссенс

Работа в группе Задание: Прочитайте кроссенс

Кроссенс можно использовать на разных этапах урока:   проверка домашнего задания формулировка темы урока, постановка цели урока 3) раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы 4) обобщение материала, 5) организация групповой работы 6) творческое домашнее задание 7) построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока)

Кроссенс можно использовать на разных этапах урока:

  • проверка домашнего задания
  • формулировка темы урока, постановка цели урока

3) раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы

4) обобщение материала,

5) организация групповой работы

6) творческое домашнее задание

7) построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока)

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ»   приём ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ» приём ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

О чём  должен думать педагог при подготовке к занятию?

О чём должен думать педагог при подготовке к занятию?

Интеллект – карты (их оригинальное название – mind - maps , иногда также переводят как ментальные карты)  это кустообразные картинки, изобретенные английским психологом Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей.

Интеллект – карты (их оригинальное название – mind - maps , иногда также переводят как ментальные карты)

  • это кустообразные картинки, изобретенные английским психологом Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей.
Несколько основных законов составления интеллект-карт: Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с  центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются  с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не  прямыми (как ветви дерева). Для лучшего запоминания и усвоения  желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Несколько основных законов составления интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»   Приёмы:  - эссе  - метод 6 шляп  - «Продолжи фразу…» и др.  - приём «Всё в твоих руках»

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» Приёмы: - эссе - метод 6 шляп - «Продолжи фразу…» и др. - приём «Всё в твоих руках»

Приём «Всё в твоих руках»

Приём «Всё в твоих руках»

  Рефлексия  Приём «Всё в твоих руках» БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.  УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.  СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации  БЕЗЫМЯННЫЙ  - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.  МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Рефлексия Приём «Всё в твоих руках»

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.    Будьте счастливы!!!

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. Будьте счастливы!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!