Мастер – класс
«Рефлексия на уроках истории и обществознания»
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения видов рефлексии на уроках.
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Методические цели:
1.Познакомиться обзорно с понятием рефлексии.
2.Приобрести практический опыт использования самоанализа деятельности.
3.Наметить пути использования видов рефлексии в собственной педагогической деятельности.
Раздаточный материал для участников: презентация, тексты документов, памятки, фломастеры, стикеры.
I.Организационный момент.
-Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на приветствие хлопком после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.
Здравствуйте те, кто уже проснулся!
Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
Здравствуйте те, кто способен любить!
Здравствуйте те, кто желает творить!
Кстати, о творчестве!
На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию такую актуальную тему, как «Рефлексия на уроках истории и обществознания».
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?» Если он скажет «мертвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в классе, школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить рефлексию?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Рефлексия – это фаза урока, во время которой учащиеся вновь обращаются к только что пройденному на уроке материалу, к смыслу узнанного, подвергают его проверке, сопоставляют то, что знали и узнали и т.п.
Виды рефлексии
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Примеры:
прием «Смайлики» (учащиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению).
Слева на картинке - хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо.
-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на
соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус,
если на душе «тоска зеленая» - зеленый парус, если урок никак не
тронул – черный парус.
«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
и мн. др.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Примеры:
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Примеры:
«Чемодан, мясорубка, корзина».
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Ученики кратко записывают мнение по содержанию урока.
Плюс | Минус | Интересно |
Что понравилось на уроке | Затруднения и проблемы | Интересные, новые факты |
И др.
Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся
Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения (школы) имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
Работа в группах «Момент истины».
Коллегам предлагается в группах выявить проблему применения рефлексии на уроках, исходя из собственного опыта. После озвучивания проблемы другие группы находят пути выхода из поставленной проблемы.
Выводы по мастер-классу:
1. Полученная информация позволяет осуществить рефлексию учебной деятельности школьников с их позиции и наметить работу, направленную на коррекцию ошибок. Тем самым ученики становятся и субъектами педагогической деятельности.
2. Рефлексия обеспечивает повышение качества образовательного процесса за счёт того, что каждый участник, оценив достигнутый уровень, может определить сам дальнейшие движения к цели: ученик – к более высокому уровню усвоения знаний, учитель – к повышению своего профессионального мастерства.
Рефлексия мастер-класса.
« SMS »
Учителям предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл мастер-класс, оценить как плодотворно работали коллеги.
Всем большое спасибо!
Хочется закончить мастер – класс таким стихотворением:
“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, сударь, беспредметен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
Звенит звонок сомнений и тревог –
Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!