Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
«СОЗДАНИЕ ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ И РАБОЧЕГО ЧЕРТЕЖА ДЕТАЛИ В КОМПАС 3D»
Методическая разработка мастер-класса
/специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования
(по отраслям) (базовая подготовка)/
в рамках работы Фестиваля педагогического
мастерства «Инновационный поиск»
«Инновационный урок как средство повышения эффективности
обучения и качества подготовки будущих специалистов»
Разработчик: МОИСЕЕВА Наталья Владимировна,
преподаватель высшей квалификационной категории
2 021МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Программные продукты для проектирования, конструирования и черчения, разработанные компанией АСКОН, стали стандартом автоматизации для тысяч промышленных предприятий и учебных заведений. Их популярность объясняется хорошими функциональными возможностями, удобством и надежностью, быстротой освоения и внедрения, большим набором стандартных библиотек и специализированных приложений.
Одновременно КОМПАС-3D и КОМПАС-ГРАФИК являются оптимальным выбором для автоматизации рабочих мест.
Система КОМПАС-3D позволяет реализовать классический процесс трехмерного параметрического проектирования — от идеи к ассоциативной объемной модели, от модели к конструкторской документации.
Чертежный редактор КОМПАС-ГРАФИК предоставляет широчайшие возможности автоматизации проектно-конструкторских работ в различных отраслях промышленности. Он успешно используется в машиностроительном проектировании, при проектно-строительных работах, составлении различных планов и схем.
КОМПАС-ГРАФИК может использоваться как полностью интегрированный в КОМПАС-3D модуль работы с чертежами и эскизами, так и в качестве самостоятельного продукта, полностью закрывающего задачи 2D-проектирования и выпуска документации.
Система изначально ориентирована на полную поддержку стандартов ЕСКД. При этом она обладает возможностью гибкой настройки на стандарты предприятия.
КОМПАС-ГРАФИК автоматически генерирует ассоциативные виды трехмерных моделей (в том числе разрезы, сечения местные разрезы, местные виды, виды по стрелке, виды с разрывом). Все они ассоциированы с моделью изменения в модели приводят к изменению изображения на чертеже.
Очень важно донести до обучающих главные принципы выполнения конструкторских документов с использованием основных правил информационной грамотности. Выполненные конструкторские документы должны быть «гибкими», содержать максимально возможное количество библиотечных элементов. При создании документов должны использоваться слои и виды.
Необходимо четко объяснить, когда лучше использовать КОМПАС-ГРАФИК, а когда КОМПАС 3D.
В результате освоения образовательной программы по дисциплине ОП.01 Инженерная графика у выпускника должны быть частично сформирована элементы профессиональных и общих компетенций, касающихся использования информационных технологии в профессиональной деятельности.
Данный мастер-класс предполагает прямой и комментированный показ методов и приёмов работы с КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС 3D.
В разработке отражен педагогический опыт автора мастер-класса, важнейшей составляющей которого является постоянное активное использование возможностей современных ИКТ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР–КЛАССА
Тема: Создание трехмерной модели и рабочего чертежа детали в КОМПАС 3D
Целевая аудитория: педагогические работники ОБПОУ «КЭМТ»
Форма проведения: обучающий семинар
Цель:
познакомить участников мастер-класса с методикой создания чертежа детали на основе 3D модели;
создать условия для профессионального самосовершенствования участников мастер-класса.
Задачи:
формирование у участников семинара представления о методике создания чертежа детали на основе 3D модели;
передача автором мастер-класса своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при создании чертежа детали на основе 3D модели;
представить опыт работы по применению ИКТ в обучении студентов приёмам работы КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС 3D.
Ресурсное обеспечение:
персональный компьютер;
проектор;
экран
Организационные формы мастер-класса: фронтальная
Методы презентации педагогического опыта: демонстрация
Методы организации интерактивного взаимодействия: диалог, беседа
Планируемые результаты: приобретение участниками мастер-класса знаний:
о методике создания чертежа детали на основе 3D модели;
о способах выявления ошибок при выполнении чертежей в КОМПАС-ГРАФИК;
об основных критериях оценки электронного чертежа детали.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
КОМПАС – 3D V19. Новые возможности. Компания «АСКОН» 2019г.
