СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс" Развитие критического мышления при работе с текстом на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер классможно провести для учителей немецкого языка

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс" Развитие критического мышления при работе с текстом на уроках немецкого языка"»

Мастер-класс на тему:

Развитие критического мышления

 при работе с текстом на уроках немецкого языка

Цель: реализация системно-деятельностного и коммуникативного - ориентированного подходов через развитие критического мышления при работе с текстом на уроке немецкого языка.

 Задачи:

  • продемонстрировать технологию работы с иноязычным текстом с целью развития критического мышления у обучающихся;

  • показать особенности заданий, направленных на совершенствование навыков чтения, на разных этапах работы с текстом;

  • рассмотреть возможности развития продуктивных видов деятельности (говорения и письма) при работе с текстом.

Теоретическая часть

Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие критического мышления при работе с текстом на уроках немецкого языка». Целью данного мастер-класса является реализация системно-деятельностного и коммуникативного - ориентированного подходов через развитие критического мышления при работе с текстом на уроке немецкого языка. Достижение поставленной цели будет осуществляться за счёт решения следующих задач:

  • продемонстрировать технологию работы с иноязычным текстом с целью развития критического мышления обучающихся;

  • показать особенности заданий, направленных на совершенствование навыков чтения, на разных этапах работы с текстом;

  • рассмотреть возможности развития продуктивных видов деятельности (говорения и письма) при работе с текстом.

Профессионализм педагогами, эффективность выбранных им средств, форм, приёмов и методов обучения, на мой взгляд, зависят с одной стороны, от уровня качества образования обучающихся, и с другой стороны, от их социальной, познавательной и творческой активности обучающихся. Вашему вниманию предлагается динамика уровня образованности обучающихся по немецкому языку, а также перечень исследовательских, творческих и учебных конкурсов, в которых принимали участие мои воспитанники.

Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход – основной способ получения знаний. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников критическое мышление.

Развитие рационального, критического мышления — одна из общепризнанных в современной педагогике образовательных целей.

Джастин Халперн определяет критическое мышление как направленное  мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт. Важнейшими характеристиками критического мышления являются:

  • готовность к планированию;

  • гибкость;

  • настойчивость;

  • готовность исправлять свои ошибки;

  • осознание;

  • поиск компромиссных решений.

Технология критического мышления имеет ряд преимуществ, к которым относятся:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-  развитие умения критически мыслить;

-  работа в сотрудничестве с другими.

Стадии развития критического мышления:

  • стадия вызова (активизация имеющегося опыта обучающихся, пробуждение интереса к новой информации);

  • стадия осмысления содержания (получение обучающимися новой информации, её анализ);

  • стадия рефлексии (рождение нового знания путём соотнесения полученных знаний с уже имеющимися).

На мой взгляд, работа с иноязычным текстом является педагогически наиболее целесообразной для развития критического мышления. Текст является универсальной обучающей единицей. На его основе осуществляется восприятие (аудирование, чтение) и транслирование информации (письмо, говорение). В современных КИМ даже контроль лексико-грамматических навыков осуществляется через их подачу в связном тексте, а не через отдельные предложения или другие синтаксические конструкции, не имеющие общей темы. Именно текст предлагает обучающимся то разнообразие фразеологизмов, речевых клише и оборотов, которые впоследствии они будут использовать в собственной продуктивной речевой деятельности.

Хотелось бы привести ещё один аргумент в пользу использование текста на уроках с целью развития и совершенствования критического мышления обучающихся. Этот аргумент заключается в частичной или полной несформированности у обучающихся  навыков поискового и просмотрового чтения. Для того, чтобы извлечь необходимую информацию и определить тематику или идею текста, обучающиеся нацелены на дословный перевод. Непонимание значения 4-10 слов может обречь учебную задачу на провал. Не следует забывать и о факторе времени. В КИМ ГИА и ЕГЭ в раздел «Чтение» входят 3 объёмных задания, на выполнение которых отводится всего 30 минут.

Практическая часть

Сейчас Вашему вниманию будет представлена практическая часть моего мастер-класса. Она представляет собой компонент урока совершенствования навыков чтения по теме: «Мой родной город».

Работа с текстом начинается с дотекстового этапа, который не только эмоционально готовит обучающихся к восприятию текста, но и актуализирует имеющийся лексический запас, помогает заранее предвидеть идею, тематику, ход событий предлагаемого текстового материала. На данном этапе оправдано использование ассоциограмм, подстановочных упражнений, а также упражнений, снимающих языковые трудности.

Текстовый этап начинается с просмотрового чтения. Понять тематику и идею предложенного материала обучающимся помогает задание, направленное на нахождение ключевых слов. При этом объём текста составляет от 300 до 400 лексических единиц, а временные рамки жёстко ограничены (2-3 минуты). Данное упражнение очень важно для развития умения работать с научной литературой.

Следующий этап работы с текстом имеет поисковый характер и представляет собой ответы на вопросы. По ходу знакомства с текстовым материалом обучающиеся вправе оставлять специальные пометки в тексте в  отведённых полях. Знак ? означает, что в предложении есть грамматический, лексический или содержательный элемент, который непонятен, интерес или вызывал сомнение у обучающегося. Знак + говорит о том, что в предложение присутствует тот или иной речевой элемент, который можно использовать в говорении или письме. Данное упражнение базируется на рефлексии и побуждает к самообразованию и саморазвитию.

Из этого задания органично вытекает следующее, а именно поиск речевых клише, фразеологизмов, которые могут быть использованы  в собственной речи.  При этом их употребление делает высказывание более ярким, образным, придаёт лёгкий оттенок аутентичности.

Особое значение при работе с текстом имеет умение передачи информации через графические образы, а также считывание, восстановление текста по предложенной схеме. Поэтому задания типа кластеров должны являться неотъемлемой частью работы на послетекстовом этапе. Данное задание обеспечивает обучающимся выход на монолог.

В качестве логического завершения занятия обучающимся предлагается домашнее задание продуктивного характера, а именно написание ответного письма личного характера своему другу или подруге, который или которая просит рассказать о родном городе.

В заключение хотелось бы отметить, что основной целью модернизации образования является самостоятельный, инициативный, творческий и социально успешный ученик. Для достижения этой цели сам учитель, прежде всего, должен овладеть новой для себя компетентностью, которая состоит не в обучении предмету (передаче готовых знаний), а в развитии ученика средствами своего предмет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!