СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приёмы использования пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Приёмы использования пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы использования пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности"»

Лариса Николаевна Малявина,

зам. директора по УВР,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Прогимназия «Радуга»


Мастер-класс: « Приёмы использования пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности».

Цель: познакомить с приёмами использования и осмысления малых жанров фольклора на уроке литературного чтения и во внеурочной деятельности

Задачи:

  • побудить педагогов использовать малые жанры фольклора в педагогической деятельности как средство развития речи, нравственного воспитания подрастающего поколения;

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Тип занятия: занятие с педагогами. Демонстрация эффективных приёмов работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свой мастер-класс я построила в логике системно-деятельностного подхода. Поэтому, первый шаг– это мотивация слушателей, актуализация и пробное учебное действие, выявление места затруднения, построение проекта выхода из него. В качестве мотива, предлагаю Вам посмотреть небольшой видеофрагмент и обрисовать проблематику увиденного.

(фрагмент детского видеожурнала «Ералаш»- «Почему мы так говорим?»)

Какую проблему Вы увидели?

Действительно, младшие школьники зачастую имеют проблемы в речевом развитии, в том числе:

  • бедность речи;

  • недостаточный словарный запас;

  • употребление нелитературных слов и выражений.

Это современные реалии, с одной стороны.

С другой стороны, ФГОС НОО предъявляет совершенно определённые требования в части речевого и социально-коммуникативного развития.

Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости, социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к разным видам творчества.

Возникает противоречие между необходимостью овладения речевыми навыками, потребностью общества и фактическим уровнем развития речи учащихся.

В чём причины такого противоречия?

  • Современные дети – это дети мультимедийных технологий, поколение, родившееся в информационном обществе – поколение « Z», связанное между собой интернетом в целом, мобильными телефонами, SMS- общением.

  • Сегодня родители недопустимо мало уделяют внимание живому общению с детьми: для этого есть телефоны, планшеты, компьютеры, развивающие электронные игры, аудиокниги и так далее. То есть, всё, кроме живого общения.

  • К тому же дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия.

  • Зачастую, родной язык, родная литература и культура в школе изучается как «информационное средство», используются традиционные методики и подходы, без учёта современных изменений в индивидуальном, возрастном и социальном статусе ученика.

  • В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, которые очень часто заменяют русские слова и понятия, что обедняет язык его носителей, а значит и культуру.

Какой практический вопрос поднимается перед нами?

Как мы, учителя-практики, должны действовать в данной ситуации?

Какие тексты лучше использовать в обучении?

Скорее всего, те, основная цель чтения которых – понять скрытый «намек», извлечь «урок»: пословицы, басни, сказки, притчи. Особое место в решении этой задачи принадлежит пословице.

Пословица представляет собой мини-текст, а модель понимания его является базисной моделью понимания текстов в целом, т.к. в пословице основная мысль не растворена в сюжете. Следовательно, работа над пониманием пословицы позволяет целенаправленно обучать «вычерпыванию» смыслов из текста.

С методической точки зрения пословица привлекательна как богатейший дидактический материал, количественно неисчерпаемый и удивительно разнообразный.

Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на базовые жизненные ценности, общие для различных культур.

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского:

« Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».

Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным.

В этой истории значительное место занимает Ф.И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» (1844г.) изучение пословиц и поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса.

В традиционном обучении большое внимание уделяется работе с пословицами и поговорками. Нам всем, уважаемые коллеги, известны такие приёмы работы как:

  1. Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему:

  2. Из данных пословиц выбери ту, которая относится к определённой теме

  3. Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.

  4. Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию или тексту, объясняют главную мысль.

  5. Подбери пословицу для озаглавливания текста.

  6. Найдите ошибки, исправьте их, объясните смысл пословиц.

  7. Вспомните начало пословиц, определите их тему.

  8. Соедините начало и продолжение пословиц, объясните их смысл.

  9. Вспомните и назовите три пословицы к определённой теме.

  10. Составьте мини — рассказ по пословице.

  11. Данные пословицы разделите на две группы: назидательные и ироничные.

  12. Назовите автора, его произведения, из которых эти пословицы и поговорки вошли в язык.

  13. Нарисуйте рисунок, отображая смысл одной из пословиц.

  14. Соберите тематические пословицы в медиа- или печатный продукт.

  15. Разыграйте мини — сценку, раскрывающую смысл пословиц.

И так далее.

Ожидание:

Я хочу вас спросить: что вы ждете от нашего с вами мастер-класса?

