СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Приёмы технологии РКМЧП как средства формирования навыка анализа и интерпретации текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы обучающийся должен научиться работать с текстом, особенно актуален этот вопрос в выпускных классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информациюСовременный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы обучающийся должен научиться работать с текстом, особенно актуален этот вопрос в выпускных классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информациюСовременный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы обучающийся должен научиться работать с текстом, особенно актуален этот вопрос в выпускных классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информациюСовременный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы обучающийся должен научиться работать с текстом, особенно актуален этот вопрос в выпускных классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информациюСовременный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы обучающийся должен научиться работать с текстом, особенно актуален этот вопрос в выпускных классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. В рамках масетр-класса даны практические приёмы работы с текстом в рамках технологии РКМЧП, используемые при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате задания 27 ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Приёмы технологии РКМЧП как средства формирования навыка анализа и интерпретации текста»»

Мастер-класс в рамках семинара-практикума

«Апрельские встречи словесников»

на тему «Приёмы технологии РКМЧП

как средства формирования навыка

анализа и интерпретации текста»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 г. Бирска

Афонина Н.Г.

22.04.2022

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках русского языка и литературы обучающийся должен научиться работать с текстом, особенно актуален этот вопрос в выпускных классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. К сожалению, современные школьники склонны к поверхностному, формальному чтению, что влечёт ряд проблем: неумение найти или точно сформулировать проблему, непонимание или ошибочное толкование позиции автора, трудности в поиске примеров – иллюстраций и в построении комментария к ним, слабое обоснование собственного мнения.

Слайд 2 Цель технологии РКМЧП - владение эффективными стратегиями мышления, способность быть творцом - определяет необходимость применения данной технологии для развития универсальных учебных действий по следующим причинам:

  • навыки критического анализа являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника школы;

  • технология развития критического мышления призвана активизировать образовательный процесс, повысить самостоятельность учащихся;

  • данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся через активное развитие умений критического анализа;

  • идет развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учѐбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Слайд 3 КЛЮЧЕВОЙ ТЕЗИС ВСЕЙ ТЕХНОЛОГИИ - «КОНСТРУИРОВАНИЕ» СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ СОБСТВЕННОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что же такое критическое мышление? Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров он в себя включает. Авторы технологии Скотт Уолтер, Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл дают следующее определение критическому мышлению:

Слайд 4 Критическое мышление – это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Развивать мышление — значит развивать умение думать. Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников.

Слайд 5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ УРОКА имеет трѐхфазовый цикл: Ι стадия – вызов; ΙΙ стадия – осмысление; ΙΙΙ стадия – рефлексия

Слайд 6 Стратегий критического мышления (КМ) много. Практически все они могут быть использованы на различных этапах работы с текстом.

Двучастный дневник

Ключевые слова

Диаграмма Венна

Кластер

Знаю, хочу знать, узнал

Рефлексивные вопросы (подведение итогов урока, этапа урока)


Синквейн

Сочинение РАФТ

Мозговой штурм

«Толстые» и «тонкие» вопросы

ПОПС – формула (позиция – обоснование – примеры – следовательно)

Инсерт

Расскажу подробнее о некоторых приёмах, на мой взгляд, наиболее эффективных для анализа текста и его интерпретации.

В качестве примера покажу фрагменты урока, в ходе которого идёт анализ текста варианта 29 из сборника Цыбулько ЕГЭ 2022 о выборе профессии

Слайд 7 «Толстые» и «тонкие» вопросы

Цель метода - формирование грамотного формулирования вопросов и осознание их уровня сложности. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Применяю на стадии первичного осмыслении содержания текста. Детям предлагается сформулировать вопросы по тексту, а затем ответить на них. Метод может быть применен для самостоятельной учебной работы или для работы в парах.

Тонкие

Толстые

Кто герой прочитанного текста?

Какой вопрос его волнует?

Кем по профессии были его родственники?

Какие факультеты посещает герой?

