СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Применение цифровых образовательных ресурсов как способ реализации межпредметных связей при изучении темы «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Применение цифровых образовательных ресурсов как способ реализации межпредметных связей при изучении темы «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа»»



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Дагестанские Огни





Мастер-класс

Применение цифровых образовательных ресурсов как способ реализации межпредметных связей при изучении темы

«Молекулярно-кинетической теория идеального газа»



Автор: Абдуллаева Оксана Таджутдиновна,

учитель физики высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ №3»

e-mail: [email protected]

тел. 8 988 646 11 24




г. Дагестанские Огни

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

1. Теоретическая часть. Цифровые образовательные ресурсы и межпредметные связи в учебном процессе……………………………….4

2. Практическая часть. Использование цифровых образовательных ресурсов как способ реализации межпредметных связей при изучении темы «Молекулярно-кинетической теория идеального газа»……………..7

Заключение…………………………………………………………...12

Литература……………………………………………………………13























Введение

Цель мастер-класса – показать, как можно реализовать межпредметные связи с помощью цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках физики при изучении темы «Молекулярно-кинетической теория идеального газа».

Задачи:

1). Рассмотреть применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики

2). Реализовывать межпредметные связи на уроках физики с помощью ЦОРов

3). Применить ЦОРы для реализации межпредметных связей при изучении темы «Молекулярно-кинетической теория идеального газа».

Актуальность данной темы определяется необходимостью использования ЦОР при реализации межпредметных связей на уроках физики.

Научная новизна мастер-класса:

1). Изучены ЦОР, которые можно использовать на уроках физики

2). Рассмотрены межпредметные связи и их реализация на уроках физики

3) Выработана методика реализации межпредметных связей с помощью ЦОРов при изучении темы «Молекулярно-кинетической теория идеального газа».





1.Теоретическая часть. Цифровые образовательные ресурсы и межпредметные связи в учебном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ЦОР помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации школьников. Цель ЦОР – укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.

Межпредметные связи - важнейший принцип обучения в современной школе. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве  с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями.



Межпредметные связи используются успешно при многообразии видов деятельности учащихся:

1. Учащиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории, изучаемой в данном предмете;

2. Учащиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на других предметах, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине;

3. Учащиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.

Таким образом, межпредметные связи выполняют ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную. На уроках физики прослеживается межпредметная связь с математикой, информатикой, географией, химией, биологией и т.д. 

Использование межпредметных связей устраняет разобщенность школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим, не "своим" предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее. Дети не часто связывают разрозненные факты, которые мы сообщаем  в рамках одного предмета. Большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.

   Отсюда возникают задачи:

 1. Помочь учащимся усвоить совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира.

2. Покончить с разобщенностью школьных предметов.

3. Повысить интерес к учению и к предмету.

4. Повысить практическую направленность обучения.

      Осуществление связи физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех, и особенно естественно-математических и политехнических дисциплин, которые используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы. Важно также, что на занятиях по физике учащиеся получают большое количество практических навыков  и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов.



























2. Практическая часть. Использование цифровых образовательных ресурсов как способ реализации межпредметных связей при изучении темы «Молекулярно-кинетической теория идеального газа»

Физика- это экспериментальная наука, которая связана с математикой, химией, биологией, географией и т.д. Для повышения познавательного интереса учащихся, естественно - научной грамотности на уроках необходимо реализовывать межпредметные связи.

Одним из эффективных способов реализации межпредметных связей является использование цифровых образовательных ресурсов.

Для создания проблемных ситуаций на уроках физики использую слайды из презентации, созданной в программе Power Point. Увидев, слайд по определенной теме, учащиеся называют тему урока, самостоятельно формулируют цель урока.

Синквейн  – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

При повторении изученного материала можно предложить обучающимся составить синквейн понятия «молекула» на интерактивной доске ( Рис. 1).

Рис. 1.

Физика - наука экспериментальная и для ее существования необходимо наличие эксперимента. Предлагаю использовать виртуальные эксперименты, опыты, виртуальные лабораторные работы, анимации при изучении физики. В отличие от реальных экспериментов, виртуальные обладают большей наглядностью, не требуют соблюдения техники безопасности, экономичны по времени. С помощью ЦОРов при изучении темы «Молекулярно-кинетической теория идеального газа» возможно показать движение молекул, их расположение и взаимодействие в твердом, жидком и газообразном состоянии, атомы, идеальный газ. Виртуальные эксперименты можно использовать на различных этапах урока.

При проведении виртуальных лабораторных работ и экспериментов используем Единую коллекцию ЦОР (http://www.school-collection.edu.ru) и Виртуальную образовательную лабораторию (https://www.virtulab.net).

С помощью виртуальных экспериментов возможно моделирование таких процессов, которые невозможно провести реально на уроке.

На этапе объяснения нового материала учитель может провести виртуальный эксперимент с помощью мультимедийного проектора или интерактивной доски, а учащиеся наблюдают и делают выводы.

Урок - исследование проводим в компьютерном классе. Предлагаем учащимся самостоятельно провести исследование с помощью виртуальных моделей сделать выводы и получить результаты. В данном случае учащиеся получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.

При изучении нового материала, повторении и обобщении изученного материала на уроке использую сайт https://urok.1c.ru, в котором даны электронные учебные материалы для учителей и школьников. В данном цифровом образовательном ресурсе учащийся может изучить уже построенные графики изопроцессов, построить графики зависимости давления от температуры, температуры от объема и т.д. выполнить различные интерактивные упражнения. Изучая графики с помощью ЦОР, реализуем межпредметную связь с геометрией. При изучении изопроцессов, газовых законов, их формул реализуем межпредметную связь с математикой (прямая и обратная зависимость трех макроскопических параметров хорошо демонстрируется с помощью ЦОРа 1С.Урок и LearningАpps.org.)

При актуализации знаний на уроках физики можно использовать цифровой образовательный ресурс LearningАpps.org. Это онлайн-сервис, в котором преподаватель может создать мультимедийные интерактивные упражнения для проверки знаний: кроссворд, найти пару, викторина с выбором правильного ответа, классификация, хронологическая линейка, заполнить пропуски. Например, при повторении и обобщении темы «Молекулярно-кинетической теория идеального газа» можно составить упражнение «Газовые законы» (классификация), в котором учащиеся должны выбрать какие формулы графики относятся к данному изопроцессу (Рис.2).

Рис.2


Естественно - научная грамотность носит межпредметный характер. Она связывает между собой не только такие предметы как физика, химия, биология и география, но также зависит от математической и читательской грамотности.

Для реализации межпредметных связей необходимо решать задания формирующие естественно-научную грамотность обучающихся. Банк заданий естественно-научной грамотности можно найти на сайтах https://fg.resh.edu.ru, http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy, https://fipi.ru (Рис.3).


Рис.3

Заключение

Применение цифровых образовательных ресурсов при обучении позволяет отметить такие положительные качества: учет индивидуальных способностей учащихся, развитие творческих способностей, воспитание интереса к предмету.

С помощью ЦОРов возможна реализация межпредметных связей. ЦОРы вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.



















Литература

1. Бондаренко, Е.А Цифровые образовательные ресурсы на любом уроке / Е.А.Бондаренко, Е.А.Фёдорова, О.Е.Черкашина, Е.В.Якушина // Народное образование. – 2008. – № 7 (1380). – С. 195-202.

2. Тарасова Л. И., Гришин М. Ю. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики // Вестник Марийского государственного университета. Науки об образовании. 2009. С. 122-124.

3. Дик Ю. И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. – 1957. – № 9.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!