СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе.»







Мастер-класс







Применение технологии

"Развитие критического мышления"

в образовательном процессе.











Учитель

русского языка и литературы

Сарычева Татьяна Владимировна




г.Павловск

2015 г.


Цели занятия:

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”, “Выставка плаката”.

  • Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога.

  • Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.

  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления синквейна”. Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры. Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, 2 ватмана.

.

Ход мастер-класса

.Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Прежде чем начать наше занятие, ответьте мне на вопросы:

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну, посадите себе на ладонь, ощутите их очарование и красоту, и послушайте притчу (видео притча «Мудрец и бабочка»):

-Как вы думаете, что ответил мудрец?

Важно, чтобы в наших руках ребёнок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.А для того,чтобы ребёнок стал успешным, нужно научить его правильно думать, задавать вопросы.

Тема моего мастер-класса: Применение технологии “Развитие критического мышления” в образовательном процессе.

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).

1 этап: Мотивация.

Перечитывая различные высказывания известных людей об образе педагога, его деятельности, я обратила внимание на то, что некоторые авторы, характеризуя профессию учителя, сравнивают ее с какой-либо другой профессией. Судите сами:

Красиво, правда? Но почему сравнение? Неужели в русском языке не хватает слов для того чтобы просто описать профессию учителя, ни с кем ее не сравнивая?

И тут я натолкнулась на высказывания замечательного педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили из книги “Единство цели”.

Т.е. получается, что все авторы дают нравственную оценку профессиональной деятельности педагога, но делают это мягко, ненавязчиво. Мудро.

Но для Шалвы Александровича, как для психолога, сравнение профессии учителя с другими профессиями имело не только философское значение, но и чисто практическое. На их основе он составлял правила, памятки, своеобразные тесты для самовнушения.

Мне настолько понравилась идея Амонашвили, что я тоже решила составлять подобные сравнительные памятки, но не в форме прямых лозунгов и призывов, как у него, а в форме синквейна. Эти памятки я повторяю каждое утро, когда иду в школу, каждый раз, когда передо мной возникает сложная жизненная ситуация.

А ситуации, требующие психологической поддержки, возникают постоянно. И нужно напоминать себе: “Не навреди!”

Наша профессия требует полной самоотдачи. Как сохранить свою душу от “профессионального сгорания”? Где взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И здесь тоже никак не обойтись без своеобразных тестов для самовнушения. Лично мне мои памятки – синквейны помогают. Поэтому я и хочу поделиться своим умением составлять их с вами.

2 этап: Объявление темы, ожидаемых учебных результатов, хода занятия.

Цель – обеспечить понимание участниками смысла их деятельности, т.е. того, чего они должны достичь в результате мероприятия и что от них ожидает преподаватель. (Примерно 5% времени). Что будем делать на занятии, как будем делать: Тема, цель, задачи, основные вопросы, формы и методы работы.

Итак, тема нашего занятия КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТОБОЮ, УЧИТЕЛЬ?

Цели:

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы технологии “Развитие критического мышления”;

  • Охарактеризовать роль нравственной оценки и самооценки в профессиональной деятельности педагога.

Что мы будем делать?

-Сравнивать профессию учителя с какой-либо другой профессией.

Зачем мы это будем делать?

-Для того что бы:

  • Выявить все самое лучшее и светлое в нашей профессии;

  • Почувствовать, как важна и неповторима наша жизнь для общества;

  • Выработать позитивную установку на профессию учителя.

Работая в группах, создадим синквейны и оформим их в виде небольших плакатов.

Работать мы будем в двух группах, поэтому к окончанию занятия у нас будет сразу два ваших коллективных творческих проекта. Я уверена, что они станут достойным украшением нашего праздника.

Давайте разделимся на группы.(карточки «Найдите своё слово»)

Что же мы можем сказать об учителе? Какой он?

С кем мы можем его сравнить?

А с кем не стоит сравнивать учителя?

Прежде чем мы начнём работу,я хочу показать вам примеры синквейнов.

Будем вкладывать…

3 этап: Введение в новый материал (предоставление необходимой информации).

Итак, план синквейна у вас перед глазами, помимо этого вы должны будете ответить на вопрос. Тема ваших синквейнов – учитель. Пока наши группы работают, все остальные тоже не будут сидеть без дела.

4 этап: Практическая работа групп, работа с залом.

Работа с залом Метод “Мои предпочтения”.

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Участники: весь зал.

Задумайте свой любимый цвет и опишите тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Ответьте на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание –записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

  • Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

  • Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

  • Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.


Презентация результатов выполнения работы в группах.

Объяснить: Как подобранное вами содержание плаката раскрывает тему нашего занятия.

5 этап: Подведение итогов.

Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем.

Позитивная внутренняя установка на профессию учителя очень важна. Мы есть то, что мы постоянно думаем о себе. Давайте думать о добром! Не зря мы сказали вначале – всё в наших руках.

Вопросы для подведения итогов:

  • Как это может пригодиться в жизни?

  • О чем еще вам хотелось бы узнать по теме мастер-класса?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!