Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"»
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Мастер-класс «Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе»
Выполнила: студентка группы 21П-1
Отделение «Преподавание в начальных классах»
Похабова Анастасия Алексеевна
Красноярск, 2023
Актуальность
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Но в настоящее время, большинство учителей не придают значения этому важному этапу.
Задачи
- Познакомить с понятием “рефлексия”.
- Дать представление о классификации рефлексии.
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Что такое рефлексия?
- Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
- Источник: толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Задачи рефлексии:
- Обращение назад.
- Размышление о внутреннем состоянии.
- Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
Виды рефлексий
Технологическая рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала
Деятельностная рефлексия
Эмоциональная рефлексия
Технологическая рефлексия – осознание способов достижения поставленных целей.
Вопросно-ответная форма:
- Какие способы при решении задачи вы выбирали?
- Какой способ эффективен? Почему?
Рефлексия содержания учебного материала – это то, как ученики осознали содержание пройденного.
Три М
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Плюс-минус-интересно
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
- В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
- В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс (П)
Минус (М)
Интересно (И)
Деятельностная рефлексия - это рефлексия, которая помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Лесенка успеха
Приём рефлексии «Выбор»
Эмоциональная рефлексия - эмоционально-чувственное осознание деятельности.
Пантомима
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Эмоционально-музыкальная концовка
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений. Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.