МАСТЕР-КЛАСС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Цель мастер-класса: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей начальных классов по успешной реализации ФГОС НОО с использованием современных технологий.
Задачи:
Знакомство с развивающей формой обучения рефлексия и способами совершенствования педагогического мастерства как одно из условий повышения качества и эффективности образования;
Ход мастер - класса
1 . Приветствие.
-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Мешочки обратной связи».
Предлагаю всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем.
Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.
Ожидания
Предлагаем вам сейчас поработать со своими ожиданиями. Что вы хотите получить от этого семинара? (3 листа ватмана и каждому из них определили цвет. Каждый из вас получил 3 таких же цветных листочка. Написать на соответствующем цветном листке то, что вам 1) Хочется узнать; 2) Чему хочется научиться; 3) Хочется испытать. Приклеить листочки на ватманы, согласно их цвету.)
Мы рады, что сегодня собрались заинтересованные люди, которые хотят узнать… научиться… испытать… (озвучиваю все ожидания).
1.Беседа. Понятие рефлексия.
- Что же такое рефлексия?
2) Функции рефлексии.
Работа в группах (по 2 функции каждой группе - объяснить сущность функций)
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .
- Развитию каких качеств человека способствует рефлексия?
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
3) Классификация рефлексии.
Существует классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности
1) По содержанию: устная (выражение своих мыслей в устной форме) и письменная (синквейн) – составить в группах
2) По форме деятельности: индивидуальная (карточка для обозрения), групповая (карточки для работы).
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
4) Приёмы организации рефлексии на уроке:
Исходя из функций рефлексии, предлагаются следующие приёмы организации рефлексии на уроке:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности. Что можно применять?
1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
2. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка - у меня ничего не получилось.
3. « Радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» - грустно. Светофор.
4. Дерево «чувств», «Наряди ёлочку».
4. Стихи для эмоционального настроя.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я научился…
У меня получилось…
Можно предложить школьникам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересным/неинтересным
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. Отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
Рефлексия деятельности
Следующий вид - рефлексия деятельности. Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось: средняя ступенька- у меня были проблемы; верхняя ступенька- мне всё удалось.
2. «Дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.
3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.
Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным.
Рефлексия мастер-класса.
Творческая работа в группах. Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику «синквейн» к слову Рефлексия
5.Итог мастер-класса.
Оправдались ли ваши ожидания.