МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида г. Россоши
Мастер - класс
«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы».
Учитель - логопед: Дудникова Е.А.
Россошь, 2022 г.
С лайд 1
Гомункулус Пенфилда
Добрый день, уважаемые коллеги. Глядя на эту картину, что вы можете о ней сказать? Что там изображено? Да, правильно. Это Гомункулус Пенфилда. Это чудак с большим ртом и огромными загребущими руками, именно так представляет нас наш головной мозг. Около трети занимает кисть руки, ещё треть – губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. Ведь развивая моторику кистей рук, мы развиваем речь.
Большинство из Вас согласятся, что в связи появлением в этом мире новых технологий, речь современного человека становится скудной, невыразительной, торопливой. Но вместе с речью развивается и ум, и психика, и это нельзя спокойно пускать на самотек. Если дело так пойдет и дальше, то наши дети вскоре вообще разучатся излагать грамотно свои мысли, культурно разговаривать, и никогда не познают роскошь человеческого общения.
В данном мастер-классе я хочу познакомить Вас с невероятно интересной техникой под названием Друдлы. Может кто-нибудь уже знаком с данной техникой? Как хорошо, именно вы сегодня будете моими помощниками. Что же это такое? Главная цель этой техники - «учиться видеть необычное в обычном».
2 слайд-
Так что же такое друдлы?
Друдлы – это загадка - головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственного правильного ответа нет. Чем больше креативных подписей, тем лучше.
И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке.
Техника стала популярной в 1953 году, благодаря американскому писателю Роджеру Прайсу.
Название droodle происходит, как комбинация трех английских слов: "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка).
4 слайд-
Что же мне, как педагогу дает техника Друдлы:
Используя прием «оживления», т.е. дорисовывая глаза, рот, лапки, дети узнают в своих рисунках то котёнка, то цветочек, то солнышко.
Данная техника при описании не предполагает односложных ответов типа «Да или нет». Здесь ребёнок просто вынужден рассказать о рисунке так, чтобы раскрыть суть того, что он увидел в этой картине.
Если заниматься друдлами в паре с ребенком без общения просто не обойтись. Поэтому друдлы хороши для развития диалогического общения, когда ребёнок рисует, он думает и проговаривает то, что рисует. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.
ФОТО детских друдлов (слайд 4, 5, 6)
Работая в этом направлении, я сделала выводы, что она способствует развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности; учит мыслить не стандартно. Мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент).
А СЕЙЧАС Я ПРИГЛАШАЮ ФОКУС ГРУППУ
в количестве 4 человек.
2.Практичекская часть
1. Посмотрите на экран и назовите хотя бы 3-4 примера, на что похоже? Что вы представляете? (8 слайд)
Как высказались мои дети: подарок, перевязанный ленточкой, две собачки нюхают друг друга из за заборов, человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта, бабочка, взбирающаяся по веревке вверх, треугольник, целующий свое отражение в зеркале, флюгер на крыше дома, песочные часы, стоящие на столе, два громкоговорителя на столбе). И это явно неполный список возможных описаний данного друдла.
2. Следующий друдл (9 слайд)
- пятачок
- розетка
- поднос с чашками, тарелками
- двое в лодке
- средняя часть касеты от магнитафона
- пароход сверху
- космический корабль сзади
- цистерна с двумя отверстиями
- вилка от электроприбора
Что вы увидели в этой графической картине?
Что вы здесь дорисовали?
Какие цвета использовали?
Почему именно эти цвета?
Какие линии вы добавили?
Что у вас получилось?
Что вы рассмотрели в этой картине?
Возникли ли у вас трудности?
Что вы представили, впервые увидев картину?
Большое спасибо фокус группе.
слайд - 10
3. А теперь из 8 разных друдлов попробуйте составить рассказ. Я раздаю Вам друдлы, которые изображены на экране. И по очереди Вы говорите, что вы увидели на картинке, а затем вместе составьте рассказ из полученных ответов.
(Ответы записать на листочке)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, уважаемые коллеги, я думаю вы со мной согласитесь, что Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.
Свое выступление мне хочется закончить словами «Учитесь видеть необычное в обычном»