«Применение приемов технологии развития критического мышления на занятиях математики в учреждениИ профессионального образования»
Цель: ретрансляция преподавательского опыта, передача его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой деятельности педагога.
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. Рассмотреть приемы ТРКМ: игра «Верите ли вы?», таблица «Тонкие и толстые вопросы», Инсерт
Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность участников |
Стадия вызова |
1. Орг. момент (1-2 мин.) | Приветствие - Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этой аудитории. слайд 1 - свое выступление хочу начать со слов «Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает» Лао Цзы древнекитайский философ VI—V веков до н. э. слайд 2 – мастер-класс - Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что устанете работать на мастер-классе? - Верите ли вы, что можете научить детей учиться? В конце мастер-класса мне хотелось бы, что вы отметили как положительные моменты, так и трудности, c которыми может встретиться учитель, при использовании данной технологии. | Участники готовится для работы, включаются в деловой ритм. |
2. Целе- полагание и мотивация (3-5 мин.) | Текстовый фрагмент 1 (вводный). Название нашей темы урока состоит из двух слов С этим Вы встречаетесь ежедневно. Если бы предметы окружающие нас не имели такую форму, то мир был бы скучен. Многие предметы природы имеют эту форму. – У какой фигуры нет ни начала, ни конца, зато есть длина? А другое слово вы узнаете, выполнив следующее задание. Найдите отношение чисел 22/7, 2/7 и полученный результат округлите до десятичных. Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, - «Длина окружности». Игра «верю и не верю» Вопрос | “+” - верю, “-” не верю | 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | | 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | | 3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? | | 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? | | 5. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? | | 6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”? | | Давайте, сформулируем цель нашего урока. | . Заполняют таблицу индивидуально. Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь. |
Стадия осмысления |
3. Актуа- лизация (10 мин.) | Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик, немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, ... Лейбниц: “Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…”, Предлагаю вам текст. Текстовый фрагмент 2 (задание). Задание 1. Познакомьтесь с информацией. Задание 2. - 1 ряд. Заполните таблицу «Инсерт». - 2 ряд. Заполните бортовой журнал. - 3 ряд. Заполните таблицу «толстых» и «тонких» вопросов Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. | Парами работают с информацией. Заполнение таблицы. Работа индивидуально. Заполняют таблицу индивидуально, затем работа в парах и озвучивают информацию. |
4. Физ. минутка (2 мин.) | Ребята, давайте перед практической работой сделаем разминку. Сядьте ровно. Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы! Приступаем к работе! | Фронтальная работа Выполняют разминку. |
5. Практич. работа №1 (10 мин.) | Создание проблемной ситуации. Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? Сейчас мы с вами перенесемся в древние времена и сами найдем и откроем формулу для нахождения длины любой окружности. Итак, приступаем к выполнению практической работы, у нас есть различные фигуры круглой формы и веревка с линейкой, как в таком случае можно узнать длину? А можем ли мы измерить диаметр? Как вы думаете если увеличивать диаметр, увеличится ли сама окружность и ее длина? Какая тогда между ними зависимость? Значит можно найти отношение длины к диаметру? есть зависимость между длиной окружности и её диаметром. Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться ниткой. На столе находятся различные предметы: -стакан; -компакт-диск. -блюдце. Работать вы будете по парам. Как вычислить длину окружности используя следующие предметы: линейки, лист бумаги, карандаши, нитки. Если бы мы еще более точно измерили длину окружности, ее диаметр и более точно выполнили вычисления длины окружности к ее диаметру, то получили бы число 3,14… Это число математики обозначают буквой π (пи). | Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои наблюдения. Заполняют сравнительную таблицу. (приводится внизу) Участники делают вывод: Далее называются результаты и замечают, что, хотя окружности были у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые - отношения больше 3, но меньше 4. Значит, можно записать: 3 Происходит первичное осознание полученных результатов, а именно: отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное. Первое знакомство с числом Пи. |
6. Историч. справка (3 мин.) | Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера. Текстовый фрагмент 2 (история) | Просматривают, прослушивают и запоминают |
7. Практич. работа №2 (5 мин.) | Вывод формулы длины окружности. Итак, мы имеем следующее соотношение: π Выведем из этой формулы С=πd или С=2πR. Эта формула называется формулой длины окружности. Чтобы найти длину окружности, надо знать её радиус или диаметр. Задание. Вычислить по формуле длину своей окружности. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул. | Индивидуальная работа Сравнивают результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул, делают выводы. |
Стадия рефлексии |
8. Подведен. итогов. Рефлексия (5 мин.) | Подведение итогов. Рефлексия. Ответьте на вопросы Достигли ли вы своей цели на уроке? Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали? | Отвечают на вопросы, поставленные на уроке. Учащиеся заполняют свои оценочные карты. Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, ассоциации, мысли. Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось… |
| | – Итак, технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос Готов ли я применять технологию развития критического мышления на своих уроках? Ваша задача привести аргументы или «за» или «против» – отмечая положительные и отрицательные стороны. -да, я готов …., потому что -нет, я не готов, потому что … - Начнем, дискуссию? Какой вывод можно сделать? В использовании ТРКМ, конечно, больше положительных сторон, чем отрицательных, поэтому ее действительно необходимо использовать в образовательном процессе. | |
- Приготовьте листок и ручку.
- Задумайте свой любимый цвет, и подберите к нему три характеристики – опишите его
(например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
- Запишите на новой строке название животного, с которым вы бы хотели сфотографироваться, находясь в зоопарке – а теперь опишите это животное тремя словами-признаками. (например, тигр – сильный, опасный, хищный).
- И, наконец, запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).