Мастер-класс «Проектно- исследовательская деятельность и игровые приёмы обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Цель: Презентация опыта проектно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках математики в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно- ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
-
Представление различных форм реализации проектно- исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности.
-
Представление алгоритма работы над проектом.
-
Моделирование участниками мастер-класса проектов урочной и внеурочной проектно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.
Свой мастер-класс я хочу начать с высказывания :
«Всё -творчески, иначе зачем?» Иванов (слайд) .
Творческое нестандартное отношение нужно всегда, чем бы человек ни занимался. Сегодня мы говорим о математике.
Мы, учителя начальных классов, должны увлечь ребят математикой .Роль учителя не только в преподавании предмета, как науки, но и преподнесении её как некоего искусства, которое красиво, эстетично, всеобъемлюще. Так как математика имеет связь с любым школьным предметом учебного курса, так и с деятельностью человека за пределами школы.
-
Разминка для ума.
Я предлагаю вам поиграть в игру « Сколько».
Задание1: назвать различные подсистемы , встречающиеся в организме человека столько раз , сколько я прохлопаю.
-
2 раза–уши, глаза, почки, пятки.
-
1 раз-голова ,сердце, желудок.
-
Много –сосуды, волосы.
-
10 –пальцы.
Задание 2.
Если можно что-то посчитать, то можно и придумать примеры. Все знают , что 1+1=2, а я предложу вам необычную запись, которую невозможно решить, но можно объяснить , опираясь на знание устройства организма человека.
1+1=1(одна ноздря и одна ноздря получается нос)
1+1=10(1 рука и 1 рука-10 пальцев)
Давайте порассуждаем, мы привыкли, что пальцы есть на руках и ногах, а если бы были на спине….
Что для человека было бы хорошо… А что плохо……
Часто числа встречаются в пословицах .Например, одна голова ,а две лучше.
А если на самом деле было 2 головы?
Чем удобно:могут поговорить, поочереди делать уроки.
Плохо: захотят идти в разные стороны, каждая будет есть, живот заболит.
Итак, всё-таки два человека могут придумать лучше, чем один.
2. Выбор фокус-группы.
Сегодня мне в помощники нужна фокус-группа. Выбрать её я предлагаю необычным способом. Давайте поиграем в сказку « Теремок».
В моём теремке живёт мел. Нужно доказать, что предложенные предметы похожи на хозяина теремка и рассказать, чем похожи.
Предметы: зуб, бумага, параллелепипед, пенал, карандаш, булка.
Фокус- группа занимает свои места. С помощью фокус-группы я хочу представить вам работу с детьми над познавательным, конструкторским и практическим исследованием.
Я работаю по УМК « Планета знаний» и у нас предусмотрено после прохождения определенного блока знаний, выполнение детьми проектов и исследований. Итогом работы может быть :викторина, презентация, изготовление лэпбука, выставка и т.д. (слайд)
3.Познавательное исследование.
Лэпбук- книжка –раскладушка или самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. При этом лэпбук не просто поделка ,а заключительный этап исследовательской работы.(слайд)
Тему сегодняшнего лэпбука я предлагаю отгадать с помощью небольшого исследования, которое мы проводили на уроках технологии.
Перед вами бумажный цветок, его лепестки закрыты, предположите ,что произойдёт, если я его опущу в воду.
Произошло маленькое чудо- лепестки раскрылись, а почему?( волокна бумаги увеличились). А внутри цветка- Дюймовочка.
Тема нашего познавательного исследования « Старинные меры длины». Предварительная работа по сбору информации проведена детьми. Задача фокус- группы: используя лист- продвижения , провести заключительный этап исследования- его защиту.
Лист продвижения.
-
Сколько см составляет пядь, вершок ? Покажите эти меры длины.
Пядь-
Вершок-
Какие пословицы с ними связаны?
______________________________________________________________________
-
Измерьте в пядях ширину сто
-
Какой русский царь предложил воспользоваться английскими мерами длины?__________________
-
Какие легенды связаны с названием английской меры длины ярд?_____________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какого роста была Дюймовочка?________________
-
Чем были удобны старинные меры длины, и какие у них недостатки?
3.Работа с залом (пока работает фокус-группа)
На уроках математики, во внеурочной деятельности мы учимся не только решать, но и развиваем, логику, умение рассуждать, строить умозаключения, находить нестандартное решение.
Окружающая жизнь постоянно изменяется, и нужно уметь приспосабливаться к новым условиям. В любой работе необходимо умение не только действовать по аналогии, но и умение ориентироваться в изменённой ситуации. Развитию этого умения способствует игра « Да-нетка».
Пока работает фокус- группа, я предлагаю решить одну такую задачу:
- Один профессор прославился демонстрацией уникального опыта. Он ставил в центр комнаты бутылку. А затем вползал в неё. Как ему это удавалось? ( Он вползал в комнату, а не в бутылку.)
4. Выступление фокус-группы.
