СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Проектно- исследовательская деятельность и игровые приёмы обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Проектно- исследовательская деятельность и игровые приёмы обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Цель: Презентация опыта проектно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках математики в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно- ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Проектно- исследовательская деятельность и игровые приёмы обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности».»

Мастер-класс «Проектно- исследовательская деятельность и игровые приёмы обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Цель: Презентация опыта проектно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках математики в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно- ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Задачи:

  • Представление различных форм реализации проектно- исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности.

  • Представление алгоритма работы над проектом.

  • Моделирование участниками мастер-класса проектов урочной и внеурочной проектно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.



Свой мастер-класс я хочу начать с высказывания :

«Всё -творчески, иначе зачем?» Иванов (слайд) .

Творческое нестандартное отношение нужно всегда, чем бы человек ни занимался. Сегодня мы говорим о математике.

Мы, учителя начальных классов, должны увлечь ребят математикой .Роль учителя не только в преподавании предмета, как науки, но и преподнесении её как некоего искусства, которое красиво, эстетично, всеобъемлюще. Так как математика имеет связь с любым школьным предметом учебного курса, так и с деятельностью человека за пределами школы.

  1. Разминка для ума.

Я предлагаю вам поиграть в игру « Сколько».

Задание1: назвать различные подсистемы , встречающиеся в организме человека столько раз , сколько я прохлопаю.

  • 2 раза–уши, глаза, почки, пятки.

  • 1 раз-голова ,сердце, желудок.

    • Много –сосуды, волосы.

    • 10 –пальцы.



Задание 2.

Если можно что-то посчитать, то можно и придумать примеры. Все знают , что 1+1=2, а я предложу вам необычную запись, которую невозможно решить, но можно объяснить , опираясь на знание устройства организма человека.

1+1=1(одна ноздря и одна ноздря получается нос)

1+1=10(1 рука и 1 рука-10 пальцев)

Давайте порассуждаем, мы привыкли, что пальцы есть на руках и ногах, а если бы были на спине….

Что для человека было бы хорошо… А что плохо……



Часто числа встречаются в пословицах .Например, одна голова ,а две лучше.

А если на самом деле было 2 головы?

Чем удобно:могут поговорить, поочереди делать уроки.

Плохо: захотят идти в разные стороны, каждая будет есть, живот заболит.

Итак, всё-таки два человека могут придумать лучше, чем один.

2. Выбор фокус-группы.

Сегодня мне в помощники нужна фокус-группа. Выбрать её я предлагаю необычным способом. Давайте поиграем в сказку « Теремок».

В моём теремке живёт мел. Нужно доказать, что предложенные предметы похожи на хозяина теремка и рассказать, чем похожи.

Предметы: зуб, бумага, параллелепипед, пенал, карандаш, булка.

Фокус- группа занимает свои места. С помощью фокус-группы я хочу представить вам работу с детьми над познавательным, конструкторским и практическим исследованием.

Я работаю по УМК « Планета знаний» и у нас предусмотрено после прохождения определенного блока знаний, выполнение детьми проектов и исследований. Итогом работы может быть :викторина, презентация, изготовление лэпбука, выставка и т.д. (слайд)

3.Познавательное исследование.



Лэпбук- книжка –раскладушка или самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. При этом лэпбук не просто поделка ,а заключительный этап исследовательской работы.(слайд)

Тему сегодняшнего лэпбука я предлагаю отгадать с помощью небольшого исследования, которое мы проводили на уроках технологии.

Перед вами бумажный цветок, его лепестки закрыты, предположите ,что произойдёт, если я его опущу в воду.

Произошло маленькое чудо- лепестки раскрылись, а почему?( волокна бумаги увеличились). А внутри цветка- Дюймовочка.

Тема нашего познавательного исследования « Старинные меры длины». Предварительная работа по сбору информации проведена детьми. Задача фокус- группы: используя лист- продвижения , провести заключительный этап исследования- его защиту.

Лист продвижения.



  1. Сколько см составляет пядь, вершок ? Покажите эти меры длины.

Пядь-

Вершок-

Какие пословицы с ними связаны?

______________________________________________________________________

  1. Измерьте в пядях ширину сто

  2. Какой русский царь предложил воспользоваться английскими мерами длины?__________________

  3. Какие легенды связаны с названием английской меры длины ярд?_____________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Какого роста была Дюймовочка?________________



  1. Чем были удобны старинные меры длины, и какие у них недостатки?



3.Работа с залом (пока работает фокус-группа)

На уроках математики, во внеурочной деятельности мы учимся не только решать, но и развиваем, логику, умение рассуждать, строить умозаключения, находить нестандартное решение.

Окружающая жизнь постоянно изменяется, и нужно уметь приспосабливаться к новым условиям. В любой работе необходимо умение не только действовать по аналогии, но и умение ориентироваться в изменённой ситуации. Развитию этого умения способствует игра « Да-нетка».

Пока работает фокус- группа, я предлагаю решить одну такую задачу:

- Один профессор прославился демонстрацией уникального опыта. Он ставил в центр комнаты бутылку. А затем вползал в неё. Как ему это удавалось? ( Он вползал в комнату, а не в бутылку.)

4. Выступление фокус-группы.