Что не понравилось на биологическом факультете?

Понравилось ли на факультете романо-германской филологии?

Зачем пошёл на день открытых дверей факультета русской филологии?

Было ли ему там интересно?

Чем ему понравился выступающий Дарвин?

Согласны ли вы, что атмосфера библиотеки оказала положительное влияние на выбор героя?


Объясните, почему герой не пошёл по стопам родственников?

Предположите, что было бы, если б герой прислушался к их мнению?

Почему вы считаете, что образ преподавателя оказал влияние на выбор героя?

Что определило выбор героя?


Слайд 8 «Ключевые слова» 

Этот прием заставляет творчески мыслить, говорить, позволяет акцентировать внимание учеников на наиболее значимых аспектах текста, сузить поиск важных для автора понятий и направить на осмысление авторской позиции, а следовательно, и проблематики текста. Итогом применения этого метода становится формулировка темы текста, предмета разговора

Видео

Слайд 9 «Корзина идей»

Тетрадный лист представляется корзиной, поделённой на 2 части, куда «складываются», то есть записываются возможные формулировки авторской позиции и проблемы каждым ребёнком самостоятельно, после идеи обсуждаются в паре, а далее все мысли, озвученные в классе, по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные. Затем выделяется генеральный тезис (позиция автора) и формулируется проблема

Что думает автор по поводу темы? (ПА)

Видео 1

Какие вопросы волнуют автора текста? (проблематика)

Видео 2

Слайд 10 «ПОПС – ФОРМУЛА» Метод PRES (ПОПС) является полезным при обсуждении той части сочинения, в которой нужно высказать собственную позицию по указанной проблеме и убедительно её доказать.

Метод предоставляет учащимся во время подготовки к сочинению по тексту простой формат, в котором необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и предоставить свое мнение в четкой и сжатой форме. Расшифровывается формула следующим образом:

П (Позиция) Изложите свое мнение

О (Обоснование) Приведите одну причину своего мнения

П (Пример) Приведите пример для пояснения своей причины

C (Следовательно) Обобщите свое мнение

Видео (+следствие + готовое обоснование)

Каких результатов мы достигаем, применяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо? В ходе работы над текстом в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления предложенного словесного материала, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно. Мы уходим от простого пересказа событий, даем возможность ученикам самим поработать с информацией, усвоить её, включаем детей в активную работу, учим выделять главное в тексте, формулировать выводы. А в условиях современного потока информации это одна из важнейших компетенций, которую обязан развивать учитель-словесник.

Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить». Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех. Слайд 11
















(1)Мы ждали своих ребят из поиска.

(2)Никогда не забуду ее тонкое лицо, склоненное над рацией, и тот блиндаж начальника штаба дивизиона, озаренный двумя керосиновыми лампами. (3)Вверху, над накатами, — звезды, тишина, вымерзшее пространство декабрьской ночи, ни одного выстрела, везде извечная успокоенность сонного человеческого часа. (4)А под накатами молча лежали солдаты на нарах, и, засыпая, я с мучительным наслаждением видел какое-то белое сияние её коротко подстриженных, по-детски золотистых волос.

(5)Разведчики вернулись на рассвете, когда все в блиндаже уже спали, обогретые печью, успокоенные затишьем. (6)Вдруг звонко и резко заскрипел снег в траншее, раздался за дверью всполошенный оклик часового, послышались голоса, смех, хлопанье рукавицами.

