Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то – для чего-то,
Это что-то из чего-то,
Это что-то – часть чего-то,
Чем-то было это что-то,
Что-то будет с этим что-то.
Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Системный оператор как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
Задачи моего мастер-класса:
1 Познакомить с методом «Системный оператор» и его значением в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
2 Сформировать умение составлять таблицу.
3 Научить определять роль и место объектов, из взаимодействие по каждому элементу.
4 Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческих и познавательных способностей.
В технологии ТРИЗ есть метод «Системный оператор». Основателем его является Генрих Саулович Альтшуллер.
С самого рождения дети получают различную информацию об объектах окружающего мира, анализируют её, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.
Систематизировать знания детей об объектах можно с помощью таблицы, которая называется «Системный оператор».
Данный метод позволяет знакомить с частями предмета, рассмотреть предмет в динамике, увидеть предмет одновременно функциональным и временном аспекте, то есть заглянуть в прошлое объекта, его настоящее, позволяет предположить, что будет с ним в будущем.
«Системный оператор» – это таблица, а для детей - это волшебный, загадочный экран, состоящий из девяти окошек. Окошечки белого цвета – настоящее объекта, зелёные окошечки – прошлое объекта, окошечки синего цвета – будущее. Цифры в окошечках указывают на последовательность рассматривания объекта.
Составляя волшебный экран, мы с детьми играем. А с помощью загадки или вопроса мы узнаём, какой предмет или объект находится в окошке №1.
В окошке №2 – какой он, из чего состоит.
В окошке №3 – где живёт или находится.
В окошке №4 познакомимся с прошлым объекта.
В окошке №5 – какой он был раньше, из чего состоял.
В окошке №6 – где жил в прошлом.
В окошке №7 – каким он может быть в будущем.
В окошке №8 – из чего он будет состоять в будущем.
В окошке №9 – где он может жить, находясь в будущем.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Заключительная часть.
В заключение своего мастер-класса мы бы хотелось сказать, что с помощью «Системного оператора» дети учатся рассматривать объект с разных позиций. «Системный оператор» позволяет развивать воображение, фантазию детей, преподносить знания в интересной, увлекательной форме, обеспечивая тем самым их прочное усвоение и систематизацию, развивает умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.
Релаксация.
Покажите своё отношение к моему мастер-классу, выбрав соответствующий смайлик.