СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.           Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет   рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.      Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

      При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

          1. физическую (успел – не успел);

2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).  

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.

• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

     Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.  

 

 

 

Рефлексия настроения и эмоционального настроения.

Упражнения для дошкольников

1.) «Солнышко».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моё настроение похоже на: * солнышко; * солнышко с тучкой; * тучку; * тучку с дождиком; * тучку с молнией. 2.) «Радуга». Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги. Красный – не комфортно, тревожно; Оранжевый – все раздражало; Желтый – очень хотелось домой; Зеленый – спокойно, хотелось заниматься; Голубой – интересно, занимательно; Синий – трудно, но интересно; Фиолетовый – скучно, не интересно. 3) «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать. 4.) «Заплетем косичку». Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно; коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость. - Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета. Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия. 5.) «Цветы и бабочки». На поляне (на полу) растет 3 цветка: Красная роза (узнал много нового, научился читать) ; Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ; Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно). Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим. 6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе: Что у тебя получилось лучше всего? Кто помог тебе сегодня? Что у тебя не получилось и почему? Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Что ещё не получается? Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. 7.) «Метод пяти пальцев».

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем. М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии? Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла? С (средний) – состояние духа. Каким было настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а) л? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья? 8). «Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно. 9). «Солнышко» Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией. 10). «Ёлочка настроения» Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. 11). «Моё состояние» Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки. Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно 12). «Цветик-многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. 13). «Сказочное дерево (поляна)» Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.  

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий.

     « Прием незаконченного предложения»:

  • сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать.. я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам…

«Почта» В конце занятия детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на занятии. «Почтальон» или дежурный разносит письма по адресам.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний"»


РЕФЛЕСИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. «Три, два, один»

Н

МАСТЕР-КЛАСС

практического психолога

МДОУ «Ясли-сад № 352 г. Донецка»

Пономарёвой Е.С.

азовите три момента, понравившиеся больше всего.

Назовите два момента, которые будете использовать в своей работе.

Назовите один момент, который побуждает задать вопрос.


  1. «Плюс – минус - интересно»

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось 

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось

В графу «И» - «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.. 

  1. «Эмоциональные острова»

Остров - радости

Остров – грусти

Бермудский треугольник

Остров – удовольствия

Остров – тревоги

Остров – ожидания

Остров – неопределенности

Карта островов вывешивается на доске, педагоги выходят к карте и крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, которое отражает эмоциональное и душевное состояние.

  1. «Метод зарядка»

Через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку:

  • присесть на корточки – низкая оценка;

  • поза стоя руки по швам - удовлетворительная оценка;

  • поза стоя руки вверх, хлопая в ладоши - высокая оценка.












п
о теме:
«РЕФЛЕКСИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ОСОЗНАННОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ»












«Без рефлексии нет обучения»

ЦЕЛЬ: Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - её смысл, типы, способы, проблемы, пути решения, получаемые результаты и т.д.


РЕФЛЕКСИЯ может осуществляться не только в конце занятия, как это приято считать, но и на любом его этапе.


РЕФЛЕКСИЯ предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

На каждом этапе какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.


РЕФЛЕКСИЯ собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

При традиционной системе обучения, когда воспитатель излагает готовые знания, а воспитанники пассивно их усваивают вопрос о рефлексии обычно не стоит. Принцип сознательности и активность один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен в познавательной деятельности, если осознает цель обучения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.


Таким образом, РЕФЛЕКСИЮ, возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.







РЕФЛЕКСИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. «Цветы и бабочки»

На поляне растет три цветка: роза (было интересно, узнал много нового), ромашка (было интересно, но кое- что не понятно), тюльпан (было не интересно и не понятно).

  1. «Метод пяти пальцев»

Дети стоят в кругу левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. Отвечают на вопросы в соответствии с выбранным пальцем:

М (мизинец) Что интересного было на занятии?

Б (безымянный) Чего достиг (ла)?

С (средний) Каким было настроение?

У (указательный) Кому я сегодня помог (ла)?

Б (большой) Каким было моё физическое состояние сегодня?

  1. «Настроение в лучах солнца»

На магнитную доску прикрепляется два смайлика – одно грустное, другое веселое. Детям предлагается прикрепить свой смайлик к выбранному изображению.

  1. «Дерево творчества»

По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – занятие было  полезным, плодотворным;

Цветок – не со всеми заданиями справился (лась);

Листики – занятие не понравилось.


  1. «Мое настроение похоже на….»

  • с



    олнышко;

  • тучку;

  • тучку с дождиком.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!