МАСТЕР – КЛАСС
« ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов и учителей-предметников, занимающихся работой с одарёнными детьми. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий можно развивать логическое мышление; интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности учащихся.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с одарёнными детьми на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Продолжительность проведения: 30 минут
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о приёмах работы с одарёнными детьми в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Ход проведения мастер-класса
-Дорогие коллеги, я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя новые горизонты профессионального уровня.
- Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать».
Поэтому моя задача показать несколько несложных приёмов, нацеленных на выявление и развитие одарённых детей.
Упражнение «Ваши ассоциации».
-Скажите, какой сегодня день? (солнечный, пасмурный, трудный, счастливый, весёлый, прекрасный, чудесный). Таким образом, мы пополняем словарный запас детей и настраиваем детей на дальнее сотрудничество.
Игра «Хорошо – плохо».
Одна группа готовит высказывания что ХОРОШО, а другая, что ПЛОХО.
Тема: «Моя работа в школе»
ВЫВОД: В каждом хорошем есть, что - то плохое.
Уважаемые коллеги! Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему одарённости детей, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей показывают, что 80 % родителей и 40 % учителей отождествляют одарённость с умственными способностями детей.
Что же понимается под термином: одарённый ребёнок? (ответы педагогов).
- Какого ребёнка можно назвать одарённым?
Дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории. Одаренные - дети, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляют способности, не свойственные возрасту. Для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Основная цель работы учителя начальных классов с одарёнными детьми:
создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
- Я думаю, что вы согласитесь со мной, что организация работы с одарёнными детьми имеет свою специфику:
-знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
-проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
- подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности. создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
- Уважаемые коллеги! Какие формы и приёмы работы с одарёнными детьми вы знаете?
творческие проекты; научно-практические конференции; участие в школьных и районных художественных выставках и выставках прикладного творчества; участие в районных конкурсах; предметные недели; школьные олимпиады, интеллектуальные игры; индивидуальная работа с учащимися; занятия в кружках.
Я в своей работе очень часто применяю проблемный метод обучения
Постановка проблемы. Создания проблемной ситуации - столкновение разных мнений присутствующих вопросом или практическим заданием
Игра «Маша - растеряша».
Представьте ситуацию. Машенька потеряла ложечку чайную, чем ей размешать сахар? Ваши версии.
( Карандашом, веточкой, вилкой, ножом, трубкой, перелить в другой стакан)
- Зачем проводим эту игру?
-Конечно, это постановка и возможное решение этой проблемы.
Сказка «Колобок»
Использую известного сказочного героя в качестве задачки. Колобок. Он какой в сказке? (Румяный, сдобный, мягкий, вкусный, весёлый). Лиса его съедает в сказке.
Задача. Как сделать так, чтобы лиса сама не захотела съедать колобка.
(Сделать ему иголки, замарать его, сделать чёрствым, накормить лису, одеть колобка, …….)
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д.
На каждого участника - один рисунок.
Вспомним сказку "Теремок", сыграем сказку в измененном виде.
Каждый получает свой рисунок и играет за нарисованный объект.
Я – ЯБЛОКО. Хозяйка теремка сидит, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - тетрадь). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.
Зачем учитель проводит эту игру?
Вывод: развитие речи, тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Упражнение «Делаем открытие».
1.ПРОБУЕМ
2.ПРЕДПОЛАГАЕМ РЕЗУЛЬТАТ
3.ПРОВЕРЯЕМ СПОСОБ
- Уважаемые коллеги! Работа с одаренными детьми трудна,
но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога. Вы сегодня все были молодцы на мастер классе, все активны. Так давайте сейчас вместе создадим портрет одарённого ребёнка.
Таким образом, одарённый ребёнок - это
Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, “на лету” схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
6. Самооценка. Рефлексия
--Возьмите листочки, где находится вертикальная линия. Поставьте на ней крестик:
- на самом верху, если мастер класс для вас был полезным;
- посередине, если поняли, но сомневаетесь в своих силах;
- внизу, если ничего нового вы сегодня не узнали.
- Спасибо за сотрудничество. Я рада, если вы получили удовольствие от нашей с вами встречи.
А закончить своё выступление я хочу словами великого учёного Сократа «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству.