СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. Приёмы использования ТРКМ на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Приёмы использования ТРКМ на уроках в начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Приёмы использования ТРКМ на уроках в начальной школе.»

    «Использование технологии развития критического мышления» Мастер - класс

«Использование технологии развития критического мышления»

Мастер - класс

Цель мастер – класса: раскрытие возможностей использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для организации активной и продуктивной деятельности обучающихся на уроке.

Цель мастер – класса:

  • раскрытие возможностей использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для организации активной и продуктивной деятельности обучающихся на уроке.
- Что такое критическое мышление?   Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов ( по мнению разработчиков Чарлза Темпла, Курта Мередит, Джинни Стил)

- Что такое критическое мышление?

  • Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов
  • Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов ( по мнению разработчиков Чарлза Темпла, Курта Мередит, Джинни Стил)
Российские педагоги добавляют: “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт ”И.О. Загашев и С. И. Заир-Бек.  И считают, что критическое мышление является отправной точкой для развития творческого мышления.   В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Л.С. Выготский

Российские педагоги добавляют: “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт ”И.О. Загашев и С. И. Заир-Бек. И считают, что критическое мышление является отправной точкой для развития творческого мышления.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского.

«…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Л.С. Выготский

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

 Этапы развивающего урока   1 . Актуализация знаний или введение в проблему.  2. Изучение нового материала или решение проблемы.  3. Закрепление изученного, проверка усвоения пройденного

Этапы развивающего урока 1 . Актуализация знаний или введение в проблему. 2. Изучение нового материала или решение проблемы. 3. Закрепление изученного, проверка усвоения пройденного

Основа технологии - трехфазная структура урока   осмысление

Основа технологии - трехфазная структура урока

осмысление

Новизна технологии – это методические приемы учебной работы, которые направлены на организацию деятельности обучающихся и раскрытие творческого потенциала детей (ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности.  Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся).

Новизна технологии – это методические приемы учебной работы, которые направлены на организацию деятельности обучающихся и раскрытие творческого потенциала детей (ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся).

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

Вызов:

Осмысление

Задачи:

3 стадия

Функции:

Рефлексия

Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи:

Приёмы

Функции:

Задачи:

- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми

-Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

Приёмы

Функции:

 

1. Кластер

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

2. Корзина идей

- Информационная (получение новой информации по теме).

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Приёмы

Рефлексия

1. Инсерт

-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

-Систематизационная (классификация полученной информации).

 

3. Денотатный граф

1. Эссе

2. Чтение с остановками

-Информационная (приобретение нового знания).

-Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

2. Рафт

3. «Рыбий скелет» или «Фишбоун»

4. Дерево предсказаний

3. Диаманта

-Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

4. Плюс-минус-интересно

5.Верные и неверные утверждения

 

5. Знаю-хочу узнать-узнал

 

-Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесс

4. Синквейн

6. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

5. Хокку (хайку)

7. Вопросительные слова

6. Бортовой журнал

8. Толстый и тонкий вопросы

7. Шесть шляп мышления

9. Ромашка Блума

Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами ТРКМ, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами ТРКМ, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Стадия «Вызов»   Приём «Корзина понятий» , идей —  Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

Стадия «Вызов» Приём «Корзина понятий» , идей

—  Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

Приём «Мозговой штурм» по картинке

Приём «Мозговой штурм» по картинке

—  Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?  — Определите тему рассказа.  — Что вы можете сказать о льве? Изобразите животного.  — Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать?  — Кто написал это произведение?  — Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»?  — О чем может быть рассказ с таким названием?  — Что может произойти в рассказе с таким названием?  — Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)

—  Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? — Определите тему рассказа. — Что вы можете сказать о льве? Изобразите животного. — Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать? — Кто написал это произведение? — Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»? — О чем может быть рассказ с таким названием? — Что может произойти в рассказе с таким названием? — Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)

Тема : Л.Н. Толстой «Лев и собачка» Цели урока: - продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого через произведение; - учить обдумывающему восприятию рассказа-были; - развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам; - раскрыть трагедийный смысл рассказа; - воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным.

Тема : Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цели урока:

- продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого через произведение;

- учить обдумывающему восприятию рассказа-были;

- развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам;

- раскрыть трагедийный смысл рассказа;

- воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным.

Приём «Верите ли, что..» Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-». (Работа в группах по карточкам можно индивидуально). • Верите ли, что действие происходит в зоопарке.   • Верите ли, что лев набросится на собаку и разорвёт её. • Верите ли, что лев полюбил собаку. • Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год. • Верите ли, что собака умерла. • Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Приём «Верите ли, что..»

Предположите, о чём пойдёт речь в произведении.

Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».

(Работа в группах по карточкам можно индивидуально).

• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.

• Верите ли, что лев набросится на собаку и разорвёт её.

• Верите ли, что лев полюбил собаку.

• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.

• Верите ли, что собака умерла.

• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Приём Инсерт «Чтение с пометками…» Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные. (Чтение биографии) V — уже знал  + — узнал новое - — думал иначе  ? — хочу узнать

Приём Инсерт «Чтение с пометками…»

  • Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.

(Чтение биографии)

V — уже знал + — узнал новое

- — думал иначе ? — хочу узнать

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.   Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.   Быль «Лев и собачка» написана Толстым в 1880году на основе французского моралистического рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и повадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концовкой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений.

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель. Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. Быль «Лев и собачка» написана Толстым в 1880году на основе французского моралистического рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и повадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концовкой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений.

Стадия «Осмысление»   Приём «Чтение с остановками» . Работа в группе Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»  Что произойдет дальше?  Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?  Как он к ней относился? Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).  Какие у вас возникли чувства?   Что произойдет дальше?

Стадия «Осмысление»

Приём «Чтение с остановками» . Работа в группе

Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»

  • Что произойдет дальше?
  • Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
  • Как он к ней относился?

Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).

  • Какие у вас возникли чувства?
  •   Что произойдет дальше?
Приём «Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы:  однозначный ответ Толстые вопросы:   Кто…. это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Что… Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Когда … Может… Почему вы  так считаете….. Будет… В чем разница… Предположите, что будет… Мог ли… Как звали… Что, если…. Согласны ли вы… Верно…

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы: 

однозначный ответ

Толстые вопросы:  

Кто….

это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Что…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Когда …

Может…

Почему вы  так считаете…..

Будет…

В чем разница…

Предположите, что будет…

Мог ли…

Как звали…

Что, если….

Согласны ли вы…

Верно…

Стадия «Рефлексия». Приём «Синквейн»  Собачка Лев

Стадия «Рефлексия». Приём «Синквейн»

Собачка Лев

Приём «Кластер»

Приём «Кластер»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!