СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс -  практический материал учителю-словеснику как к урокам , так и в проведении ее.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы"»

16




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования


«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»


Факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров







АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«Учитель основного и среднего общего образования»

Мастер-класс

«Технология развития критического мышления на уроках

литературы»




Работу выполнила:

Калина Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Доеговская ООШ»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики ПГГПУ

Гангнус Наталия Андреевна







Пермь 2018

Мастер-класс «Технология развития критического мышления на уроках литературы»

Цель:

1.Презентация опыта работы по применению технологии критического мышления на уроках литературы.

Задачи:

1.Конструирование педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса в режиме педагогической технологии развития критического мышления;

2. Обучение участников мастер-класса приемам и методам при работе с текстом в режиме технологии развития критического мышления.

Необходимое время: 15 мин.

Минимальное и максимальное количество участников: от 8 до 16.

Возраст участников: 13-14 лет

Краткая аннотация: участники актуализируют свои знания о критическом мышлении на уроках литературы, познакомятся с приемами и методами технологии развития критического мышления.

Ожидаемые результаты мастер-класса: практическое освоение участниками важнейших навыков ТРКМ в рамках транслируемого опыта.



Требования к организации мастер-класса:

  1. Компьютер с проектором.

  2. Устройство вывода звука (колонки).

  3. Подключение сети Интернет.

Ход мастер-класса

I этап. Презентация педагогического опыта педагога – мастера.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер-класса.

Что вы знаете о технологии развития критического мышления? Какие ваши знания об этой технологии :«Не знаю», «Знаю», «Применяю на уроках».

В школе мы часто сталкиваемся с такой проблемой: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с детьми будет их осуществлять, но… Урок начался, урок закончился, а учащиеся остались равнодушными, вяло реагировали на всё то, что предлагал учитель. Думается, это проблема касается не только каждого педагога в отдельности, но и всего образования в целом. Дело в том, что на современном этапе развития школьного образования необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся – заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлечённости. Возможно в этом помогут учителю современные педагогические технологии, среди которых технология критического мышления.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скот-том Уолтером. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология стала известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Цель технологии – повышение мотивации учения, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений, развитие умений обобщать и т.д.

Так что же такое критическое мышление? Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.

Сегодня мы постараемся описать роль развития критического мышления на уроках, доказать эффективность этой технологии, рассмотреть на конкретном уроке приемы ТРКМ.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Работа в режиме технологии РКМ позволяет учителю превратить обучение в рефлексивный поиск, а учащимся – оценить реальные возможности для освоения своего внутреннего пространства, внутреннего «я».

Развить критическое мышление, опираясь на чтение и письмо как базовые процессы обучения, возможно лишь в результате целенаправленной деятельности учителя, понимающего важность личной заинтересованности ученика в познании. Для этого необходимо создать условия для его активного включения в сам процесс добывания знаний. По мнению Л.С. Выготского, обучение возможно в том случае, если оно опирается на интерес ребенка, другого обучения быть не может. Мотивационная функция и выступает в качестве основной на первой стадии ТРКМ (вызова), когда у каждого обучающегося появляется своя цель. Процесс освоения нового материала должен быть построен таким образом, чтобы поддержать интерес к изучаемой теме, возникшей на стадии вызова, и стимулировать активное восприятие информации.

Педагогическая деятельность учителя направлена на реализацию ФГОС, цель которых заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Требования времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Описание системы уроков в режиме ТРКМ

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь приходят приемы технологии развития критического мышления.

В организации практической деятельности на уроках были выбраны наиболее оптимальные приёмы ТРКМ, использование которых на определённых этапах урока способствует развитию УУД обучающихся.

Первая стадия направлена на актуализацию у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении литературы:

рассказ-предположение по ключевым словам;

графические кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы;

«корзина идей»;

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Вторая стадия осмысления содержания направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; диспуты, «толстые и тонкие вопросы», чтение с остановками.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Третья стадия-рефлексия. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Таким образом, построение уроков в ТРКМ позволяет детям проявить свою целевую направленность в обучении, выводит их в позицию активного участника процесса добывания знаний, тем самым создавая условия для оценки продуктивности своей работы на уроке.

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).

Система уроков по ТРКМ на уроках литературы.

Какие методы и приемы по технологии критического мышления можно использовать?

На стадии вызова прием «Кластера». Урок по теме В.Г.Распутин «Уроки французского». Предложить детям составить кластер : «Что такое доброта». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Также на стадии вызова можно использовать прием «Корзина идей». Учитель ставит перед учащимися проблему и вывешивает на доске картинку с корзиной. В чем особенности лирики М.Ю.Лермонтова? (Урок по теме «Лирика М.Ю. Лермонтова»). Сначала каждый сам пишет, далее объединяются в группы и обсуждают.

На стадии осмысления прием работы с текстом «Инсерт». Это прием маркировки текста.

"V" – я это знал;

"- я этого не знал;

"!" это меня удивило;

"?" – хотел бы узнать подробнее.

Например, на уроке в 7 классе по теме «Былины». Детям предлагается прочитать и ознакомиться с материалом, поставить знаки « v,!,-, ?». После учитель уже знает как организовать работу с с учащимися.