КОМПАС – 3D V19. Практическое руководство. (в 4 частях) Компания «АСКОН» 2019г.
КОМПАС – 3D V19. Руководство пользователя. Компания «АСКОН» 2019 г.
Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы:
Официальный сайт компании АСКОН [электронный ресурс] URL: https://ascon.ru/?news=622
Научно-методические и научно-образовательные ресурсы:
Гвоздева Е.Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования // Молодой ученый. – 2014. – №6.3. – С. 21-25.
Лебедев П.В. Использование кейсов и кейс-метода в образовательном процессе. - Москва: НГПК, 2017. — 112 с.
Основные термины и понятия: дерево построений, менеджер документа, виды, слои, менеджер библиотек, местный вид, локальные и глобальные привязки.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
Подготовительно-организационный этап (1 мин)
Приветствие участников мастер-класса.
Вступительное слово автора мастер-класса.
Знакомство с темой мастер-класса.
Вступительное слово автора мастер-класса
С продуктами компании АСКОН начала свое знакомство с 2006 года. За это время мне удалось накопить определённый опыт. Предлагаю вам ознакомиться с моим опытом в рамках реализации содержательного контента настоящего мастер-класса.
Сегодня вашему вниманию будет предложено знакомство с методикой создания трехмерной модели и рабочего чертежа детали в КОМПАС 3D.
Целепологание (1 мин)
Выделение проблемы.
«Погружение» в содержание мастер-класса.
Неоднократно сталкивалась с такой ситуацией, когда студенты выпускных групп показывали свои конструкторские документы и просили помощь отредактировать их. Но посмотрев на их дерево построений, я не могла им помочь. Документы выполнены с очень грубыми ошибками, такие как: отсутствие видов, вместо использования масштабов увеличения или уменьшения использовали коэффициент масштабирования и как следствие простановка размеров в ручном режиме.
Поэтому, изучив создавшуюся ситуацию, целью сегодняшнего мастер класса является:
ознакомиться с основными преимуществами создания 3D-модели;
корректность критериев оценки работ обучающихся.
Презентация педагогического опыта автора мастер-класса (теоретическая часть) (5 мин)
Системы автоматического проектирования (САПР) активно вошли в нашу жизнь. Благодаря данным системам мы имеем ряд существенных преимуществ:
Более быстрое выполнение чертежей (до 3 раз).
Повышение точности выполнения.
Повышение качества;
Возможность многократного использования чертежа.
САПР обладает чертежными средствами (сплайны, сопряжения, слои).
Ускорение расчетов и анализа при проектировании.
Понижение затрат на обновление.
Большой уровень проектирования.
Интеграция проектирования с другими видами деятельности.
Для каждой сферы деятельности существует свой модуль который решает поставленные задачи. Например, для технологов это « САПР ТП Вертикаль», для электриков – «КОМПАС – Электрик». Но все эти модули работают на основе данных получаемых из КОМПАС – ГРАФИК. И к тому же все эти модули завязаны в единую систему, управление которой осуществляет Система ЛОЦМАН:PLM.
Система ЛОЦМАН:PLM является центральным компонентом Комплекса решений АСКОН и обеспечивает:
централизованное структурированное хранение технической документации на изделие;
управление информацией о структуре, вариантах конфигурации изделий и входимости компонентов в различные изделия;
управление процессом разработки изделия;
интеграцию компонентов Комплекса — САПР, САПР ТП, корпоративных справочников.
Таким образом, первоначальный этап проектирования начинается с работы в системе КОМПАС-3D и поэтому очень важно выполнить без ошибок.
Система КОМПАС-3D позволяет реализовать классический процесс трехмерного параметрического проектирования — от идеи к ассоциативной объемной модели, от модели к конструкторской документации.
Основным требованием, которое предъявляется к разрабатываемым чертежам, является возможность легкого редактирования. Это возможно достичь, если мы будем:
создавать и использовать виды и слои;
использовать библиотечные элементы (конструкторских библиотек, КОМПАС – Shaft 2D, КОМПАС – Shaft 3D и т.д.;
для типовых деталей использовать параметризацию;
создавать чертеж детали на основе 3D модели
Презентация педагогического опыта (практический демонстрационный этап) (20 мин)
Основная цель этого этапа – демонстрация создания чертежа детали на основе созданной 3D модели в КОМПАС-3D. Автор мастер-класса комментирует последовательность передачи и делает акцент на ряд нюансов, на которые важно обращать внимание при создание документа в КОМПАС-ГРАФИК.
