МАСТЕР-КЛАСС
для учителей начальных классов
«Средства формирования функциональной грамотности
у обучающихся начальной школы»
Автор:
учитель начальных классов,
руководитель РМО учителей начальных классов
Яблокова Надежда Анатольевна
Цель: создание оптимальных условий, позволяющих участникам мастер-класса за короткое время изучить представленный опыт в собственной практике.
Задачи:
Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами и методами работы;
Показать практическую значимость использования данных приёмов работы на практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта.
Результаты обучения: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Категория участников: учителя начальных классов Угличского МР
ПЛАН
проведения районного мастер-класса
для учителей начальных классов
№ п/п | Мероприятие |
1. | Организационный этап |
| Вступление |
2. | Теоретическая часть |
2.1 | Приём «Предположение» |
2.2 | Сообщение: «Средства формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы» |
2.3 | Составление таблицы «Логические приемы» |
3. | Практическая часть |
3.1 | Применение различных приёмов, методик для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе. |
3.2 | Рефлексия. |
4. | Заключительная часть |
4.1 | Обсуждение, дискуссия |
4.2 | Подведение итогов мастер-класса |
Организационный этап
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Когда вы заходили в класс, то каждый из вас выбрал карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; желтый – познание истины; синий - душевный подъем. Я надеюсь, что именно с таким настроением вы сегодня пришли к нам в гости. Карточки вам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединение в группы).
Вступление
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Средства формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы».
Слайд 2
Цель:
-ознакомление слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе у младших школьников;
-создание оптимальных условий, позволяющих участникам мастер-класса за короткое время изучить представленный опыт в собственной практике.
Слайд 3
Задачи:
1. Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами и методами работы;
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы на практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
3. Организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта.
Слайд 4-5
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком о «функциональной грамотности школьников».
Теоретическая часть
Слайд 6
Приём «Предположение»
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске (несколько предположений озвучить).
Слайд 7
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
Слайд 8
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Слайд 9
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями: ИЗУЧАТЬ, ИСКАТЬ, ДУМАТЬ, СОТРУДНИЧАТЬ, ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО.
Слайд 10
Содержание функциональной грамотности:
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Слайд 11
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Таблица 1. Логические приемы
Уровень | Примеры заданий |
1.знание | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. понимание | Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. использование | Применить, проиллюстрировать, решить |
4. анализ | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. синтез | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) |
6. оценка | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Слайд 12
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление?
Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое:
-развить речь,
-аналитико-синтетические способности,
-развить память и внимание,
-развить фантазию и воображение,
-пространственное восприятие,
-развить моторную функцию,
-способность контролировать свои движения,
-а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность.
Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Слайд 13
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Критическое мышление
Глобальные компетенции
Слайд 14
Содержание функциональной грамотности делится на компоненты:
- интегративные (читательская грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, социальная грамотность);
- предметные (языковая грамотность, литературная грамотность, математическая грамотность. естественнонаучная грамотность)
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности
Интегративные компоненты | Предметные компоненты (предметы учебного плана) |
Читательская грамотность | Литературная грамотность |
Коммуникативная грамотность | Языковая грамотность |
Информационная грамотность | Математическая грамотность |
Социальная грамотность | Естественно-научная грамотность |
Рассмотрим составляющие функциональной грамотности:
- читательская грамотность – мотивация к самостоятельному чтению; овладение смысловым чтением текстов разного типа чтения; способность работать с информацией, представленной в тексте любого вида; способность к творческой деятельности на основе текста.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения в начальной школе уделяется самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- коммуникативная грамотность - предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- социальная грамотность – готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в т.ч. чрезвычайных; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию; наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
- естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
· финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
· креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
· глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Практическая часть
Слайд 15
Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.
Все методы, используемые мной, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
Выполняя предложенные мной несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. То есть, получим продукт нашей совместной деятельности.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».
Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Слайд 16
Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
У нас необычная научная лаборатория под названием «Функциональная грамотность». Представьте себя научными сотрудниками этой лаборатории. Сегодня мы будем использовать полученные знания, умения и навыки. Я ваш научный руководитель нашего проекта.
Работа в группах
(участники групп выполняют задания, после каждого подводят итог и открывают пазл-компонент функциональной граммотности).
Слайд 17
ПАЗЛ №1. «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 1
Приём «Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях»
Задание: Реши задачу? Подобрав подходящую формулу для решения.
a x b
a + b
(a + b) x 2
a + b + a + b
Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина | Ширина | Формула, решение |
| | |
Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина | Ширина | Формула, решение |
| | |
(Первая группа выполняет первое задание и делает вывод)
Задания для группы 2.
Карточка 1
Приём «Закономерности»
Задание: Проследите за тем, как изменяется расположение фигур в первых трех квадратах. Заполните пустые клетки. Объясните, на основании чего вы это сделали.
(Вторая группа выполняет первое задание и делает вывод)
Задания для группы 3.
Карточка 1
Приём «Задачи с недостающими данными»
Задание: Решите задачу.
Мальчику купили игрушки: мишку и машину. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе мишка и машина?
(Третья группа выполняет первое задание и делает вывод)
-К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? (К математической грамотности).
Слайд 18
-Отсканируйте QR-код и узнаете правильный ответ.
