СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс посвящен работе учителя по внедрению проектно исследовательской деятельности на уроках литературы. Проектно-исследовательская деятельность позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы"»

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы"

Барышева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы



Цель: распространение опыта работы учителя по внедрению проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы

Оборудование: проектор.

План проведения:

  1. Актуализация выбора темы.

  2. Практическая часть.

  3. Рефлексия.

Ход мастер-класса

1. Актуальность темы

На уроках литературы одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности. Выявить личные склонности учеников позволяют развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и поисковый методы формируют умения, сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;

  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать.

Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся.Затем предлагаю учащимся познакомиться с предложенной темой. Каждый ученик выбирает свою подтему. По выбранной добровольно теме дети собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить цели  и задачи, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации, обрабатывать собранный материал. В процессе работы над подтемами учащиеся готовят мини-доклады, презентации работ. Они используют различные источники: книги, энциклопедии, справочники, интернет. Учитель выступает в роли консультанта, корректора, источника знаний.
При выполнении проектов  учащиеся работают индивидуально или группами, т.е. им предоставляется выбор. Я по необходимости помогаю и контролирую ход деятельности учащихся, направляя поиск в нужное русло, и подсказываю источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес учащегося;

  • четкость и конкретность постановки цели проекта;

  • определение планируемых результатов;

  • констатация исходных данных.

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.

Работа над проектами завершается их защитой.


2. Фрагмент урока.

Это урок изучения сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина по теме: «Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина

Цели: Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.

Прогнозируемые результаты: Учащиеся раскрывают обобщающий смысл сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина, углубляют знания по теории литературы, формируют коммуникативные навыки, умения работать в коллективе и микроколлективе, представлять (презентовать) свою работу, развивают монологическую и диалогическую речь, читательские способности, интерес к классической литературе, творчеству М.Е.Салтыкова – Щедрина, эстетический вкус. Формируют нравственные и профессиональные качества: ответственность за выбор жизненной позиции.

Формы работы: фронтальная, групповая

Ход урока:

Основные этапы исследования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)

  • Выдвижение гипотезы.

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.

  • Сбор материала.

  • Анализ и обобщение полученных данных.

  • Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).

  • Обсуждение итогов завершённой работы.


Выделение и постановка проблемы:

Выскажите ваши предположения:

  1. Почему сказки Салтыкова-Щедрина не печатали?

  2. В чём их своеобразие? Отличие от народных?

  3. Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Выдвижение гипотезы: Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.

Задачи исследования:

  • Прочитать сказки

  • Провести анализ художественной формы и идейного содержания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина;

  • Выявить особенности формы и содержания сказок, сопоставив сказки писателя с народными;

  • Обобщить полученные результаты и сделать вывод;

  • Представить (защитить) результаты исследования.

Сбор материала:

План исследовательской работы

по теме «Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина».


  1. Исследование темы в рабочей группе.


  • Каждая рабочая группа анализирует одну сказку (см. ЗАДАНИЕ), доказывая или опровергая гипотезу.

  • Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объеме.

  • Рабочая группа, изучив вопрос, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации вновь созданным группам.

  • Группа оценивает работу каждого члена.

  • Члены группы становятся экспертами в области изучения определенной сказки и предают информацию вновь созданным группам.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ


Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование идейно-художественного своеобразия сказки


ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:


  1. Выясните основные понятия темы исследования.


  1. Для анализа формы сказки:

  • вспомните элементы народной сказки;

  • найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина;

  • подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки;

  • найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа помещика, определите их роль;

  • выскажите предположение, почему писатель обратился к жанру сказки?

3. Проанализируйте содержание сказки, ответив на вопросы:

  • Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?

  • Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?

  • Какой смысл «вкладывает» писатель в название?

  • Какова главная идея сказки?

  • Какие исторические факты нашли отражение в сказке?

  • Считаете ли вы данную сказку политической?


4.В чем отличие сказки Щедрина от народной?

5.Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?

6.Подготовьте презентацию ответа.

7.Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.


2.Исследование темы в экспертной группе.

  • Эксперты передают информацию вновь созданным группам.

  • Экспертная группа:

- выслушивает каждого эксперта;

- заполняет схему «Общее – особенное»;

- делает вывод;

- подтверждает или опровергают гипотезу;

- представляет результаты исследования;

- оценивает работу каждого эксперта.

Анализ и обобщение полученных данных.

Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).

Исследование в рабочих группах.

Пять рабочих групп, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали сказки: “Медведь на воеводстве”, “Премудрый пескарь”, “Коняга”, “Христова ночь”, “Самоотверженный заяц”.

Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну сказку, доказывая или опровергая гипотезу.

Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим проектом, ученик имел возможность рассказать о нём, показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес. Конечно, это трудная и кропотливая работа, но она приносит свои результаты.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!