Работу с пословицами и поговорками можно вести с двух позиций:

  • выделение концепта текста;

  • анализ художественного достоинства.

Я предлагаю вашему вниманию два приёма работы с пословицами по ТРИЗ-технологии: «Пословицы наизнанку» и « Лимерик»

Пословицы наизнанку – создаются на основе приёма инверсии.

Основные случаи индивидуально-авторской обработки и употребления пословиц и поговорок можно объединить в две группы:

1. Внутренние изменения пословиц и поговорок.

2. Переосмысление, обыгрывание пословиц и поговорок в окружающем контексте при неизменности их внутренней формы.

В начальной школе чаще используются:

  • перестановка, основанная на противоположенном лексическом значении слов;

  • буквализация значения пословицы или поговорки, т.е. прямое, буквальное понимание переносного значения отдельных слов выражения или всего выражения в целом

«Пословица наизнанку»

Практическое задание.

Переведите пословицу.

  • Счастье перемещается компанией

  • Леди в карете – скакунам тяжелее

  • Лысина — мужское безобразие

  • От смелости затылок мал

  • Чужое платье далеко от лица

  • У полицейского ботинки промокают

  • Ниже пяток можно приземлиться

  • Прикинулся поганкой — вылезай из капота

  • Курица кабану подружка

  • Попроси умницу Дьявола обругать, она и затылок заживит

Переверните пословицу наизнанку

Сделал дело — гуляй смело!

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Сам погибай, а товарища выручай

Делу время — потехе час

Все хорошо, что хорошо кончается

Семь бед — один ответ

Дело мастера боится

Правда глаза колет

Пьяному море по колено

Свинья всегда грязь найдет

Приём «Лимерик»

Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Но стоит добавить в лимерик пословицу – и стихотворение приобретает смысл!

Форма

  • пять строк;

  • рифма между первой, второй и пятой строками;

  • рифма между третьей и четвертой строками;

  • ритм первый, второй строк совпадают;

  • ритм третьей и четвертой строк совпадают.

Содержание

  • 1 строка - объект;

  • 2 строка - описание или сравнение объекта;

  • 3 строка - событие;

  • 4 строка - последствие этого события;

  • 5 строка - вывод, заключение.

Вот такой лимерик придумали дети к сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

Жила-была Настенька пригожая,
Скромная, ласковая, хорошая.
Пожалела чудище и его полюбила,
От злых чар освободила.
Красота до вечера, а доброта навеки.

Практическое задание.

----------------- королева Снежная,

----------------------- добрая, нежная.

---------------------- своем поселила,

------------------------- в лед превратила.

-----------------------------, да закрыто дверцей.

Андерсен Г.Х. «Снежная королева»

Уважаемые коллеги! Данные приёмы работы можно применять в качестве творческого задания на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.

В чём методическая ценность этих приёмов?

Во-первых, ребёнок адаптирует концепт пословицы к современным условиям, а значит, понимает её скрытый смысл, осознаёт уместность употребления в своей собственной речи ненавязчиво, а в весёлой игре.

Во-вторых, ученик использует средства языковой выразительности в своей практической речи, а значит, обогащает её.

В- третьих, эти приёмы – возможность творческого развития и самореализации младшего школьника.

Этап: рефлексия

Уважаемые коллеги! Вы приняли участие в мастер-классе, где познакомились с современными приёмами работы инновационных педагогических технологий с пословицей и поговоркой на уроках не только литературного чтения, но и во внеурочной деятельности.

Выскажите своё мнение по следующей схеме:

ПРИЁМ ПОПС.

Высказывается каждый. Вы даёте качественную оценку всей работы, себя, работу товарищей, командиров и т.д.

П - позиция – «Я считаю, что…

О – обоснование - «Потому что……

П – пример - «Я могу это доказать на примере….

С – суждение - «Исходя из этого, я могу сделать вывод о том, что…


Литература:


  1. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах [Текст]: Л.П. Ильенко // Начальная школа. – 1998. – № 9.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 2008 .

  4. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с

  5. Гжибек П. Пословица и её ситуации: от определения к классификации// Живая старина. - 2009. - № 4. - С. 51 - 54.

  6. Соболева О.В. О понимании мини - текста или пословица век не сломится//Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 46 - 52.

  7. Тарланов З.К. Русские пословицы: синтаксис и поэтика. - Петрозаводск, 1999. - 448 с.

  8. Черногрудова Е.П. Экспериментальное исследование навыков понимания пословиц выпускниками младших классов//Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 13 - 16


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!