СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс с применением кейс-технологий и интерактивных заданий по теме: "Права и обязанности человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс с применением кейс-технологий и интерактивных заданий по теме: "Права и обязанности человека"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 1 с. Александров Гай Саратовской области





«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных

интересов: личной свободы и общего блага».

(В. Соловьёв)











Мастер-класс с применением кейс-технологий и интерактивных заданий по теме: «Права и обязанности человека»









Выполнила учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 с. Александров Гай

Солодовникова Вера Николаевна






Александров Гай

2022

Цели педагогической деятельности:

1. Познакомиться с основными понятиями «права» и «обязанности»;

2. Организовать работу с правовыми источниками;

3. Способствовать формированию основ правовых знаний;

4. Повысить уровень правовой культуры.

Основные понятия:

  • Право, обязанность, правовые отношения..

Литература.

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон РФ “Об образовании”;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Всеобщая декларация прав человека;

Раздаточный материал:

  • кейс с вопросами;

  • листы А4

  • маркеры;

  • выдержки из статьи Конституции РФ.

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.

2. Экспресс-опрос «Права и обязанности».

3. Цели урока.

4. Игровая деятельность.

5. Работа с кейсом. Анализ.

6. Ролевая игра «Приём в школу».

7. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).



Ход мастер-класса

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

 Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.

Дадим определение понятиям «право» и «обязанности».

Право — совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Обязанность — это предписание, определяющее необходимое поведение человека, не дающее ему свободы выбора.

Ну, вот мы с вами немного вспомнили, что это такое – право и обязанность. А теперь предлагаю вам принять участие в игре.

Игра: перед вами маленький человек определите его права и обязанности. На листах изобразите и перечислите какими правами он обладает и какие обязанности будет осуществлять.

Вот мы с вами вспомнили, какие права и обязанности есть у человека. А теперь а представленном слайде определите какие права нарушены.

Примеры на слайде:

В школе введено восьмилетнее образование – право на образование.

Родители принуждают 12-летнего сына работать дворником – право на труд.

16-летние старшеклассники систематически избивают подростка - право на жизнь и личную неприкосновенность.

Предлагаю определить факторы, влияющие на умение в реальной жизни отстаивать свои права:

Психологический фактор (неуверенность, стеснительность).

Стиль работы учителя (давление со стороны учителя или родителя).

Жизненный принцип: «Только не я».

Семейные устои.

Незнание закона.

Каждой группе предлагается кейс (проблемная задача и набор статей ТК), группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.

Кейс 1. Анализ документов. «Представьте, что вы практикующий юрист. К вам за консультацией обратилась мать, выпускницы 9 класса.  Ее дочь   не приняли в 10 класс, так как  она окончила 9 класс с пятью тройками.»

    1. Какое право нарушено?

    2. С какими документами вы будете работать?

Пакет документов:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ «Об образовании»;

Конвенция о правах ребёнка;

Всеобщая декларация прав человека;

Европейская конвенция о защите прав человека.

Ответы. Какое право нарушено? (право на образование)

На основании,  каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права? (Конституция РФ, закон «Об образовании»)

Кейс 2. Анализ документов. В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, обязанность заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  1. Кто должен заботиться о детях и их воспитании?

  2. С какого возраста дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях?

Ответы. Кто должен заботиться о детях и их воспитании? (родители или уполномоченные представители т.е. лица их заменяющие)

С какого возраста дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях? (с 18 лет)

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. 

Ролевая игра «Приём в школу». На доске прикреплены листы с номерами ситуаций.

Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: «Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 4 заявления. Принять можно только одного ребёнка».

1. Девочка проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Девочка прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

3. Мальчик переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой, склонен к бродяжничеству.

4. Девочка - инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

Ответы:

Норма поступления, установленная школой, нарушает российское законодательство. В Конституции РФ  (ст.43)  гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Согласно ФЗ «Об образовании» родители имеют право выбора выбирать учебное заведение

Во всех четырех ситуациях дети имеют право учится в выбранной школе.

Рефлексия. Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, «синквейн» – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка: Существительное, обозначающее тему синквейна.

2-я строка: Два прилагательных, раскрывающих какие – то интересные, характерные признаки, явления предмета, заявленного в теме синквейна.

3-строка: Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д.

4-я строка: Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

5-я строка: Существительное,  выступающее как итог, вывод, подводящее черту.)

Сначала каждый подбирает соответствующие схеме прилагательные, глаголы, фразы, существительные. Затем из этих наборов надо составить один, наиболее точный.

На слайде представлены в хаотичном порядке слова, которые относятся к понятию право и обязанность. Подберите слова, соответствующие понятиям «право» и «обязанность» при составлении синквейна.

Ответы:

1 синквейн на тему «Право»

1.Право.
2.Неограниченное, неотъемлемое.
3.Поясняет, допускает, определяет.
4.Характеризует возможности человека.
5.Регулятор.

2 синквейн на тему «Обязанность»

1. Обязанность.
2. Зафиксированная, прописанная.
3. Дисциплинирует, мотивирует, определяет.
4.Требуется для контроля и порядка.
5. Ограничение.

Заключение

 Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, применить игровую деятельность для раскрытия правовых аспектов. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было легко общаться. Практическая часть прошла на позитиве, все справились с заданием на отлично.

Спасибо, вам за работу активные педагоги!
За ваше старание и труд хочу вознаградить вас
Еще одним правом – правом на отдых!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!