Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 1 с. Александров Гай Саратовской области
«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных
интересов: личной свободы и общего блага».
(В. Соловьёв)
Мастер-класс с применением кейс-технологий и интерактивных заданий по теме: «Права и обязанности человека»
Выполнила учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 с. Александров Гай
Солодовникова Вера Николаевна
Александров Гай
2022
Цели педагогической деятельности:
1. Познакомиться с основными понятиями «права» и «обязанности»;
2. Организовать работу с правовыми источниками;
3. Способствовать формированию основ правовых знаний;
4. Повысить уровень правовой культуры.
Основные понятия:
Право, обязанность, правовые отношения..
Литература.
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ “Об образовании”;
Конвенция о правах ребёнка;
Всеобщая декларация прав человека;
Раздаточный материал:
Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
2. Экспресс-опрос «Права и обязанности».
3. Цели урока.
4. Игровая деятельность.
5. Работа с кейсом. Анализ.
6. Ролевая игра «Приём в школу».
7. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).
Ход мастер-класса
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.
Дадим определение понятиям «право» и «обязанности».
Право — совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.
Обязанность — это предписание, определяющее необходимое поведение человека, не дающее ему свободы выбора.
Ну, вот мы с вами немного вспомнили, что это такое – право и обязанность. А теперь предлагаю вам принять участие в игре.
Игра: перед вами маленький человек определите его права и обязанности. На листах изобразите и перечислите какими правами он обладает и какие обязанности будет осуществлять.
Вот мы с вами вспомнили, какие права и обязанности есть у человека. А теперь а представленном слайде определите какие права нарушены.
Примеры на слайде:
В школе введено восьмилетнее образование – право на образование.
Родители принуждают 12-летнего сына работать дворником – право на труд.
16-летние старшеклассники систематически избивают подростка - право на жизнь и личную неприкосновенность.
Предлагаю определить факторы, влияющие на умение в реальной жизни отстаивать свои права:
Психологический фактор (неуверенность, стеснительность).
Стиль работы учителя (давление со стороны учителя или родителя).
Жизненный принцип: «Только не я».
Семейные устои.
Незнание закона.
Каждой группе предлагается кейс (проблемная задача и набор статей ТК), группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.
Кейс 1. Анализ документов. «Представьте, что вы практикующий юрист. К вам за консультацией обратилась мать, выпускницы 9 класса. Ее дочь не приняли в 10 класс, так как она окончила 9 класс с пятью тройками.»
Пакет документов:
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенция о правах ребёнка;
Всеобщая декларация прав человека;
Европейская конвенция о защите прав человека.
Ответы. Какое право нарушено? (право на образование)
На основании, каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права? (Конституция РФ, закон «Об образовании»)
Кейс 2. Анализ документов. В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, обязанность заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Кто должен заботиться о детях и их воспитании?
С какого возраста дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях?
Ответы. Кто должен заботиться о детях и их воспитании? (родители или уполномоченные представители т.е. лица их заменяющие)
С какого возраста дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях? (с 18 лет)
Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.
Ролевая игра «Приём в школу». На доске прикреплены листы с номерами ситуаций.
Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: «Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 4 заявления. Принять можно только одного ребёнка».
1. Девочка проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2. Девочка прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
3. Мальчик переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой, склонен к бродяжничеству.
4. Девочка - инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Ответы:
Норма поступления, установленная школой, нарушает российское законодательство. В Конституции РФ (ст.43) гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Согласно ФЗ «Об образовании» родители имеют право выбора выбирать учебное заведение
Во всех четырех ситуациях дети имеют право учится в выбранной школе.
Рефлексия. Синквейн
Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, «синквейн» – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка: Существительное, обозначающее тему синквейна.
2-я строка: Два прилагательных, раскрывающих какие – то интересные, характерные признаки, явления предмета, заявленного в теме синквейна.
3-строка: Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д.
4-я строка: Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.
5-я строка: Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.)
Сначала каждый подбирает соответствующие схеме прилагательные, глаголы, фразы, существительные. Затем из этих наборов надо составить один, наиболее точный.
На слайде представлены в хаотичном порядке слова, которые относятся к понятию право и обязанность. Подберите слова, соответствующие понятиям «право» и «обязанность» при составлении синквейна.
Ответы:
1 синквейн на тему «Право»
1.Право.
2.Неограниченное, неотъемлемое.
3.Поясняет, допускает, определяет.
4.Характеризует возможности человека.
5.Регулятор.
2 синквейн на тему «Обязанность»
1. Обязанность.
2. Зафиксированная, прописанная.
3. Дисциплинирует, мотивирует, определяет.
4.Требуется для контроля и порядка.
5. Ограничение.
Заключение
Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, применить игровую деятельность для раскрытия правовых аспектов. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было легко общаться. Практическая часть прошла на позитиве, все справились с заданием на отлично.
Спасибо, вам за работу активные педагоги!
За ваше старание и труд хочу вознаградить вас
Еще одним правом – правом на отдых!