СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Шахматный дебют»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект мастер-класс «Шахматный дебют»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Шахматный дебют»»

В.В.Акишина,

МБОУ гимназия им.А.И.Яковлева,

г.Урай, ХМАО-Югра



Тема: мастер-класс «Шахматный дебют»


Цель: вызвать интерес к шахматным занятиям; уточнить знания о названиях фигур и об истории возникновения шахмат; развивать скорость мышления и умение находить выход из проблемных ситуаций, воспитывать культуру общения и целеустремлённость, расширить кругозор, организовать активный досуг детей и (или) взрослых.


Оборудование: демонстрационная доска с фигурами, экран с проектором, компьютер с колонками, 3 микрофона, деревянная шахматная доска с 6-ю основными фигурами внутри (король, ферзь, слон, ладья, конь и пешка), костюмы короля, ферзя, ладьи, пешки, коня, слона (по возрасту зрителей) + костюмы шахматного короля и королевы для ведущих; конь на палке, фрагмент ферзевого фланга доски 8х4 поля из плотной бумаги (или ткани) с полями 40х40 см (вертикали а,b,c,d), мешочек с шестью основными фигурами, на дне которых приклеяны обозначения полей (а5, с8, е7, b1, d4, f3), фонограмма песни “Виват, король!” в исполнении Т.Гвердцители (м. Г.Татарченко, сл. Ю. Рыбчинского), презентация с видеовопросами.


Место проведения: актовый зал

Время проведения: 30 мин.

Возраст участников: 7+ (учащиеся школ, родители, педагоги)



Ход

Предварительная подготовка: к полу у сцены прикрепляется горизонтально фрагмент ферзевого фланга доски с полями 40х40 см, за сценой приготовлены костюмы шахматных фигур, конь на палке, на сцене – демонстрационная доска с комплектом фигур, подготовлены проектор с экраном, на который спроектирован слад: “Шахматный дебют” , 3 микрофона, на столике у сцены лежит мешочек с фигурами, к которым прикреплены обозначения полей доски, и деревянная шахматная доска с 6-ю основными фигурами внутри.

Ведущий, девочка в костюме шахматной королевы и мальчик - шахматный король, взявшись за руки, выходят из-за кулис.

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие друзья!

Приглашаем Вас на наш праздник “Шахматный дебют”!

Шахм. королева:

- На свете есть заветная,

Волшебная игра.

В нее с утра до вечера

Играет детвора.

Там мчатся кони резвые,

Трубят поход слоны,

И клетки черно-белые

Чудес и тайн полны.

(И.Г.Сухин)


Шахматный король:

- Учитесь в шахматы играть —

Древнейшая игра.

Она научит побеждать.

И закалит тебя.

Научит думать и решать,

Как верный сделать ход.

С ней легче будет мир познать

И совершить поход.

Учитесь в шахматы играть –

Мудрейшая игра.

Её секреты разгадать

Вы сможете тогда.

(Г.К.Кайгородов)

Ведущий:

- Шахматы появились более двух тысяч лет назад в Индии. По легенде - мудрец Сета придумал игру, в которой король – самая важная фигура – не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Урок шахматной игры произвел сильное впечатление на индийского властелина, и он решил отблагодарить создателя: «Ты создал чудесную игру, мудрец. Проси награду, какую захочешь. Такая игра достойна быть забавой царей».

В награду за изобретение Сета попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка - за второе, четыре – за третье и т.д., удваивая число зерен с каждым последующим полем. Властелин удивился, но решил, что речь идет всего лишь о нескольких мешках пшеницы. Это казалось скромной просьбой, но каково же было его удивление, когда выяснилось, что общее число зерен - (число появляется на экране: 18446744073709551615) восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать. Это было больше, чем весь мировой запас зерна! Так властелин получил еще один урок мудрости от изобретателя шахмат.

Шахматный король:

- Вообще, мудрость этой игры непостижима. Только представьте себе, - число возможных комбинаций первых четырех ходов в шахматах: 318 979 564 000.

Шахматная королева:

- А количество шахматных партий, которые могут быть разыграны на шахматной доске, превышает количество атомов в известной части вселенной!


Ведущий:

- Да, ценность этой игры велика.

Дорогие друзья, наверняка каждый из Вас прикасался к этой игре и имеет свой небольшой опыт. Давайте вспомним названия шахматных фигур!

