СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Сказки-шумелки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказки-шумелки - веселые упражнения для развития слухового восприятия,  памяти, мелкой моторики и фантазии детей младшего дошкольного  возраста. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и дома.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Сказки-шумелки"»

Мастер – класс

для родителей детей младшего дошкольного возраста

«Сказки - шумелки»

Жильцова Ирина Анатольевна

МБДОУ

«Северо-Енисейский детский сад № 3», воспитатель.

Цель: познакомить родителей с технологией «Игры со звуком» через практическое занятие «Сказки - шумелки»

Задачи: дать теоретическое представление об эффективности данной технологии, обучить приемам игры на практике, создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей

Материалы и оборудование:

тексты сказок, самодельные инструменты – «шумелки», «бубен»;детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, погремушка, колокольчик, треугольник, свистульки, металлофон; «звучащие» предметы – бокалы, карандаш, бумага, пакет, коробочка, ложка, деревянная расческа, гофрированный картон.

ВАРИАНТ 1.

Современным родителям часто не хватает времени на общение с собственным ребенком, а порой не достает и соответствующих знаний и умений, необходимых для полноценного общения и понимания ребенка.

Спрашиваю родителей:

Как вы проводите время со своими детьми?

Как можно рассказать сказку?

Родители предлагают варианты ( прочитать сказку, рассказать сказку, показать театр….. )

Я: А еще сказку можно показать с помощью различных звуков. Сегодня мы познакомимся с технологией «Игра со звуком»

Игры со звуками – очень увлекательное занятие. Поскольку это довольно просто, дети включаются в игру с большим удовольствием.

Благодаря такой деятельности:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. 


Игры со звуками – это еще и творчество-исследование, которое поможет ребенку в следующем:

1.Изучить звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических), детских музыкальных инструментов (самодельных, шумовых, народных, а также собственного голоса;

2. Приобрести разносторонний опыт звуковых ощущений;

3. Исследовать различные способы извлечения звука и приобрести навыков игры на инструментах;

4.Развитие умения различать звучание разных музыкальных инструментов, а также высокие и низкие звуки.

Существует много вариантов творческих заданий, в которых можно использовать элементарную импровизацию.

Наиболее известные и доступные:

- озвучивание стихотворений и сказок;

- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего мира и т. д.

Я:

На столе малое количество и однообразие музыкальных игрушек-инструментов для показа музыкальной сказки. Как можно разнообразить инструменты для извлечения звуков?

Вывод: Их можно сделать своими руками, чтобы научиться извлекать звуки

(показываю игрушки - шумелки)

Предлагаю разделиться на две группы и озвучить сказки.


Памятка для родителей:


Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
Если дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Перед игрой предложите ребенку выбрать инструмент и дайте время проверить звучание.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения игры, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на малыша. 
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. 
Во время рассказа чаще глядите ребенку в глаза.
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте ребенка к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу, идеи ребенка. 
Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать ребенку закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением. 
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Учите ребенка бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с ребенком инструменты на место. 







ВАРИАНТ 2.



Можно ли назвать ребенка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы никакого интереса музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмически топать, или не пробовал бы освоить музыкальную игрушку-свистульку, барабан и др. Конечно нет! Мир звуков окружает ребенка еще в раннем возрасте, с самого момента рождения.

Не нужно никому доказывать - как это хорошо - приобщать ребенка к музыке. Так же не найдешь родителей, которые не стали бы думать о музыкальных занятиях своих детей.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (банки от йогурта, пластиковые бутылки и т. п.) получают все большее развитие. Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивание по нему одним пальцем или всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития слуха.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно также научить детей чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, осмысленно подбирать подходящий инструмент, темп звучания.

При этом огромную роль играет взаимодействия взрослого и ребенка. Это, конечно, творческое сотрудничество, совместный поиск способа выполнения того или иного задания.

