СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Роль коррекционных уроков в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Роль коррекционных уроков в начальных классах". Цель, которого показать роль коррекционных уроков. Я постаралась построить свою работу так, чтобы все присутствующие: • Познакомились с системой коррекционной работы • Приняли активное участие, выполняя различные упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Роль коррекционных уроков в начальных классах"»

Роль коррекционных уроков в начальных классах.

Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и приклеивает его на «Дерево настроения».


Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех — весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.


Настроение у всех замечательное. Желаю Вам сохранить его до конца нашего общения!

Сегодня я проведу с Вами мастер – класс. Цель, которого показать роль коррекционных уроков. Я постараюсь построить свою работу так, чтобы вы:

Познакомились с системой коррекционной работы

Приняли активное участие, выполняя различные упражнения.

Буду вам признательна за активное участие.

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Вам известно, что дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. 

В  число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта. В моём классе есть такие учащиеся. В соответствии с заключением КМПК все воспитанники имеют умственную отсталость в сочетании с другими выраженными функциональными нарушениями развития: сочетание умственной отсталости и ДЦП,сочетание умственной отсталости и нарушений речи. Практически никто из детей не посещал дошкольные учреждения, они с ограниченным кругозором, с малым жизненным опытом.

Для развития и коррекции нарушений у таких детей необходима система коррекционной работы.

Все уроки в нашей школе имеют коррекционную направленность, вместе с тем в учебный план включены уроки коррекции. Мною разработана программа коррекционной работы для учащихся 1-4 классов

В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:

-двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев;

-ориентировки в пространстве;

-памяти;

-всех видов мышления;

-развитие сенсорных способностей ребёнка;

- активизации познавательной деятельности;

- всех видов речевой деятельности.

-мелкой моторики пальцевукрепление мышц кисти рук.

Предлагаю гостям выполнить штриховку. Делайте так: рассмотрите внимательно направления линий, какие это линии – прямые, волнистые и т.д.

Игры со скрепками. «Составь змейку».

-ориентировки в пространстве

Проведение игры «Зазеркалье». Я сажусь напротив гостей. Говорю: «То, что я буду делать правой (левой) рукой, то и вы должны делать правой (левой) рукой. Касаюсь по очереди своего левого плеча правой рукой, левого колена левой рукой, правой рукой левого колена.

Графический диктант. Можно выполнять в двух вариантах: 1. Предлагаю детям образец геометрического рисунка и прошу повторить точно такой же.

2. Диктую последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений /влево, вправо, вверх, вниз/. Мои дети с удовольствием выполняют графические диктанты, уже умеем выполнять направление «наискосок». /Можно показать работы детей/.

-памяти, внимания«Запомни и назови».Карточка №2.

- Рассмотрите предметы, изображённые на карточке, а затем закройте листом бумаги.

- Назовите предметы, про которые можно сказать: «зелёный», «пушистый», «круглое», «металлические», «весёлое», «плетёная», «колючая».

«Сравни картинки».

- Рассмотрите две картинки, найдите в них 4 различия. /Гости выполняют задание/.

- Какие отличия вы нашли? /На доске вывешиваются образцы/.

Коррекционная работа по развитию мышления занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента школы имеются стойкие нарушения.

1.Дидактическая игра «Классификация предметов».

Рассмотрите картинки. Какие здесь группы предметов? /Ответы/. Наведите порядок: закройте всю одежду кругами, обувь – треугольниками, посуду – овалами, головные уборы – квадратами, а туалетные принадлежности – прямоугольниками.

2.Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин,киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец,морковь, трава

сахар,пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка,арбуз, палатка.

Величина:

бегемот,муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка,кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета,картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка,перышко, гантели

На мой взгляд, сенсорное развитиеребёнка - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.

Выполнение задания 4 «Соедини линией». Карточка №3.

- Возьмите карточку. Вспомните, какого цвета бывают изображённые на ней предметы. Соедини линией изображение каждого предмета с лепестком соответствующего цвета.

Развивать речь детей – значит, регулярно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд.

Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.

Большое внимание в начальной школе уделяется произношению всех звуков речи. Особенно важно правильное, чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

«Какой звук в слове».Карточка №5.

- У вас на столе лежат лепестки цветика-семицветика. Возьмите карточки с нарисованными стебельками цветков, где в середине написаны буквы Р, Н, И, Л.

- Разложите лепестки вокруг середины каждого цветка так, чтобы в названии цвета лепестков была указанная буква. Делайте так: называйте цвет лепестка, слушай есть ли в нём звук, который мы обозначаем буквой Р (Н, Л, И).

«Составь предложения». Из данных слов составляется предложение.

Развитие основных видов чувствительности

Выполнение задания «Узнай на ощупь».

Вариант А. Предлагается хорошо пощупать каждый пакетик в который насыпано понемногу соли, чая, песка, вермишели, муки, крупы и т.д. Проговорить название крупы, описать ее внешний признаки, тактильные ощущения, рассказать, что из этого можно приготовить.

Вариант Б. Гостям называется крупа и они должны на ощупь найти ее среди остальных.

Уважаемые коллеги! Это лишь малая толика игр и упражнений, которые я провожу на коррекционных уроках.

Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную инструкцию выполнения задания или образец. Им предоставляется возможность активно участвовать в занятии, что позволяет его сделать динамичным, включать игры, различные практические действия. Проводя работу систематически, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка, можно добиться желаемых результатов. Такие занятия воздействуют на эмоциональное состояние детей: у расторможенных учащихся позволяют сформировать способность концентрации. Детей с рассеянным вниманием учат сосредоточиться, что полезно для ребят с двигательными и речевыми нарушениями.

Обязательным условием этих занятий является проведение 1 –2 физпауз, включающих упражнения для глаз и для дыхания, гимнастические упражнения, направленные на улучшение работы того или иного органа.





























































На коррекционных занятиях школьники учатся:

Ориентироваться на сенсорные эталоны;

Узнавать предметы по заданным признакам;

Классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;

Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

Практически выделять признаки и свойства и явлений;

Давать полное описание объектов и явлений;

Различать противоположно направленные действия и явления;

Видеть временные рамки своей действительности;

Определять последовательность событий;

Ориентироваться в пространстве;

Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

Опосредовать свою деятельность речью.

      Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
      — учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
      — оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
      — формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
      — разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;
      — пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
      — преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.










Подведение итогов мастер-класса

Анкета

Уважаемый коллега!

Приглашаю Вас принять участие в оценке работы мастер-класса.

1. Отметьте в таблице, в какой мере Вы удовлетворены работой мастер-класса, используя следующую шкалу:

3 – полностью удовлетворен(а);

2 – в основном;

1 – частично;

0 – неудовлетворен(а)



Показатели для оценки

Оценка в баллах

1.

В целом работа мастер-класса


2.

Содержание материала


3.

Методика проведения мастер-класса


2. С помощью таблицы оцените степень эффективности работы мастер-класса по ряду показателей, используя следующую шкалу:

5 – очень высокий уровень;

4 – высокий уровень;

3 – средний уровень;

2 – ниже среднего уровня;

1 – низкий уровень;

0 – очень низкий уровень.

Показатели для оценки

Оценка в баллах

1.

Полезность


2.

Новизна


3.

Возможность применения на практике


4.

Активность участников мастер-класса


5.

Актуальность материала


6.

Ваша личная заинтересованность


3. Ваше особое мнение, пожелания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!