«Использование технологии развития критического мышления»
Мастер - класс
Цель мастер – класса:
- раскрытие возможностей использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для организации активной и продуктивной деятельности обучающихся на уроке.
- Что такое критическое мышление?
- Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов
- Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов ( по мнению разработчиков Чарлза Темпла, Курта Мередит, Джинни Стил)
Российские педагоги добавляют: “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт ”И.О. Загашев и С. И. Заир-Бек. И считают, что критическое мышление является отправной точкой для развития творческого мышления.
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского.
«…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Л.С. Выготский
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Этапы развивающего урока 1 . Актуализация знаний или введение в проблему. 2. Изучение нового материала или решение проблемы. 3. Закрепление изученного, проверка усвоения пройденного
Основа технологии - трехфазная структура урока
осмысление
Новизна технологии – это методические приемы учебной работы, которые направлены на организацию деятельности обучающихся и раскрытие творческого потенциала детей (ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся).
Технологические этапы
1 стадия
2 стадия
Вызов:
Осмысление
Задачи:
3 стадия
Функции:
Рефлексия
Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Задачи:
Приёмы
Функции:
Задачи:
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми
-Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Приёмы
Функции:
1. Кластер
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
2. Корзина идей
- Информационная (получение новой информации по теме).
-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Приёмы
Рефлексия
1. Инсерт
-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
-Систематизационная (классификация полученной информации).
3. Денотатный граф
1. Эссе
2. Чтение с остановками
-Информационная (приобретение нового знания).
-Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
2. Рафт
3. «Рыбий скелет» или «Фишбоун»
4. Дерево предсказаний
3. Диаманта
-Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
4. Плюс-минус-интересно
5.Верные и неверные утверждения
5. Знаю-хочу узнать-узнал
-Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесс
4. Синквейн
6. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
5. Хокку (хайку)
7. Вопросительные слова
6. Бортовой журнал
8. Толстый и тонкий вопросы
7. Шесть шляп мышления
9. Ромашка Блума
Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами ТРКМ, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Стадия «Вызов» Приём «Корзина понятий» , идей
— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?
Приём «Мозговой штурм» по картинке
— Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? — Определите тему рассказа. — Что вы можете сказать о льве? Изобразите животного. — Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать? — Кто написал это произведение? — Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»? — О чем может быть рассказ с таким названием? — Что может произойти в рассказе с таким названием? — Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)
Тема : Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого через произведение;
- учить обдумывающему восприятию рассказа-были;
- развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам;
- раскрыть трагедийный смысл рассказа;
- воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным.
Приём «Верите ли, что..»
Предположите, о чём пойдёт речь в произведении.
Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».
(Работа в группах по карточкам можно индивидуально).
• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.
• Верите ли, что лев набросится на собаку и разорвёт её.
• Верите ли, что лев полюбил собаку.
• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.
• Верите ли, что собака умерла.
• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.
Приём Инсерт «Чтение с пометками…»
- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.
(Чтение биографии)
V — уже знал + — узнал новое
- — думал иначе ? — хочу узнать
Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель. Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. Быль «Лев и собачка» написана Толстым в 1880году на основе французского моралистического рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и повадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концовкой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений.
Стадия «Осмысление»
Приём «Чтение с остановками» . Работа в группе
Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»
- Что произойдет дальше?
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
- Как он к ней относился?
Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).
- Какие у вас возникли чувства?
- Что произойдет дальше?
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы:
однозначный ответ
Толстые вопросы:
Кто….
это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Что…
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете…
Когда …
Может…
Почему вы так считаете…..
Будет…
В чем разница…
Предположите, что будет…
Мог ли…
Как звали…
Что, если….
Согласны ли вы…
Верно…
Стадия «Рефлексия». Приём «Синквейн»
Собачка Лев
Приём «Кластер»