Поскольку способности малышей 3-4 лет еще только раскрываются и возможности невелики, помощь взрослого (а особенно родителя) нужна и полезна. Что лучше укрепляет связь с ребенком, чем совместное творчество?

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из вариантов игры со звуком, вы сможете сами поучаствовать в озвучивании стихотворения и сказки, и поймете, как можно в такие творческие игры играть дома с ребенком.

Какие же инструменты подходят для совместного музицирования с детьми? Возможно, у вас дома есть простые детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, дудочка, колокольчик, погремушка (показ инструментов)

Подойдут и предметы, что имеются в каждом доме – расческа, пластиковые или бумажные стаканчики, газеты, ложки (деревянные или металлические) и т. д. (показ «инструментов»).

Также можно изготовить самодельные инструменты. Вот, посмотрите можно взять упаковку от игрушки киндер-сюрприза, наполнить ее горохом, фасолью, крупой, можно положить бусинки или скрепки. А можно взять несколько таких «шумелок» и, прикрепив, к круглой основе, изготовить бубен (показ инструментов).

Для начала нужно помочь ребенку исследовать возможности инструментов.

• Предложите малышу поиграть так, как он хочет. Спросите, на что может быть похоже звучание того или иного предмета, инструмента.

•  Предложите ему выбрать из нескольких инструментов тот, что лучше подойдет для озвучивания шагов, дождика.

Все то, что было сказано выше об играх звуками с инструментами, относится и к играм голосом. Голос и артикуляционный  аппарат (зубы, губы, язык) может использоваться для различной звукокрасочной  игры, создания звуковых эффектов: свиста, шипения, цоканья языком и т. п.

Также можно использовать так называемые «звучащие жесты»:  хлопки, шлепки, щелчки, притопы. Они могут быть разными. Давайте попробуем!

Таким образом, игры звуками организуют музыкально-творческую работу с ребенком, охватывая звучащие жесты, все виды инструментов и его голос.

Теперь давайте перейдем к практической части нашего мастер-класса и попробуем озвучить сказки.



Русские народные сказки с их яркими образами представляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного театра, а также и непосредственно по ролям.

(Педагог предлагает родителям разделится на две группы, выбрать инструменты).

Возьмем самую простую сказку «Курочка Ряба».

Жили-были дед и баба.

И была у них Курочка Ряба.

(голосом изображаем курицу)

Вот как-то раз снесла Курочка яичко, да не простое, а золотое.

(Звеним ложкой в стакане)

Дед бил, бил- не разбил.

(ударяем ладонями по коленям)

Баба била, била – не разбила.

(ударяем ладонями по коленям)

Мышка бежала

(ударяем пальцами по коробке)

хвостиком махнула,

(проводим одной ладонью по другой)

яичко упало и разбилось.

(звеним ложкой в стакане)

Дед плачет

(звукоподражание голосом)

баба плачет,

(звукоподражание голосом)

а курочка кудахчет:

«Не плачь, дед!

(похлопываем по одному плечу)

Не плачь, баба!

(похлопываем по другому плечу)

Снесу я вам другое яичко – не золотое, а простое».

(хлопки)

«Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(стучим пальцами по барабану или коробке)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(ударяем палочкой или карандашом по металлофону или бокалам)

Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(ударяем по треугольнику или подвешенной ложке)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды

(голосом – ням-ням-ням-ням)

Они грызли орешки

(играем на деревянных ложках)

Грызли зернышки

(проводим палочкой по рубелю или деревянной расческе)

И устраивали себе из соломы теплые гнездышки

(шуршим пакетом или бумагой)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками

(проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону)

А снаружи на землю каждый день падал снег

(Щелчки)

И шумел ветер

(Дуем в бутылку или подражаем голосом)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках

(ударяем палочкой по металлофону или бокалам)

Вывод: в результате таких творческих упражнений дети открывают в себе новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества.

Я надеюсь, что мастер-класс был для вас интересным и полезным, что вы получили вдохновение для дальнейших творческих экспериментов с детьми.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!