Мастер-класс «Работа в команде»
Вступление. Знакомство.
Цель: познакомиться с взаимодействиями в коллективе и способами их совершенствования.
Задачи:
1.познакомить с понятием «коллектив», со стадиями развития коллектива;
2.развивать мышление, коммуникативные, творческие способности;
3.воспитывать толерантное отношение к другим людям, дружелюбие.
Оборудование: рисунок лестницы, человечки (двигающиеся по лестнице), моток прочных толстых нитей, карточки с кратким описанием каждой стадии развития коллектива, коробки и шарики для оценки МК, двуцветные карточки.
Раздаточный материал: буклеты с теорией по работе коллектива, а также с играми для оптимального взаимодействия в коллективе.
1.Вводная часть.
Добрый день! И вы пришли на МК по работе в команде. Мы пройдем по лестнице сработанности и оптимального взаимодействия коллектива и поднимемся на вершину этой лестницы.
Ну, для начала нам нужно познакомиться. Давайте все встанем в круг и начнём наше знакомство. Суть игры в том, что я сейчас каждому даю букву алфавита, и допустим сейчас я выхожу в центр говорю своё имя, город и чем люблю заниматься в свободное время и в конце своего рассказа говорю любую букву, если эта буква ваша и вы рассказываете о себе.
Начнем день.
У этого упражнения есть несколько вариантов проведения. Старайтесь проводить это упражнение на каждом занятии, чередуя варианты.
(1) Первый участник встанет и подойдет к любому другому поздоровается с ним и скажет пожелание на сегодняшний день. Тот к кому он скажет, подойдет и скажет другому и т.д. последний играющий говорит пожелания на сегодняшний день первому игроку.
(2) Начнем день с того, что каждый по очереди выскажет пожелание своему соседу справа на этот день.
(3) Начнем день с того, что каждый по очереди выскажет пожелание группе всей на этот день.
2.Основная часть.
Вот мы и познакомились! А сейчас немного теории.
Что такое коллектив? (Карточка с определением: Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. ) Чем отличаются коллектив и просто группа людей?
Существует поговорка: "Победу надо готовить". Прежде чем команда приступит к выполнению работы, ради которой создавалась, или перейдет к новому этапу своей деятельности, важно дать возможность ее членам "отыграть" разнообразные ситуации внутрикомандного взаимодействия.
Можно ли обойтись без игрового тренинга? Можно, но в этом случае легко попасть в ситуацию, описанную А. Андреевым, который наблюдал за тем, как артель (команда) рыбаков ловит на Волге рыбу бреднем (маленьким неводом, который тащат вручную)
"…договариваясь с одним из артельщиков, что подойдем посмотреть, как они ловят, я сказал, что мы вычистили все свои тони (дно, по которому тащат бредень).
— А зачем?! — удивился он. — Там же бродят постоянно, там все чисто!
Мы подошли к месту их рыбалки как раз, когда они начали растягивать бредень от берега в воду. Бредень был весь спутанный и полный полузасохшей травы. Бросили после предыдущей рыбалки, не разобрав. Мотня, так называется кошель, в который собирается рыба в неводе, замоталась в дель — в саму сеть, из которой делается бредень. В воде такое трудно увидеть и разобрать. К тому же они, еще не начав ловлю, прямо здесь умудрились наловить коряг.
— Откуда? — возник у нас вопрос, — ведь они же действительно тут постоянно бродят!
И тут же пришел ответ. Артельщик залез в сеть, вытащил из нее толстенную корявую ветку и швырнул в воду сзади сети.
— На берег бы… — неуверенно предложили мы.
— А! — махнул он рукой. — Мы там дальше не ловим никогда.
Как оказалось впоследствии, именно сегодня они решили начать ловлю метров на 10-15 дальше, чем обычно. Очевидно, другие артели тоже не ловили "там дальше", потому что коряги попадались на протяжении всей рыбалки и постоянно швырялись в воду же.
Победу надо готовить, а к делу хорошенько готовиться. Везет только дуракам. Именно тебе обязательно не повезет. Хотя бы потому, что, начиная дело, ты должен подготовиться так хорошо, чтобы везению не оставалось места, как и невезению".
Как вы думаете, что является основными составляющими работы в команде?
Ключевыми идеями работы в команде являются:
-ощущение общности и доверия, вместо одиночества и отчуждения;
-сотрудничество, вместо конкуренции;
-творчество, вместо стереотипных действий.
Почему так важно соблюдать все эти пункты при работе в команде?
Люди собираются вместе не случайно: всегда есть нечто, что их объединяет.
Между людьми существуют невидимые связи, среди них есть более прочные и менее прочные.
Ощущение связи с другими позволяет пережить ценность Единства.
Многим из вас знакомы стадии развития коллектива по Лутошкину. Вспомним их.
(Вывешиваются карточки с кратким описанием каждой стадии.)
Лутошкин А.Н. в своей книге «Как вести за собой» рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Если вы захотите. Можете провести наблюдение за процессом развития вашего коллектива. Можно в отрядном уголке нарисовать 5 ступеней и обозначить их: «Песчаная россыпь», Мягкая смена», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Рассказать необходимо ребятам - чем характеризуется каждая ступень, и предложить им ставить отметку развития коллектива, подписывая флажок. Вы сами тоже своим флажком отмечаете ступень. Таким образом, вы можете проводить не только диагностику развития коллектива, но и настроение, и состояние каждого ребенка.
«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло». Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.
«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.
Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.
«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.
«Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени «Алого паруса».
Невидимая связь.
| Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу же рваться при сильном натяжении). Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю. "Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же, видели озорной блеск его глаз, и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. "Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы такого предпринять? — размышлял он". И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью". Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить. "Воистину нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился "узловатым". Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами". Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг. — Дорогие друзья! — обращается ведущий к участникам игры. — Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная…Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет "резать" руки. Такие отношения некоторые называют "натянутыми"… — А если, — продолжает ведущий, — кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем…Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом… О таких ситуациях говорят "он тянет одеяло на себя"… — Некоторые люди, — продолжает ведущий, — предпочитают одевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею…Про такие ситуации люди говорят "посадил себе на шею"… — Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, — продолжает ведущий, — собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще отпустят…На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное нет… — Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние. Спасибо! Обсуждение игры |
| — Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? — Что было легко, что трудно, в этой игре? — Чему эта игра может научить команду? |
Линии обсуждения игры
| Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи помогает пережить доверие. Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов команды бывают разные эпизоды в общении. Главное, что бы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити. После выполнения каждого задания и упражнения команда (бумажные человечки) поднимается на ступеньку выше по лестнице. В итоге человечки оказываются на вершине. Там они находят буклеты (раздаточный материал). 3.Подведение итогов. 1.Что такое коллектив? 2.Сколько стадий развития коллектива существует. К какой из них нужно стремиться? 3.Что объединяет людей в коллективе? 4.Вы слушаете описание стадии развития коллектива, затем я называю 2 варианта как называется данная стадия, а вы поднимаете карточку соответствующего цвета. 5.Напишите 5 критериев по которым можно оценивать степень сплоченности коллектива. (Работа в микрогруппах. Каждая группа озвучивает критерии и поясняет почему так решила). Оценка МК. Если вы считаете, что МК прошел отлично, то положите воздушный шарик с пожеланиями в коробку с цифрой 5, если хорошо с цифрой 4 и т.д. Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью беседы и игры в конце МК. |