СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Современный урок как основная форма организации процесса обучения и пути его совершенствования в условиях реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Моя задача -показать модель современного урока в условиях внедрения ФГОС;

 познакомить учителей с приёмами организации деятельности учащихся на основных этапах урока;

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Современный урок как основная форма организации процесса обучения и пути его совершенствования в условиях реализации ФГОС НОО»»

Мастер-класс «Современный урок как основная форма организации процесса обучения и пути его совершенствования в условиях реализации ФГОС НОО»

Коновалова Г.Н., учитель начальных классов



Цель мастер-класса: подготовка учителей к внедрению новых образовательных стандартов.

Задачи:

- показать модель современного урока в условиях внедрения ФГОС;

- познакомить учителей с приёмами организации деятельности учащихся на основных этапах урока;

- создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей.

Ход мастер – класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер – классе. Слайд 2

Внимательно посмотрите на эти картинки, что вы видите? (Выражение радости, грусти, удивления, страха). Давайте с вами попробуем повторить такие же выражения. Что вам больше понравилось. Радость. Улыбнемся друг другу. И пожелаем хороших эмоций.

Вступление.

…Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?»

Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: « Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга - это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

А для этого я предлагаю вам по-иному посмотреть на современный урок.

II Предисловие

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

III Мастер-класс

- Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.







Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

Итак, 1. Оргмомент. Каким он может быть?

Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу – к определению темы урока. Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. (стр.1)

2.Актуализация опорных знаний

Цель этого этапа – выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2-хфазный тест «Верно ли что…» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.

Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока))(стр.2)

3.Определение темы и цели урока (Далее следует определение темы и ее формулировка.)

Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв , знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь». Показываем детям запись на экране, бумаге или доске и просим предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть не что иное, как формирование коммуникативных УУД,

Обязательно уделите внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! (стр.3)



4. Работа по изучению новых знаний и способов действий. Мини-исследование по таблице (задание: отгадать загадки)(стр.4)

5. Минутка психологической разгрузки

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Цветотерапия. Погружение в синее

-Какой цвет имеет море?(синий). Я предлагаю погрузиться в это синее море. Возьмите листок с синим кругом и белой окружностью. Посмотрите на синий круг. Погрузите взгляд в синий цвет , как в сосуд, заполненный черничным соком. Впитывайте глазами синий цвет, глубоко вздохните, задержите дыхание, широко откройте глаза, медленно выдохните, прикройте глаза , не отрывая взгляда от синего круга, еще раз вздохните, откройте глаза, выдохните Переведи взгляд на белую окружность. Какой цвет вы видите? (дети называют цвета) Закройте глаза ладошками. Посчитайте до трех. Открыли глаза.



«Солнечный луч». (Музыка)

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2, 3, 4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь на урок полные сил и уверенности.

После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей (работа в группе0 и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) - а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»(стр.8

7. Закрепление изученного материала(работа со словарем, работа в группе по карточке№2)

Проверка выполнения работы (отчёт – по 1 выступающему от группы)

--Работаем в группах дальше. У вас на столах лежат листочки голубого цвета с пословицами, вам нужно дописать пословицу до конца и объяснить ее смысл. Для этого, надо определить к какому слову будем подыскивать антоним. Можно воспользоваться словарем. Посмотрим, кто быстрей справится с заданием.

-1группа, 2 группа, 3группа:

1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2) Знай больше, а говори _____________ ..

.3) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .

-Проверяем. К какому слову искали антоним? Какое нашли? Прочитайте вашу пословицу. Объясните, как вы ее поняли.



8.Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются

Самоанализ деятельности.

Возьмите листочки розового цвета. Если утверждение верно, ставим +, если нет -. Читаем внимательно (карта №3)

  1. Слон большой, а комар маленький.

  2. Дерево низкое, а куст высокий.

  3. Камень лёгкий, а пух тяжёлый..

  4. Днём светло, а ночью темно.

  5. Отец пожилой, а сын молодой.

  6. Буратино грустный, а Пьеро весёлый.

  7. .Лимон сладкий, а банан кислый.


1

2

3

4

5

6

7





домашнее задание и рефлексия. Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные задания могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности.



. 9. Домашняя работа Творческое найдите пословицы, загадки где встречаются антонимы. Можно их проиллюстрировать

10.Рефлексия – не что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.



Мы сможем реализовать новый стандарт только в том случае, если научимся быстро перестраиваться, принимать новое, органично вплетая в него традиции классической педагогики.























Мелкий пруд-______________________пруд.

Мелкий дождь-____________________ дождь.

Свежий хлеб-_____________________хлеб.

Свежий огурец-_________________огурец.

Свободный стул-________________стул.

Свободная обувь-_________________обувь.

Сладкое яблоко-___________________яблоко.

Сладкое лекарство-___________________лекарство.









Мелкий пруд-______________________пруд.

Мелкий дождь-____________________ дождь.

Свежий хлеб-_____________________хлеб.

Свежий огурец-_________________огурец.

Свободный стул-________________стул.

Свободная обувь-_________________обувь.

Сладкое яблоко-___________________яблоко.

Сладкое лекарство-___________________лекарство.









1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2) Знай больше, а говори _____________



.

.1) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .

2)За маленьким погнался, а ___________________________потерял.






















Фамилии участников группы


Критерии оценки







  • Участвовал во всех заданиях группы.







  • Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.







  • Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.







  • Подавал группе конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным задачам.







  • Выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.







  • Завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.







  • Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.







  • Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме или заданию.







  • Выступал с результатом работы группы.







  • Дополнял выступления других групп.







  • ИТОГО













Если у вас от 9 и больше +, то ваша оценка «5»

Если у вас от 6 до 8 +, то ваша оценка «4»

Если у вас от 3 до 5 +, то ваша оценка «3»

Если у вас всего 1-2 +, то ваша оценка «2»







Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.



Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!