СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Развитие логического мышления на уроках математики»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Развитие логического мышления на уроках математики» предназначен для учителей и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Мастер-класс Тема: «Развитие логического мышления на уроках математики» Подготовила: учитель начальных классов Кузьмина Наталья Николаевна Новомосковск СЛАЙД 1 Мастер класс на тему: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.


Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: СЛАЙД 2 общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Я хочу познакомить вас сегодня с логическими универсальными действиями.

К логическим универсальным действиям относятся:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Одной из основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является формирование логических универсальных действий (анализ и синтез объектов; классификация; обобщение; выделение существенных признаков). Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому может служить организация регулярных занятий во внеклассной работе или кружка по математике.

Но всё-таки я расширяю математическое содержание занятия за счёт включения в него нестандартных задач, которые формируют у учащихся умение высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства способствует развитию речи учащихся, выработке умений делать выводы, строить умозаключения.

Часто применяю нестандартную форму занятий: уроки - путешествия, уроки - сказки, уроки-соревнования, уроки КВН. На них использую задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простой – к сложной.

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения задач на развитие логического мышления и творческих способностей.

Почему я подобрала именно такие задачи? Потому что интересы, потребности и познавательная активность детей в этот период тесно связаны с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

СЛАЙД 3 К заданиям на развитие логического мышления можно отнести:

1. Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы.

Уважаемые родители, я предлагаю вам немного возвратиться в детство, стать на миг учениками 2 класса и поупражняться в решении логических задач.


СЛАЙД 4

Задача 1.

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8) Щелчок (после ответа родителей)

(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений).


СЛАЙД 5

Задача 2.

К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её. Щелчок (после ответа родителей)

(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений)


СЛАЙД 6

Задача 3.

Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра). Щелчок (после ответа родителей)

(Анализ, выбор оснований классификации, подведение по понятие, построение цепи рассуждения)


СЛАЙД 7

Задача 4.

В 2 часа дня в Москве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? Щелчок (после ответа родителей)

2 часа дня – это 14 часов

14+10 = 24 часа – это полночь

(Анализ, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений)


СЛАЙД 8

Задача 5.

Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2) Щелчок (после ответа родителей)

(Щелчок) Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действий? (1+2+3+4, 5+3+2+0) Щелчок (после ответа родителей)


(Анализ, выбор оснований для классификации, построение цепи рассуждений, доказательство)


СЛАЙД 9

Задача 6.

Как сделать десять из 2-х спичек? Щелчок (после ответа родителей)

(Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование)


СЛАЙД 10

Задача 7.

На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок? Щелчок (после ответа родителей)


(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, выведение следствий, доказательство)

СЛАЙД 11

Упражнение 8.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? Щелчок (после ответа родителей)


(Анализ, синтез, сравнение)


Обучая маленьких детей нужно стремиться к тому, чтобы учение было радостным. Дети в моём классе любят задания подобного вида.

Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьёзные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь ‑ это процесс познания мира и самого себя. Я желаю, чтобы с моих уроков дети уходили в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.

СЛАЙД 12



Просмотр содержимого презентации
«МК Презентация»

Мастер-класс  “Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики” Учитель начальных классов Кузьмина Наталья Николаевна

Мастер-класс “Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики”

Учитель начальных классов

Кузьмина Наталья Николаевна

Познавательные универсальные действия включают:  - общеучебные действия;  - логические действия;  - постановку и решение проблемы.

Познавательные универсальные действия включают: - общеучебные действия; - логические действия; - постановку и решение проблемы.

Задания, направленные на развитие логического мышления:

Задания, направленные на развитие логического мышления:

  • Задачи на смекалку.
  • Задачи-шутки.
  • Числовые фигуры.
  • Задачи с геометрическим содержанием.
  • Логические упражнения со словами.
  • Математические игры.
  • Кроссворды и ребусы.
Задача № 1  У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

Задача № 1

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

Задача № 2 К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её.

Задача № 2

К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её.

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

Задача № 3 Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели     4 2 1 3  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра  5

Задача № 3

Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели

4

2

1

3

позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

5

Задача № 4 В 2 часа дня в Москве шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через  10 часов? . 2 часа дня – это 14 часов 14 + 10 = 24 часа – это полночь

Задача № 4

В 2 часа дня в Москве шёл дождь. Можно ли

ожидать солнечную погоду через 10 часов?

. 2 часа дня – это 14 часов

14 + 10 = 24 часа – это полночь

Задача № 5 1. Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий? ПРОВЕРКА 10=2+2+2+2+2 2.Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действий?  ПРОВЕРКА 1+2+3+4=10 5+3+2+0=10

Задача № 5

1. Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий?

ПРОВЕРКА

10=2+2+2+2+2

2.Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действий?

ПРОВЕРКА

1+2+3+4=10

5+3+2+0=10

Задача № 6  Как сделать десять из 2-х спичек? ПРОВЕРКА X -римская цифра 10

Задача № 6

Как сделать десять из 2-х спичек?

ПРОВЕРКА

X -римская цифра 10

Задача № 7 На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок? ПРОВЕРКА ОТВЕТ: НИСКОЛЬКО,ТАК КАК НА ИВЕ ГРУШИ НЕ РАСТУТ! А В ВОПРОСЕ ИДЕТ РЕЧЬ О ЯБЛОКАХ!

Задача № 7

На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?

ПРОВЕРКА

ОТВЕТ:

НИСКОЛЬКО,ТАК КАК

НА ИВЕ ГРУШИ НЕ РАСТУТ!

А В ВОПРОСЕ ИДЕТ РЕЧЬ О ЯБЛОКАХ!

Задача № 8  Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? ПРОВЕРКА

Задача № 8

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

ПРОВЕРКА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!