Роль коррекционных уроков в начальных классах.
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и приклеивает его на «Дерево настроения».
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех — весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.
Настроение у всех замечательное. Желаю Вам сохранить его до конца нашего общения!
Сегодня я проведу с Вами мастер – класс. Цель, которого показать роль коррекционных уроков. Я постараюсь построить свою работу так, чтобы вы:
Познакомились с системой коррекционной работы
Приняли активное участие, выполняя различные упражнения.
Буду вам признательна за активное участие.
В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Вам известно, что дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта. В моём классе есть такие учащиеся. В соответствии с заключением КМПК все воспитанники имеют умственную отсталость в сочетании с другими выраженными функциональными нарушениями развития: сочетание умственной отсталости и ДЦП,сочетание умственной отсталости и нарушений речи. Практически никто из детей не посещал дошкольные учреждения, они с ограниченным кругозором, с малым жизненным опытом.
Для развития и коррекции нарушений у таких детей необходима система коррекционной работы.
Все уроки в нашей школе имеют коррекционную направленность, вместе с тем в учебный план включены уроки коррекции. Мною разработана программа коррекционной работы для учащихся 1-4 классов
В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:
-двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев;
-ориентировки в пространстве;
-памяти;
-всех видов мышления;
-развитие сенсорных способностей ребёнка;
- активизации познавательной деятельности;
- всех видов речевой деятельности.
-мелкой моторики пальцевукрепление мышц кисти рук.
Предлагаю гостям выполнить штриховку. Делайте так: рассмотрите внимательно направления линий, какие это линии – прямые, волнистые и т.д.
Игры со скрепками. «Составь змейку».
-ориентировки в пространстве
Проведение игры «Зазеркалье». Я сажусь напротив гостей. Говорю: «То, что я буду делать правой (левой) рукой, то и вы должны делать правой (левой) рукой. Касаюсь по очереди своего левого плеча правой рукой, левого колена левой рукой, правой рукой левого колена.
Графический диктант. Можно выполнять в двух вариантах: 1. Предлагаю детям образец геометрического рисунка и прошу повторить точно такой же.
2. Диктую последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений /влево, вправо, вверх, вниз/. Мои дети с удовольствием выполняют графические диктанты, уже умеем выполнять направление «наискосок». /Можно показать работы детей/.
-памяти, внимания«Запомни и назови».Карточка №2.
- Рассмотрите предметы, изображённые на карточке, а затем закройте листом бумаги.
- Назовите предметы, про которые можно сказать: «зелёный», «пушистый», «круглое», «металлические», «весёлое», «плетёная», «колючая».
«Сравни картинки».
- Рассмотрите две картинки, найдите в них 4 различия. /Гости выполняют задание/.
- Какие отличия вы нашли? /На доске вывешиваются образцы/.
Коррекционная работа по развитию мышления занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента школы имеются стойкие нарушения.
1.Дидактическая игра «Классификация предметов».
Рассмотрите картинки. Какие здесь группы предметов? /Ответы/. Наведите порядок: закройте всю одежду кругами, обувь – треугольниками, посуду – овалами, головные уборы – квадратами, а туалетные принадлежности – прямоугольниками.
2.Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
апельсин,киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец,морковь, трава
сахар,пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка,арбуз, палатка.
Величина:
бегемот,муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка,кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета,картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка,перышко, гантели
На мой взгляд, сенсорное развитиеребёнка - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Выполнение задания 4 «Соедини линией». Карточка №3.
- Возьмите карточку. Вспомните, какого цвета бывают изображённые на ней предметы. Соедини линией изображение каждого предмета с лепестком соответствующего цвета.
Развивать речь детей – значит, регулярно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд.
Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
Большое внимание в начальной школе уделяется произношению всех звуков речи. Особенно важно правильное, чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
«Какой звук в слове».Карточка №5.
- У вас на столе лежат лепестки цветика-семицветика. Возьмите карточки с нарисованными стебельками цветков, где в середине написаны буквы Р, Н, И, Л.
- Разложите лепестки вокруг середины каждого цветка так, чтобы в названии цвета лепестков была указанная буква. Делайте так: называйте цвет лепестка, слушай есть ли в нём звук, который мы обозначаем буквой Р (Н, Л, И).
«Составь предложения». Из данных слов составляется предложение.
Развитие основных видов чувствительности
Выполнение задания «Узнай на ощупь».
Вариант А. Предлагается хорошо пощупать каждый пакетик в который насыпано понемногу соли, чая, песка, вермишели, муки, крупы и т.д. Проговорить название крупы, описать ее внешний признаки, тактильные ощущения, рассказать, что из этого можно приготовить.
Вариант Б. Гостям называется крупа и они должны на ощупь найти ее среди остальных.
Уважаемые коллеги! Это лишь малая толика игр и упражнений, которые я провожу на коррекционных уроках.
Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную инструкцию выполнения задания или образец. Им предоставляется возможность активно участвовать в занятии, что позволяет его сделать динамичным, включать игры, различные практические действия. Проводя работу систематически, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка, можно добиться желаемых результатов. Такие занятия воздействуют на эмоциональное состояние детей: у расторможенных учащихся позволяют сформировать способность концентрации. Детей с рассеянным вниманием учат сосредоточиться, что полезно для ребят с двигательными и речевыми нарушениями.
Обязательным условием этих занятий является проведение 1 –2 физпауз, включающих упражнения для глаз и для дыхания, гимнастические упражнения, направленные на улучшение работы того или иного органа.
На коррекционных занятиях школьники учатся:
Ориентироваться на сенсорные эталоны;
Узнавать предметы по заданным признакам;
Классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
Практически выделять признаки и свойства и явлений;
Давать полное описание объектов и явлений;
Различать противоположно направленные действия и явления;
Видеть временные рамки своей действительности;
Определять последовательность событий;
Ориентироваться в пространстве;
Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
Опосредовать свою деятельность речью.
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
— учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;
— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
Подведение итогов мастер-класса
Анкета
Уважаемый коллега!
Приглашаю Вас принять участие в оценке работы мастер-класса.
1. Отметьте в таблице, в какой мере Вы удовлетворены работой мастер-класса, используя следующую шкалу:
3 – полностью удовлетворен(а);
2 – в основном;
1 – частично;
№ | Показатели для оценки | Оценка в баллах |
1. | В целом работа мастер-класса | |
2. | Содержание материала | |
3. | Методика проведения мастер-класса | |
2. С помощью таблицы оцените степень эффективности работы мастер-класса по ряду показателей, используя следующую шкалу:
5 – очень высокий уровень;
4 – высокий уровень;
3 – средний уровень;
2 – ниже среднего уровня;
1 – низкий уровень;
0 – очень низкий уровень.
№ | Показатели для оценки | Оценка в баллах |
1. | Полезность | |
2. | Новизна | |
3. | Возможность применения на практике | |
4. | Активность участников мастер-класса | |
5. | Актуальность материала | |
6. | Ваша личная заинтересованность | |
3. Ваше особое мнение, пожелания