СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс сценарии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс сценарии»

Областной дистанционный конкурс методических разработок

«Моя методическая копилка»




Номинация: «Урок (учебное занятие)»


Тема интегрированного урока по дисциплинам «Химия» и «Электротехнические материалы» с использованием элементов полиязычия:

Тақырып: «Металдар қасиеттері»

Theme: Properties of metals
Тема: «Свойства металлов»


Преподаватели: Задумина Н.В., преподаватель специальных дисциплин;

Ершова И.П., преподаватель химии и биологии.

Восточно-Казахстанская область,

Глубоковский район,

п. Верхнеберезовский,

КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО























Аннотация


Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики

Карпенко ТВ


В связи с обновлением содержания образования в Республике Казахстан перед учебными заведениями среднего профессионального и начального профессионального образования стоит задача модернизации комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса, как условие подготовки конкурентно - способного специалиста. Сформировать конкурентно – способную личность возможно только через компетентность. Компетентностный подход в обучении связан с необходимостью непрерывного образования и самообразования молодых людей, овладение новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группе. Формирование учебно-познавательных компетенций - ключевой момент новых образовательных стандартов. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в жизненной практике. Одной из ключевых компетенций студента является учебно-познавательная компетенция.

Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности студентов в колледже.

Осуществляется оно по двум основным направлениям:

• содержание учебного предмета;

• определённая организация познавательной деятельности.

Компетентность достигается в интеграции всех дисциплин, изучающихся при получении конкретной профессии или специальности. Одной из форм реализации межпредметных связей являются бинарные уроки как наиболее интересные в рамках интегрированной образовательной технологии.

Поэтому в своей работе мы стараемся, чтобы студенты не только получили профессионально - техническое образование, но и обладали знаниями и умениями для полноценного функционирования в обществе, стали компетентными специалистами в своей профессии.

Для формирования учебно – познавательных и профессиональных компетенций мы проводим интегрированные уроки по химии и электротехническим материалам. Представленный ниже интегрированный урок направлен на развитие у студентов коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, что позволяет научить их поиску и отбору информации, публично выступать, ставить вопросы, и находить на них ответы, организует деятельность обучающихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий в чистом виде.

Методическая разработка предназначена для преподавателей с целью обмена опытом по методике проведения интегрированного урока.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Квалификация: «111504 2 – Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Курс: 2

Группа: 2ЭМ-20

Междисциплинарная интеграция: химия, физика, электротехнические материалы

Тема: Свойства металлов

Тип урока: комбинированный, интегрированный. 

Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, взаимопроверка.

Овладение студентами общими компетенциями:



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Формируемая профессиональными компетенция:

Выполнять отдельные работы по монтажу электрооборудования

Литература:


Электроматериаловедение: учебник для нач. проф. образования / Л. В. Журавлева. - 8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.-352 с.

КГУ «Глубоковский технический колледж»


План учебного занятия

Тема: «Свойства металлов»


Наименование модуля /дисциплины: ПМ07 «Выполнение работ по монтажу электрооборудования», дисциплина: «Электротехнические материалы»

Подготовили педагоги: Задумина Н.В.-преподаватель специальных дисциплин, Ершова И.П.-преподаватель химии.

"11" февраля 2022 года

1. Общие сведения

 Курс, группы: 2 курс, группа 2ЭМ-20

 Тип занятия: интегрированный урок

2. Цель:

Определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве

Задачи:

Объясняет виды, свойства и области применения основных электротехнических материалов, используемых в производстве.

Объясняет характеристики электротехнических материалов

Классифицирует основные электротехнические материалы по физико - механическим и электрическим характеристикам

Систематизирует основные характеристики электротехнических материалов.

3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

Определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве

Классифицировать свойства металлов и сплавов

Объяснять методы измерения параметров и определения свойств материалов

Систематизировать основные электрические, механические и тепловые свойства материалов

4. Необходимые ресурсы: периодическая система, проектор, компьютер, презентационный материал, наборы металлов (железо, медь, алюминий)

5. Ход занятия


Время / этапы урока

Деятельность учителя

Каким образом я достигну целей обучения?

Деятельность учащихся

Оценивание

(метод/ прием/ техника/ стратегия)


Способы дифференциации

(какую дополнительную поддержку вы планируете оказывать?/ какие задачи вы будете ставить перед более способными учащимися?)

Начало урока

5 мин



















Организация урока:

Приветствуют студентов, эмоционально настраивая их на урок, проверяют готовность к уроку. Создание рабочей обстановки.

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный – урок, на котором мы повторим химические и физические свойства металлов дисциплины «Химия» и изучим механические и технологические свойства металлов дисциплины «Электротехнические материалы»

Приветствуют преподавателей, проверяют свои рабочие места, настраиваются на работу.




Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

Постановка цели и задач совместно со студентами, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, воспроизведение материала.

Презентационный материал, слайды 1,2,3

Ребята! Нам необходимо разделить группу на 4 команды.

Каждая команда получит маршрутные листы и выберет себе спикера (приложение)

После каждого задания спикер команды будет отмечать в маршрутном листе этапы прохождения урока, поэтому оценки за работу будут выставлять не только преподаватели, но и спикеры команд, а также вы сами сможете объективно оценить свою работу!