Спасибо. Выполняя данную работу с лэпбуком ,у кого-нибудь из детей обязательно возникнет вопрос, а когда была введена единая система мер. И ребёнок получает возможность подготовить очередной проект, ответив на ряд вопросов:
-
Почему международная система мер называется метрической?
-
Когда и где была введена метрическая система мер?
-
Зачем нужна единая система мер?
5. Практическое исследование.
После прохождения темы « Длина и её измерение», группа ребят получила задание провести практическое исследование- определить среднюю длину шага учеников нашего класса. Ребята провели предварительный этап по листу продвижения, а завершить работу и сделать выводы мы попросим фокус-группу.
Лист продвижения.
Проблема: Определить среднюю длину шага учеников класса.
Предположение:______________________
Измерения:
-
Отмерили рулеткой расстояние 100м.
-
Прошли расстояние обычным шагом, сосчитав число шагов.
Вика___________
Арина__________
Кир____________
-
Разделите 100 м на число шагов каждого участника, отбросить остаток.
Вика__________
Арина___________
Кир_____________
-
Все полученные результаты сложить и разделить на число участников.
____________________________________
-
Сделать вывод.
Средняя длина шага___________, сравните с предположением._________________________
-
Работа с залом.
При решении поставленных задач необходимо умение рассуждать, излагать свои мысли чётко и понятно. Я предлагаю вам стихотворные ситуации, в которых нужно порассуждать.
Тим Собакин
СКВОРЕЦ И РЫБОЛОВ
На лужайке
сидел Рыболов,
терпеливо
копал червяков.
Увидал Рыболова
Скворец-
и решил:
«Настоящий отец!
Ищет корм,
даже лучше,
чем я…
Видно,
тоже большая семья!»
-Как рассуждал скворец? Может ли его вывод оказаться правильным?
«Ненаписанное стихотворение кролика»(слайд)
В немом восхищенье гляжу я на змея
И всё удивляюсь в душе:
Неужто всё шея, и шея ,и шея,
И шея ,и шея, и ше…
- Почему кролик не дописал стихотворение?
7. Выступление фокус- группы.
После изучения темы « Геометрические фигуры» ребята выполняли конструкторское исследование.
8.Конструкторское исследование. Работа фокус-группы по листу продвижения.
Лист продвижения.
-
Постановка проблемы: Определить соотношение между кубическим дм и кубическим см.
-
Выдвините предположение: __________________________________________
-
Проведение эксперимента.
-
Изготовьте квадратную коробку, сторона которой равна 1 дм.
-
Приготовьте кубики со стороной 1см.
-
Уложите кубики по длине и ширине коробки.
-
Подсчитайте, сколько кубиков необходимо, чтобы закрыть всё дно.
___________________________
_______________________________
-
Сформулируйте вывод. _____________________________
-
Сравните с предположением.
_____________________________________________
9. Работа с залом.
Предлагаю вам умозаключения. Одно правильное, другое с ошибкой. Необходимо найти умозаключение с ошибкой и исправить его.(слайд)
Все цветы-растения.
Роза- цветок,
Значит, роза- растение.( верное)
Все арабы смуглы.
Ахмед- смуглый.
Значит Ахмед- араб?( неверно)
Все арабы смуглы.
Ахмед- араб.
Значит Ахмед- смуглый.( верно)
10. Выступление фокус- группы. Каждый рассказывает о выполнении своего этапа работы по листу продвижения.
11. Заключение.
Спасибо всем за работу. Как средство развития ума большое значение имеет юмор. Несмотря на эффект неожиданности, в анекдотах тоже можно выделить закономерности построения и предположить , что будет в конце.
Предлагаю попробовать придумать окончания анекдотов.
- Хотел бы я иметь столько денег, чтобы хватило купить слона!
-Зачем тебе слон?
-Слон мне не нужен, мне нужно ….
(…столько денег)
-Доктор, у меня боли в левом колене.
- Это у вас возрастное.
-Не может быть! Ведь правое колен у меня не болит, а оно…
(… такого же возраста)
Впереди у нас много интересных открытий. Хочу пожелать всем успехов, удачи, стремления к новым достижениям. И завершить свой мастер- класс я хочу стихотворением В. Берестова.
Жар- птица.
Чудесный свет увидя вдалеке,
К нему рванулся юноша горячий.
Перо жар-птицы у него в руке
Горит, переливаясь! Вот удача!
В тряпицу парень завернул перо
За славою отправился в столицу.
Но, изумившись, молвил князь: « Добро!
Сыскал перо- так добывай жар-птицу!»
…Он шёл сквозь чащу, горы пересёк,
С драконом бился, сто смертей изведал.
Сказал народ : « Вот это человек!»,
Когда вернулся юноша с победой.
Удача хороша, когда она
Не дар судьбы, завёрнутый в тряпицу,
Когда она мечтой озарена…
Сыскал перо- так добывай жар- птицу!
Список литературы.
-
Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика-М., АСТ, 2011.
-
Гин С.И. Мир логики- М., Вита-Пресс, 2001.
-
Гин С.И. Мир фантазии-М., Вита- Пресс, 2006.
-
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Технология- М., АСТ, 2012
-
tavika.ru