Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76» Ленинского района г. Саратова
МАСТЕР -КЛАСС
” Сторителлинг- как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста “
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №76» Абдрахманова Алия Хаметулловна
«Сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй»
Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории
Задачи:
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• наглядно мотивировать поступки героев; сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников; • облегчить процесс запоминания сюжета
Три вида педагогического сторителлинга
В классическом сторителлинге- реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).
Активный сторителлинг- в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй
Виды сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста
• Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить.
• Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию.
• Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает
. • Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами
Структура создаваемых историй
1. Вступление (короткое, постановка вопроса, обозначение проблемы, которые должны вызвать у слушателя интерес) Вступление, как правило, должно быть коротким и связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории
- Развитие события Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряжённее
3 . Кульминация Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4. Заключение Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль
Наиболее важные моменты при создании истории
• Учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития
• В истории должен быть определенный персонаж или герой.
• У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях.
• Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
• История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.
Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать
- ООД с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия на тему «Какого цвета море»
Игра с «кубиками историй»
- Игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок на кубике – это захватывающий неожиданный поворот повествования.
Результаты после использования сторителлинга
1. Интерес детей к сторителлингу очень высокий, каждый хочет быть на месте составителя истории.
2. Через составление историй речь некоторых детей обогатилась, больше стали применять прилагательные, в том числе и выдуманные, объясняя их значения.
3. Дети стали активнее на других занятиях (речевой поток, сказанные поочерёдно фразы в процессе создания истории переносятся на поочерёдные ответы на других занятиях).
4. Родители проявляют себя активными участниками образовательного процесса (сочиняют истории дома.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!