Спасибо. Выполняя данную работу с лэпбуком ,у кого-нибудь из детей обязательно возникнет вопрос, а когда была введена единая система мер. И ребёнок получает возможность подготовить очередной проект, ответив на ряд вопросов:

  • Почему международная система мер называется метрической?

  • Когда и где была введена метрическая система мер?

  • Зачем нужна единая система мер?

5. Практическое исследование.

После прохождения темы « Длина и её измерение», группа ребят получила задание провести практическое исследование- определить среднюю длину шага учеников нашего класса. Ребята провели предварительный этап по листу продвижения, а завершить работу и сделать выводы мы попросим фокус-группу.

Лист продвижения.



Проблема: Определить среднюю длину шага учеников класса.

Предположение:______________________

Измерения:

  1. Отмерили рулеткой расстояние 100м.

  2. Прошли расстояние обычным шагом, сосчитав число шагов.

Вика___________

Арина__________

Кир____________

  1. Разделите 100 м на число шагов каждого участника, отбросить остаток.

Вика__________

Арина___________

Кир_____________

  1. Все полученные результаты сложить и разделить на число участников.

____________________________________

  1. Сделать вывод.

Средняя длина шага___________, сравните с предположением._________________________



  1. Работа с залом.

При решении поставленных задач необходимо умение рассуждать, излагать свои мысли чётко и понятно. Я предлагаю вам стихотворные ситуации, в которых нужно порассуждать.

Тим Собакин

СКВОРЕЦ И РЫБОЛОВ

На лужайке

сидел Рыболов,

терпеливо

копал червяков.

Увидал Рыболова

Скворец-

и решил:

«Настоящий отец!

Ищет корм,

даже лучше,

чем я…

Видно,

тоже большая семья!»



-Как рассуждал скворец? Может ли его вывод оказаться правильным?



«Ненаписанное стихотворение кролика»(слайд)

В немом восхищенье гляжу я на змея

И всё удивляюсь в душе:

Неужто всё шея, и шея ,и шея,

И шея ,и шея, и ше…

- Почему кролик не дописал стихотворение?

7. Выступление фокус- группы.

После изучения темы « Геометрические фигуры» ребята выполняли конструкторское исследование.

8.Конструкторское исследование. Работа фокус-группы по листу продвижения.

Лист продвижения.

  1. Постановка проблемы: Определить соотношение между кубическим дм и кубическим см.

  2. Выдвините предположение: __________________________________________

  3. Проведение эксперимента.

  • Изготовьте квадратную коробку, сторона которой равна 1 дм.

  • Приготовьте кубики со стороной 1см.

  • Уложите кубики по длине и ширине коробки.

  • Подсчитайте, сколько кубиков необходимо, чтобы закрыть всё дно.

___________________________

  • Уложите кубики по высоте коробки. Сосчитайте, сколько кубиков умещается по высоте коробки.__________________________



  • Вычислите общее число кубиков, которые можно поместить в коробку.

_______________________________

  1. Сформулируйте вывод. _____________________________

  2. Сравните с предположением.

_____________________________________________



9. Работа с залом.

Предлагаю вам умозаключения. Одно правильное, другое с ошибкой. Необходимо найти умозаключение с ошибкой и исправить его.(слайд)

Все цветы-растения.

Роза- цветок,

Значит, роза- растение.( верное)





Все арабы смуглы.

Ахмед- смуглый.

Значит Ахмед- араб?( неверно)





Все арабы смуглы.

Ахмед- араб.

Значит Ахмед- смуглый.( верно)



10. Выступление фокус- группы. Каждый рассказывает о выполнении своего этапа работы по листу продвижения.

11. Заключение.

Спасибо всем за работу. Как средство развития ума большое значение имеет юмор. Несмотря на эффект неожиданности, в анекдотах тоже можно выделить закономерности построения и предположить , что будет в конце.

Предлагаю попробовать придумать окончания анекдотов.

- Хотел бы я иметь столько денег, чтобы хватило купить слона!

-Зачем тебе слон?

-Слон мне не нужен, мне нужно ….

(…столько денег)







-Доктор, у меня боли в левом колене.

- Это у вас возрастное.

-Не может быть! Ведь правое колен у меня не болит, а оно…

(… такого же возраста)

Впереди у нас много интересных открытий. Хочу пожелать всем успехов, удачи, стремления к новым достижениям. И завершить свой мастер- класс я хочу стихотворением В. Берестова.

Жар- птица.

Чудесный свет увидя вдалеке,

К нему рванулся юноша горячий.

Перо жар-птицы у него в руке

Горит, переливаясь! Вот удача!

В тряпицу парень завернул перо

За славою отправился в столицу.

Но, изумившись, молвил князь: « Добро!

Сыскал перо- так добывай жар-птицу!»

…Он шёл сквозь чащу, горы пересёк,

С драконом бился, сто смертей изведал.

Сказал народ : « Вот это человек!»,

Когда вернулся юноша с победой.

Удача хороша, когда она

Не дар судьбы, завёрнутый в тряпицу,

Когда она мечтой озарена…

Сыскал перо- так добывай жар- птицу!





























Список литературы.

  1. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика-М., АСТ, 2011.

  2. Гин С.И. Мир логики- М., Вита-Пресс, 2001.

  3. Гин С.И. Мир фантазии-М., Вита- Пресс, 2006.

  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Технология- М., АСТ, 2012

  5. tavika.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!