Следующий прием «Предположение» можно использовать на уроке литературы по теме Н.В.Гоголь «Ревизор». Каким представляете город N до чтения пьесы и после чтения. Ответ оформляют ввиде таблицы:

Мое представление о городе

Каким оказался после чтения





На стадии осмысления текста. Прием «Чтение с остановками». Знакомство с рассказом и работа по содержанию. Можно предложить такие вопросы по рассказу А.С.Пушкина «Станционный смотритель»:

-По названию определите о чем будет рассказ?

-Что вы почувствовали прочитав первую часть?

-Оправдались ли ваши ожидания?

-Как вы думаете что дальше произойдет?

-Чем закончится рассказ?

-Предполагали ли вы ,что Самсон Вырин умрет?

Прием «Составление интеллект-карты» подходит для любого произведения. Дети анализируют по таким компонентам: Тема Герои Сюжет Основная мысль Проблемы. Например ,в 7 классе по повести «Тарас Бульба».

И ,конечно ,прием «Тонких и толстых вопросов». На уроках литературы при анализе произведения задаются сначала «тонкие» вопросы, потом более сложные «толстые вопросы. Например, можно организовать работу в парах с такими вопросами:

Кто…?Что…?

Где…? Когда…?

Почему так считаете…?

Согласны ли с…?

Предположите, что будет…? и др.

На стадии рефлексии уместен прием «Письмо герою». Например, по уроку «Станционный смотритель» А.С.Пушкина такое задание: «Письмо Авдотьи Самсоновны отцу».

Следующий прием на этой же стадии «Синквейн». По рассказу Н. Лескова Левша» Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему

- 3 глагола, характеризующих действие

- фраза из 4 слов, содержит основную мысль

- синоним к теме.

Составленный учащимися синквейн:

Левша

Бедный, умный

Смастерил, подковал, показал

Русский умелец своего дела

Мастер

В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

4.Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы с учащимися.

Фрагмент урока по литературе Ирина Курамшина «Эквивалент счастья».

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос:

-Какая семья изображена на картинке?

Заполнение кластера. Уважаемые, коллеги, заполните 1 кластер:

Что такое счастье? 2 кластер пока не заполняем.







1Счастье для меня Счастье для героев

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать текст?

Я предлагаю прочитать текст Ирины Курамшиной «Эквивалент счастья».

По толковому словарю С.И.Ожегова Эквивалент - нечто равноценное, равнозначащее, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Предлагаю чтение с остановками:

1.Читаем первое предложение. Вопрос: Сдержит свое слово отец?

2. Читаем первый абзац. Вопрос: Какое желание загадает мальчик?

3. Читаем до слов ну, давай, говори. Вопрос: Какую собаку попросит мальчик?

4. Читаем до слов тебе точно нравится та порода, сынок? Вопрос: Договорятся ли взрослые с мальчиком.
5. Читаем до слов когда-то надо начать не бояться собак

Вопрос: Оправдались ли ваши ожидания?
6.
Читаем до слов на обочине лежала собака, ещё щенок. Вопрос: Почему остановился отец?
7.
Читаем до конца рассказа.

Теперь давайте отгадаем породы собак «Найди пару»



https://learningapps.org/5797495

Следующее задание по тексту «Фишбоун». По схеме «Рыбный скелет» написать тему, основные понятия темы, суть понятия и ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

В стадии рефлексии возвращаемся к кластеру : Что такое счастье для героев?

Оно равно одному «тяф»-у

5.Моделирование.

Прием «Галерея». Пройдитесь, посмотрите , на самую лучшую картину прикрепите стикер. (Развешены схемы по технологии критического мышления).

6.Рефлексия. Итак, уважаемые коллеги. Применяя технологию развития критического мышления, наблюдаются следующие результаты:

- повышается ответственность за качественное образование;

- развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации;

- формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе опыта, формируется умение строить логические цепочки;

- развиваются творческие способности, умения эффективно работать в группе;

-формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно.

- Технология наиболее эффективна при изучении предмета литературы.

В результате посещения уроков педагогический коллектив учителей нашей школы отметил, что применение технологии «Развитие критического мышление » на уроках литературы позволило развить у 70 % учащихся следующие умения:

- работать с различной информацией;

- ясно и конкретно выражать свои мысли;

- дружно работать в группе.

Прием «Чемодан, мясорубка, корзина».

-Уважаемые коллеги, выберите предмет и прикрепите стикер, как вы поступите с данной информацией. На доске вывешиваются слова с надписью «чемодан», «мясорубка», «корзина».







































Литература.

1.Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2: пособие для учителей. /Н.И. Запрудский. – Минск, 2010. –256 с.

2.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко. – М. :Народное образование,2005.- 246 с.

3. Еремеева Е. М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку. - Открытыйурок.рф/статьи/580663 .

4.Шпак Л.С. Технология «Развитие критического мышления»./Шпак Л.С. –Смоленск.-2017.-https://infourok.ru/tehnologiya-razvitie-kriticheskogo-mishleniya...











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!