(Ведущий, шахматные король и королева спускаются в зал, король берет со столика у сцены деревянную шахматную доску с 6-ю белыми фигурами внутри: король, ферзь, слон, ладья, конь и пешка)

Ведущий загадывает загадки о фигурах, зрители называют отгаданные фигуры, а Шахматная королева по очереди на каждый ответ достаёт у короля из шахматной коробки и вручает угадавшему фигуру, о которой идёт речь:


Ведущий:

- Дедушка, смотри-смотри, королей на доске ровно … (2) – отгадавшему вручается король.

- Знает любой в нашей квартире, - ферзей на доске ровно … (2) – верно ответившему зрителю вручается ферзь.

- По характеру упряма, и хожу всегда лишь прямо (ладья) - отгадавшему вручается ладья.

- Стою на одной ноге, хожу буквой Г (конь) - верно ответившему зрителю вручается конь.

- Черным клеточкам верны чернопольные … (слоны) - отгадавшему королева даёт ладью.

- Всю доску прошла и фигуру нашла (пешка) – вручается за правильный отвнет пешка.

(И.Г.Сухин)


Ведущий:

- Вся наша жизнь - игра! И мы сейчас разыграем небольшую партию. Я прошу всех, у кого в руках есть шахматные фигуры, выйти на сцену!

- Дорогие друзья, вам представляется уникальная возможность – побывать в роли шахматных фигур. Уважаемые участники, пройдите, пожалуйста, за кулисы и облачитесь в соответствующие атрибуты шахматных фигур.

(Король и королева провожают участников за кулисы, участники одевают костюмы тех шахматных фигур- «отгадок», которые держат в руках)


Ведущий (игра с залом, пока участники переодуваются):

- А пока игроки готовятся, предлагаю вашему вниманию литературную викторину!

1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе с шахматным автоматом? (Незнайка.)

2. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, глядите, вон идет шахматная доска». (Сиропчик.)

3. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры, – как его зовут? (Электроник.)

4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры, – кто она? (Алиса Селезнева.)

5. Человечек из театра Карабаса Барабаса – «весь клетчатый, как шахматная доска». (Арлекин.)

6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)


7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)

(Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015).


Ведущий предлагает зрителям упражнение на координацию работы левого и правого полушария головного мозга, говорит и показывает:

- Хорошо, книги вы любите! А попробуйте – ка сделать вот такое упражнение: руки перед грудью, локти отводим в стороны, пальцы сжаты в кулачки, указательные пальцы обеих рук выпрямились и “здороваются” (касаются друг друга). А теперь правой рукой делаем круговые движения вперёд (от себя). Остановились. Левой рукой (так же со сжатым кулачком и выпрямленным указательным пальцем) делаем круговые движения назад (к себе). Остановились. А теперь соединяем движения обеих рук, и одновременно вращаем правой рукой – от себя, а левой – к себе.


Ведущий:

  • Итак, наши участники уже готовы. И под ваши аплодисменты они приглашаются в зал.


Начинаем интеллектуальный бой!


Поле у нас необыкновенное, расстановка тоже необычная! Мы не будем усложнять, будем играть по простым правилам!

Итак, у нас две команды: команда Короля, команда Ферзя.

Король и Ферзь на поле одни не воины! Поэтому задания выполняются командой.

Внимание: волшебный мешочек! Вытягивайте шахматную фигуру и называйте номер вопроса (на дне каждой из добытой из мешочка фигуры приклеяны необычные номера: а5, с8, е7, b1, d4, f3). Ответили – продвигаетесь по шахматной доске. Внимание на экран!

(слайды – 6 вопросов: называют вопрос, открывается задание).

  1. Расставьте фигуры в начальную позицию.

  2. Человек из театра Карабаса Барабаса – весь клетчатый, как шахматная доска (Арлекин)

  3. Видеовопрос: назовите знаменитого шахматиста (На экране портрет чемпиона мира А.Карпова)

  4. Составьте слово из букв. (Команда достаёт из конверта написанные на отдельных листиках буквы Ф Е Р З Ь и складывает слово – назмание шахматной фигуры)

  5. Показать ход коня. Всей командой нужно «оседлать» коня на палке и пропрыгать как шахматный конь.

  6. Здесь спряталось название шахматной фигуры. Найдите его. (На экране слово: Креслоноты).


Ведущий: Дорогие друзья! Вы доказали, что только единой командой можно достичь высоких результатов. Большие успехи начинаются с малого. Вы сегодня на поле не соперники, а друзья! Поздравьте друг друга с первой тренировкой, и как заведено у шахматистов, пожмите руки.

Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!


Бытует мнение, что шахматы – сложная игра. Но мы сегодня увидели, что это - игра тысячи радостей!

Звучит фонограмма песни «Виват, король!» в исполнении Т.Гварцители


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!