СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс " Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения в рамках ФГОС"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс " Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения в рамках ФГОС"»

Мастер – класс

«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения в рамках ФГОС»


Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.


Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.


Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.

2 .Мотивация к мастер-классу.

-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке Владимира Григорьевича Сутеева. Но прошу Вас смотреть внимательно.

(просмотр отрывка)

-Определите, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им нужно научиться?

( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом , …..)


-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».

3.Работа по теме.


.-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем месте.

УМК « Школа России» включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:

Виды работ с текстом в начальной школе:

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

  • Чтение по готовому плану.

  • Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  • Восстановление деформированного текста.

  • Инсценирование текста или отрывка.

  • Выборочное чтение (с определенным заданием).

  • Чтение в лицах.

  • «Жужжащее чтение».

  • Чтение цепочкой по предложению.

  • Чтение абзацами.

  • Чтение с пометками.

  • Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

  • Чтение по группам.

  • Поисковое чтение.

  • Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

  • "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

  • Нахождение самого длинного слова в тексте.

  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

  • Чтение с пометками непонятных слов.

  • Кроссворд (игровая форма) погружения в текс.

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный,художественный, публицистический, разговорный) с похожимсодержанием.

- Рассмотрим некоторые практические приемы работы с текстом.         


-Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)

-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)

-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.(слайд)

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.

-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают) Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).

-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)

-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы. Читаем.

Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда.

-Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд)

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!


-Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы).Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.

-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд)

Это я так про клестят думаю.

-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)

-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (с.130-читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки.

Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная шляпа)

-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

А у клестят − беда.


-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всегочто мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа.

А нашим коллегам я хотела бы предложить попробовать написать синквейн на тему : « Работа с текстом». Правила составления синквейна  Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель.



Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!