Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы"
Барышева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы
Цель: распространение опыта работы учителя по внедрению проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы
Оборудование: проектор.
План проведения:
Актуализация выбора темы.
Практическая часть.
Рефлексия.
Ход мастер-класса
1. Актуальность темы
На уроках литературы одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности. Выявить личные склонности учеников позволяют развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и поисковый методы формируют умения, сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать.
Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся.Затем предлагаю учащимся познакомиться с предложенной темой. Каждый ученик выбирает свою подтему. По выбранной добровольно теме дети собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации, обрабатывать собранный материал. В процессе работы над подтемами учащиеся готовят мини-доклады, презентации работ. Они используют различные источники: книги, энциклопедии, справочники, интернет. Учитель выступает в роли консультанта, корректора, источника знаний.
При выполнении проектов учащиеся работают индивидуально или группами, т.е. им предоставляется выбор. Я по необходимости помогаю и контролирую ход деятельности учащихся, направляя поиск в нужное русло, и подсказываю источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
личный интерес учащегося;
четкость и конкретность постановки цели проекта;
определение планируемых результатов;
констатация исходных данных.
Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.
Работа над проектами завершается их защитой.
2. Фрагмент урока.
Это урок изучения сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина по теме: «Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина
Цели: Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.
Прогнозируемые результаты: Учащиеся раскрывают обобщающий смысл сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина, углубляют знания по теории литературы, формируют коммуникативные навыки, умения работать в коллективе и микроколлективе, представлять (презентовать) свою работу, развивают монологическую и диалогическую речь, читательские способности, интерес к классической литературе, творчеству М.Е.Салтыкова – Щедрина, эстетический вкус. Формируют нравственные и профессиональные качества: ответственность за выбор жизненной позиции.
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока:
Основные этапы исследования:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
Выдвижение гипотезы.
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Сбор материала.
Анализ и обобщение полученных данных.
Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
Обсуждение итогов завершённой работы.
Выделение и постановка проблемы:
Выскажите ваши предположения:
Почему сказки Салтыкова-Щедрина не печатали?
В чём их своеобразие? Отличие от народных?
Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Выдвижение гипотезы: Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.
Задачи исследования:
Провести анализ художественной формы и идейного содержания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина;
Выявить особенности формы и содержания сказок, сопоставив сказки писателя с народными;
Обобщить полученные результаты и сделать вывод;
Представить (защитить) результаты исследования.
Сбор материала:
План исследовательской работы
по теме «Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина».
Исследование темы в рабочей группе.
Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объеме.
Рабочая группа, изучив вопрос, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации вновь созданным группам.
Группа оценивает работу каждого члена.
Члены группы становятся экспертами в области изучения определенной сказки и предают информацию вновь созданным группам.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ
Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование идейно-художественного своеобразия сказки
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выясните основные понятия темы исследования.
Для анализа формы сказки:
найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина;
подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки;
найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа помещика, определите их роль;
выскажите предположение, почему писатель обратился к жанру сказки?
3. Проанализируйте содержание сказки, ответив на вопросы:
Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?
Какой смысл «вкладывает» писатель в название?
Какова главная идея сказки?
Какие исторические факты нашли отражение в сказке?
Считаете ли вы данную сказку политической?
4.В чем отличие сказки Щедрина от народной?
5.Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?
6.Подготовьте презентацию ответа.
7.Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.
2.Исследование темы в экспертной группе.
- выслушивает каждого эксперта;
- заполняет схему «Общее – особенное»;
- делает вывод;
- подтверждает или опровергают гипотезу;
- представляет результаты исследования;
- оценивает работу каждого эксперта.
Анализ и обобщение полученных данных.
Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
Исследование в рабочих группах.
Пять рабочих групп, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали сказки: “Медведь на воеводстве”, “Премудрый пескарь”, “Коняга”, “Христова ночь”, “Самоотверженный заяц”.
Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну сказку, доказывая или опровергая гипотезу.
Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим проектом, ученик имел возможность рассказать о нём, показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес. Конечно, это трудная и кропотливая работа, но она приносит свои результаты.