СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Работа в команде"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Работа в команде"»


Мастер-класс «Работа в команде»


Вступление. Знакомство.

Цель: познакомиться с взаимодействиями в коллективе и способами их совершенствования.

Задачи:

1.познакомить с понятием «коллектив», со стадиями развития коллектива;

2.развивать мышление, коммуникативные, творческие способности;

3.воспитывать толерантное отношение к другим людям, дружелюбие.

Оборудование: рисунок лестницы, человечки (двигающиеся по лестнице), моток прочных толстых нитей, карточки с кратким описанием каждой стадии развития коллектива, коробки и шарики для оценки МК, двуцветные карточки.

Раздаточный материал: буклеты с теорией по работе коллектива, а также с играми для оптимального взаимодействия в коллективе.

1.Вводная часть.

Добрый день! И вы пришли на МК по работе в команде. Мы пройдем по лестнице сработанности и оптимального взаимодействия коллектива и поднимемся на вершину этой лестницы.

Ну, для начала нам нужно познакомиться. Давайте все встанем в круг и начнём наше знакомство. Суть игры в том, что я сейчас каждому даю букву алфавита, и допустим сейчас я выхожу в центр говорю своё имя, город и чем люблю заниматься в свободное время и в конце своего рассказа говорю любую букву, если эта буква ваша и вы рассказываете о себе.


Начнем день.

У этого упражнения есть несколько вариантов проведения. Старайтесь проводить это упражнение на каждом занятии, чередуя варианты.

(1) Первый участник встанет и подойдет к любому другому поздоровается с ним и скажет пожелание на сегодняшний день. Тот к кому он скажет, подойдет и скажет другому и т.д. последний играющий говорит пожелания на сегодняшний день первому игроку.

(2) Начнем день с того, что каждый по очереди выскажет пожелание своему соседу справа на этот день.

(3) Начнем день с того, что каждый по очереди выскажет пожелание группе всей на этот день.


2.Основная часть.
Вот мы и познакомились! А сейчас немного теории.

Что такое коллектив? (Карточка с определением: Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. ) Чем отличаются коллектив и просто группа людей?
Существует поговорка: "Победу надо готовить". Прежде чем команда приступит к выполнению работы, ради которой создавалась, или перейдет к новому этапу своей деятельности, важно дать возможность ее членам "отыграть" разнообразные ситуации внутрикомандного взаимодействия. 

Можно ли обойтись без игрового тренинга? Можно, но в этом случае легко попасть в ситуацию, описанную А. Андреевым, который наблюдал за тем, как артель (команда) рыбаков ловит на Волге рыбу бреднем (маленьким неводом, который тащат вручную)



"…договариваясь с одним из артельщиков, что подойдем посмотреть, как они ловят, я сказал, что мы вычистили все свои тони (дно, по которому тащат бредень).

— А зачем?! — удивился он. — Там же бродят постоянно, там все чисто!

Мы подошли к месту их рыбалки как раз, когда они начали растягивать бредень от берега в воду. Бредень был весь спутанный и полный полузасохшей травы. Бросили после предыдущей рыбалки, не разобрав. Мотня, так называется кошель, в который собирается рыба в неводе, замоталась в дель — в саму сеть, из которой делается бредень. В воде такое трудно увидеть и разобрать. К тому же они, еще не начав ловлю, прямо здесь умудрились наловить коряг.

— Откуда? — возник у нас вопрос, — ведь они же действительно тут постоянно бродят!

И тут же пришел ответ. Артельщик залез в сеть, вытащил из нее толстенную корявую ветку и швырнул в воду сзади сети.

— На берег бы… — неуверенно предложили мы.

— А! — махнул он рукой. — Мы там дальше не ловим никогда.

Как оказалось впоследствии, именно сегодня они решили начать ловлю метров на 10-15 дальше, чем обычно. Очевидно, другие артели тоже не ловили "там дальше", потому что коряги попадались на протяжении всей рыбалки и постоянно швырялись в воду же.

Победу надо готовить, а к делу хорошенько готовиться. Везет только дуракам. Именно тебе обязательно не повезет. Хотя бы потому, что, начиная дело, ты должен подготовиться так хорошо, чтобы везению не оставалось места, как и невезению".


Как вы думаете, что является основными составляющими работы в команде?

Ключевыми идеями работы в команде являются:

-ощущение общности и доверия, вместо одиночества и отчуждения;

-сотрудничество, вместо конкуренции;

-творчество, вместо стереотипных действий.

Почему так важно соблюдать все эти пункты при работе в команде?

Люди собираются вместе не случайно: всегда есть нечто, что их объединяет.

Между людьми существуют невидимые связи, среди них есть более прочные и менее прочные.

Ощущение связи с другими позволяет пережить ценность Единства.

Многим из вас знакомы стадии развития коллектива по Лутошкину. Вспомним их.

(Вывешиваются карточки с кратким описанием каждой стадии.)

Лутошкин А.Н. в своей книге «Как вести за собой» рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Если вы захотите. Можете провести наблюдение за процессом развития вашего коллектива. Можно в отрядном уголке нарисовать 5 ступеней и обозначить их: «Песчаная россыпь», Мягкая смена», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Рассказать необходимо ребятам - чем характеризуется каждая ступень, и предложить им ставить отметку развития коллектива, подписывая флажок. Вы сами тоже своим флажком отмечаете ступень. Таким образом, вы можете проводить не только диагностику развития коллектива, но и настроение, и состояние каждого ребенка.

«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло». Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

«Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени «Алого паруса».

Невидимая связь.

Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу же рваться при сильном натяжении).

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

"Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же, видели озорной блеск его глаз, и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

"Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы такого предпринять? — размышлял он".

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью".

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

"Воистину нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился "узловатым". Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами".

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

— Дорогие друзья! — обращается ведущий к участникам игры. — Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная…Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет "резать" руки. Такие отношения некоторые называют "натянутыми"…

— А если, — продолжает ведущий, — кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем…Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом… О таких ситуациях говорят "он тянет одеяло на себя"…

— Некоторые люди, — продолжает ведущий, — предпочитают одевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею…Про такие ситуации люди говорят "посадил себе на шею"…

— Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, — продолжает ведущий, — собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще отпустят…На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное нет…

— Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние. Спасибо!

Обсуждение игры

— Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?

— Что было легко, что трудно, в этой игре?

— Чему эта игра может научить команду?

Линии обсуждения игры

  • Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи помогает пережить доверие.

  • Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном.

  • Экспериментируя с натяжением нити мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов команды бывают разные эпизоды в общении. Главное, что бы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

После выполнения каждого задания и упражнения команда (бумажные человечки) поднимается на ступеньку выше по лестнице. В итоге человечки оказываются на вершине. Там они находят буклеты (раздаточный материал).

3.Подведение итогов.

1.Что такое коллектив?

2.Сколько стадий развития коллектива существует. К какой из них нужно стремиться?

3.Что объединяет людей в коллективе?

4.Вы слушаете описание стадии развития коллектива, затем я называю 2 варианта как называется данная стадия, а вы поднимаете карточку соответствующего цвета.

5.Напишите 5 критериев по которым можно оценивать степень сплоченности коллектива. (Работа в микрогруппах. Каждая группа озвучивает критерии и поясняет почему так решила).

Оценка МК. Если вы считаете, что МК прошел отлично, то положите воздушный шарик с пожеланиями в коробку с цифрой 5, если хорошо с цифрой 4 и т.д.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью беседы и игры в конце МК.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!