(7)В блиндаж вместе с морозным паром весело ввалились, затопали валенками двое рослых разведчиков, с накаленно-багровыми лицами, с густо заиндевелыми бровями. (8)Ввели трех немцев-языков в зимних каскетках с меховыми наушниками, в седых от инея длинных шинелях. (9)Сонный блиндаж шумно заполнился топотом ног, шуршанием мерзлой одежды, дыханием людей, наших и пленных, одинаково прозябших в пространстве декабрьских полей. (10)И тут я увидел, как радистка Верочка, медленно, будто в оцепеняющем ужасе, встала возле своей рации, и как один из пленных, высокий, красивый, оскалив в заискивающей улыбке молодые чистые зубы, поднял и опустил плечи, вроде бы желая погреться в тепле. (11)И тогда Верочка странно дрогнула лицом. (12)Светлые волосы от резкого движения головы мотнулись над сдвинутыми бровями, и, бледнея, кусая губы, она шагнула к пленным, как в обморочной замедленности расстегивая на боку маленькую кобуру трофейного “вальтера”.

(13)Потом немцы закричали заячьими голосами, и тот, высокий, инстинктивно защищаясь, суматошно откачнулся с широко разъятыми предсмертным страхом глазами.

(14)И тут же она, страдальчески прищурясь, выстрелила и, вся дрожа, запрокинув голову, упала на земляной пол блиндажа, стала кататься по земле, истерически плача, дергаясь, вскрикивая, обеими руками охватив горло, точно в удушье.

(15)До этой ночи мы все были влюблены в неё. (16)Тоненькая, синеглазая, она предстала в тот миг перед нами совсем в другом облике, беспощадно разрушающем прежнее — нечто слабое, загадочное в ней.

(17)Пленного немца она ранила смертельно. (18)Он умер в госпитале. (19)После того наша общая влюбленность, восхищение мальчишек сменились чувством брезгливой жалости, отвращением. (20)И я уже не мог теперь представить, как можно (даже в воображении) целовать Верочку, на наших глазах сделавшую то, что не дано природой женщине.

(По Ю.Бондареву)

*Бондарев Юрий Васильевич (родился в 1924г.) – прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, автор книг, посвящённых военному времени.


«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие»

«Толстые»

Когда происходит действие, описанное в тексте?

Кто героиня рассказа?

Что она сделала?

Кого она убила?

Как она это сделала?

Верно ли то, что после содеянного Верочка страдала?

Как изменилось отношение мужчин-солдат к Верочке?

Объясните, почему она это сделала?

Могла ли она совершить такой поступок в мирной жизни?

Почему после содеянного Верочка страдает?

Предположите, могла ли подобная ситуация произойти в мирной жизни?

Что даёт право человеку, женщине решиться на подобное?

Ключевые слова

Назовите ключевые слова текста: разведчики, пленные (война), ужас, дрогнула, страдальчески прищурясь, влюблённость, брезгливая жалость, женственность

Выделите два-три наиболее значимых, основополагающих: война - женственность

Сформулируйте тему. О чём текст? (о влиянии войны на женщину (на человека))

Корзина идей

Что думает автор по этому поводу? (ПА)


Какие вопросы волнуют автора текста?

Женщина и война несовместимы

Женщине не место на войне

Война уродует человеческую душу

Война разрешает то, что не разрешено в мирной жизни

Совместимы ли женщина и война?

Есть ли место женщине на войне?

Как война влияет на человека?


«ПОПС – ФОРМУЛА»

П (Позиция) Изложите свое мнение по поводу позиции автора (В чём именно вы согласны с автором?)

О (Обоснование) Приведите одну причину своего мнения

П (Пример) Приведите пример для пояснения своей причины

C (Следовательно) Обобщите свое мнение

П: Война калечит не только физически, она уничтожает в человеческой душе самое доброе, делает жестоким.

О: Человек на войне попадает в такие условия, когда речь идёт о спасении собственной жизни, когда стирается грань между нравственным и безнравственным, рушатся моральные устои

П: Заглавный герой рассказа В.Быкова «Сотников» идёт на предательство, спасая свою жизнь. Подобно героине Бондарева, он раскаивается в совершённом преступлении, понимая, что ценой его жизни стали жизни других людей. Но обратного пути нет.

С: Война страшна тем, что порой не даёт человеку права выбора, она меняет людей, оставляя в душе и на сердце неизгладимые раны. Человек, прошедший войну, не может остаться прежним.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!