Основные этапы создания и передачи 3D модели:
Разработка 3D модели.
Очень важно на данном этапе правильно выбрать плоскость, в которой вы начнете строить эскизы. Конечно, нужно обратить внимание на конструкцию самой детали.
Для данной детали задаем изометрию YXZ первоначальный эскиз построила в плоскость XY.
Когда построили всю модель, необходимо сохранить её.
Открываем новый документ Чертеж. Задаем формат А3.
Нажимаем клавиши Вид – Стандартные виды. Выбираем необходимую 3D модель.
Задаем ориентацию главного вида Снизу. Увеличиваем зазор на схеме между видами для простановки размеров.
После выполняем необходимое совмещение вида и разреза с помощью команды Местный разрез. Выполните совмещение главного вида и фронтального разрез детали, выполните совмещение вида слева и профильного разреза.
Делаем копию 3D и вырезаем на копии ¼ часть. Сохраняем 3D модель с вырезом и передаем её аналогично предыдущей модели на чертеж.
Оформляем чертеж в соответствии с требованиями ЕСКД.
Проанализировав чертежи, которые сделали обучающиеся на олимпиаде по инженерной графике, пришла к следующим результатам: 90% студентов выполняли чертежи вручную, и как следствие чертежи не обладают необходимой «гибкостью», тяжело редактируемые
Теперь перейдем ко второй цели нашего мастер-класса - корректность критериев оценки работ обучающихся.
На областной олимпиаде по дисциплине «Инженерная графика» выставляются следующие критерии к чертежам:
Правильность выполнения третьего вида модели по двум заданным.
Правильность выполнения простых разрезов и совмещения половины вида и половины разреза.
Правильность выполнения модели с вырезом передней четверти в изометрии.
Полнота освоения приемов выполнения графических изображений средствами машинной графики (программы Автокад, Компас)
Рациональность распределения времени на выполнение чертежа.
Правильность оформления графической работы в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД и СПДС:
Начерчена форматная рамка, все цифры и буквы чертежа выполнены в соответствии с применением шрифтов чертежных.
Изображения чертежа размещены на поле листа рационально и гармонично.
Правильно начерчены и правильно используются линии чертежа, проставлены необходимые размеры.
Аккуратность и опрятность выполнения графической работы.
Все критерии сформулированы верно, но:
Когда студент создает документ с помощью средств компьютерной графике как можно проверить пункт №6 в полном объеме;
По окончании создания чертежа от обучающих на олимпиаде требуют сохранять чертеж в формате pdf, тогда возникает вопрос, как можно проверить пункт №4, если все связи КОМПАС-3D и КОМПАС-График уничтожаются и тогда проверить, как создан документ вручную или с помощью 3D модели не возможно и оценить полноту освоений знаний нельзя.
Тогда мы приходим к следующим выводам: если мы хотим проверить все критерии необходимо пересматривать этапы проведения олимпиады.
Но также необходимо обращать внимание на грамотное создание документов в КОМПАС-ГРАФИК и при выполнении ВКР, что для ряда студентов это будет существенно усложнять выполняемую работу.
Рефлексия и подведение итогов (3 мин)
Участники мастер-класса делятся своими впечатлениями по теоретической и практической части мастер-класса. На данном этапе организуется дискуссионная беседа по результатам совместной деятельности, оцениваются основные проблемы, с которыми может столкнуться обучающийся при выполнении продемонстрированного навыков, делаются выводы.
Автор мастер-класса предлагает вопросы для обсуждения.
Была ли актуальной и полезной для вас информация мастер-класса?
Какие требования выходят на первый план для конструкторской документации, созданной с помощью средств машинной графики?
Заключительное слово.
Проведенный мастер-класс свидетельствует, что очень важно грамотно разрабатывать конструкторскую документацию, для того чтобы в совокупности модули, которые входят в САПР всего предприятия работали без перебоя и грубых ошибок. Студенты, овладевшие умениями и навыками, создания чертежа на основе 3D модели, расширят границы своих профессиональных компетенций. Участники мастер-класса могут использовать приобретенный опыт в своей педагогической практике.