Слайд 19
-Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Математическая грамотность»)
Вывод: математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Слайд 20
ПАЗЛ №2. «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 2
Приём «Толстые» и «Тонкие» вопросы»
Задание: Изучите материал. Составьте к тексту по 3 вопроса, используя приём «Тонкие и толстые вопросы» (см. таблицу)
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
"Тонкие” вопросы | "Толстые” вопросы |
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? | Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
| |
| |
| |
Задания для группы 2.
Карточка 2
Приём «Уголки»
Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Задание: охарактеризовать старика из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке…», заполнив таблицу:
Положительные черты героя | Отрицательные черты героя |
| |
| |
| |
| |
| |
Приём «Лови ошибку»
Приём для формирования грамотного письма.
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
Задание: Найдите ошибки.
Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть. весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.
Задания для группы 3.
Карточка 2
Приём «Сочинение сказок «наизнанку»
Задание: придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Читательская грамотность»)
Вывод: базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего «Государственного стандарта».
Слайд 21
ПАЗЛ №3. «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 3
Приём «Сравнение»
Задание: в приведенной ниже таблице описаны свойства трех предметов, сделанных из дерева, камня и железа.
Свойство | Предмет 1 | Предмет 2 | Предмет 3 |
Тонет ли в воде? | Да | Нет | Да |
Хорошо ли горит? | Нет | Да | Нет |
Притягивается ли магнитом? | Да | Нет | Нет |
Определите, из чего сделаны предметы.
1._______________________________
2. _______________________________
3. _______________________________
Задания для группы 2.
Карточка 3
Приём «Хорошо-плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Задание: Найдите плюсы или минусы явления природы ДОЖДЬ.
ПЛЮС | МИНУС |
Воздух станет чище и свежее | Навряд ли получится погулять на улице |
| |
| |
| |
| |
Задания для группы 3.
Карточка 3
Приём "Займись синтезом"
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
Чем пахнет слово "Родина"?
Каково на ощупь число 7?
Какой вкус у сиреневого цвета?
Какая форма у среды (как она выглядит)?
Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Задание: придумать 5 вопросов.
К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Естественно-научная грамотность»)
Вывод: естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни. Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Слайд 22
ПАЗЛ №4. «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 4
Приём «Смекалка»
Задание: ответь на вопросы.
1.Какой самый любимый продукт детей, который говорят экономисты: «есть возможность продать картошку по цене одного килограмма»?
(Чипсы.)
2.Какую страну называют «банкиром» всего мира?
(Швейцария.)
3.Coca-Cola по отношению к Pepsi-Cola - это ... Кто? (Конкурент.)
Приём «Верные утверждения»
Задание: выбери верные утверждения к каждому рисунку.
В кошельке находятся только рубли;
В кошельке находятся купюры и монеты;
В кошельке находятся только монеты;
Все купюры по 1000 р.;
В кошельке лежит монета 5 р.;
В кошельке находится 2 618 р.
Задания для группы 2.
Карточка 4
Приём «Доскажи словечко»
1)На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
2) Коль работал круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Приём «Соответствия»
Задание: Определи, кто из изображенных на рисунке людей получает:
Задания для группы 3.
Карточка 4
Приём «Решение жизненных задач»
Задание: Заполните таблицу «Доходы и расходы».
Определите, к какому виду относится бюджет семьи, пользуясь подсказкой.
Подсказка:
Семья Петровых
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы - 1200 рублей, на оплату жилищно - коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.
Доходы | Расходы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Итого | Итого |
Вывод:_______________________________________________________________________
К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Финансовая грамотность»)
Вывод: финансовая грамотность для младшего школьника – это умения пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах. Приобщение учащегося начальной школы к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной педагогике.
Слайд 23
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения?
(В сбербанке, дома под подушкой, закопать в огороде)
Рефлексия
Слайд 24
- У вас на столах лежат банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги были использованы. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.
-Кому мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.
-А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.
-Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса.
Слайд 25
- Вот мы и получили готовый продукт нашей работы – функционально грамотную личность.
Заключительный этап.
Слайд 26
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Прослушав мастер класс по функциональной грамотности учащихся, проработав задания на практике, я думаю, что вы, коллеги, изменили свой взгляд на работу по формированию функционально грамотной личности, и научились правильно подбирать задания, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни.
Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
Слайд 27
Я часто сравниваю своих учеников с цветами. Им необходим уход, полив, тепло, свет, забота, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая свои цветочки, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, эти цветы вырастают в красивые, достойные восхищения, а мы получаем образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей, которыми в дальнейшем гордимся.
Слайд 28
Пожелание
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 29
Благодарю за продуктивную работу, коллеги! Всем творческих успехов!
Рекомендуемая литература
1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б.
Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы
развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции.
- 2020. - С. 49-51.
2. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т.С. Алхатова, А.В.Семкин, Б.Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66.
3.Вендина А.А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. No 2. –Новосибирск: СибАК, 2016. –С. 30-35.
4. Джолайн Годфри. Как научить ребенка обращаться с деньгами. — М.: издательство «добрая книга», 2009. — 224 с.
5. Савельева С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: учебное пособие. – Коломна: Коломенский государственный 5. грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научнометодическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
6. Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования
функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые
педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической
конференции. - 2020. - С. 14-16.
7. Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамотности у
младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К.Стулова // Социальные
и педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 124-127.
8. Черкай С. «Обучаем детей финансовой грамотности».
9.Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках
русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология:
перспективы развития : сборник материалов VIII Международной научно-практической
конференции. - 2019. - С. 21-23.