Делит группу на команды, выдает маршрутные листы для студентов. Каждый экипаж выбирает себе спикера (студента, имеющего прочные знания по предмету). После каждого задания студенты отмечают в маршрутном листе этапы прохождения урока

Восприятие темы урока путем совместной постановки цели и задач

Полная готовность группы, быстрое включение в деловой ритм.

Активизация обучающихся.

Формулирование темы и целей урока.


Устное

Презентация

Группирование

Темп

Актуализа-ция знаний

15 мин



Преподаватель химии:

Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в колледже, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. С древних времён по средние века были известны только семь металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), Луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Cu).

Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», – и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются металлы. Само слово «металл», по-видимому, происходит от греческого «металлон», что означает «шахта», «копи». Вот и в нашем поселке Верхнеберезовском, Глубоковского района, Восточно-Казахстанской области есть местечко, где разрабатывались чудские копи. На месте чудских копий в 1730 году штейгер Иван Чупоршнев открыл Березовское месторождение и основал Верх-Березовский рудник – первый поселок на Рудном Алтае. Где в последствии были организованы предприятия по добыче цветных металлов.

Не зря в истории человечества выделяют века: каменный, медный, бронзовый, железный. Почему именно в таком порядке? И в каком веке мы живем? Я предлагаю принять участие в небольшой исторической экскурсии «Из истории открытия металлов».

Учащиеся представляют мини-проекты «Из истории открытия металлов»

(приложение 1)

Формативное оценивание «Словесная похвала»


Презентация

Группирование




Физические свойства:

- учебный диалог

По последним сведениям в Периодической системе Д. И. Менделеева насчитывается уже более 128 химических элементов, из них - 22 неметалла, остальные элементы – металлы.

  1. Какое место в Периодической системе занимают металлы?

  2. Что общего в строении атомов металлов?

  3. Какой вид химической связи у металлов? Поясните.

  4. Какой тип кристаллической решётки характерен для металлов?

Задание: Из перечня предложенных свойств (Приложение 2), выберите свойства, характерные для металлов и проранжируйте их:

а) общие физические свойства металлов;

б) отличительные физические свойства металлов.

Составьте кластер.

Защита групповой работы по схемам, изображенным на ватмане.

Дескрипторы:

  • определяют расположение металлов в ПСХЭ и объясняют причины;

  • объясняют общее в строении атомов металлов;

  • объясняют вид химической связи в металлах;

  • объясняют тип кристаллической решетки в атомах металлов;

  • объясняют общие и специфические физические свойства металлов.










Отвечают устно на вопросы








Работают в группах

Формативное оценивание «Словесная похвала»
















Заполняют маршрутные листы

Диалог и поддержка


















Группирование

Темп

Химические свойства:

Прием ТРИЗ «Я БЕРУ С СОБОЙ…..»

Вам необходимо по тонкой жердочке перенести на другой берег реки только те вещества, с которыми будут вступать в химическое взаимодействие металлы. Если вы взяли лишние вещества – это означает, что вы упали в реку. Итак, кто же останется сухим!

«Я беру с собой …»

Na

S

H2O

Pb

O2

Al

CuSO4

HNO3

P

HCl

C

SO2

H2SO4

Fe

Cs

Cu

Составьте уравнения возможных реакций с любым металлом по вашему выбору.

Защита групповой работы.

Дескрипторы:

  • объясняют химические свойства металлов;

  • составляют уравнения химических реакций, выражающих общие и специфические свойства металлов;

  • объясняют понятие «коррозия» металлов;

  • определяют способы защиты от коррозии металлов.

Работают в группах
















Формативное оценивание «Словесная похвала»
















Заполняют маршрутные листы

Группирование

Темп

Презентация

Диалог и поддержка

Основная часть

35 мин


Преподаватель специальных дисциплин

Положительный настрой –комплимент друг другу

Первичное усвоение новых знаний.

Ребята!

Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в колледже, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом.

Повернули выключатель на стене – и тончайшая пружинка из вольфрама наполнила комнату светом.

Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов, химические и физические свойства которых вы вспомнили из курса химии в начале урока.

Теперь нам с вами необходимо изучить

механические и технологические свойства металлов (презентационный материал, слайд 4)

Эпиграфом к нашему уроку хочу взять слова Д.И. Менделеева «Мощь и сила науки- во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества» (слайд 5)

Ваша рабочая квалификация электромонтер связана с энергетикой.

Назовите металлы, которые наиболее часто применяются в энергетике?

(слайды 6, 7)

Рассмотрим механические свойства металлов (презентационный материал, слайды 8-25)

Дескриптор:

Объясняет характеристики электротехнических материалов

Проявлять интерес к новым знаниям, понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить

Формативное оценивание «Словесная похвала»

Группирование

Темп

Презентация

Диалог и поддержка

Источники информации


На уроке используется информация с учетом различных типов восприятия информации

Первичная проверка понимания

(презентационный материал, слайды 26, 27)

«Проверьте себя!»

«Заполните таблицу соответствия»

Дескриптор:

Объясняет характеристики электротехнических материалов


Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий

Формативное оценивание «Словесная похвала»

Группирование

Темп

Презентация

Диалог и поддержка

Первичное усвоение новых знаний

Технологические и эксплуатационные свойства металлов (презентационный материал, слайды 28-35)

Заключение:

Сейчас у металлов имеется очень серьёзный «конкурент» в виде продуктов современной химии – пластмасс, синтетических волокон, керамики, стекла. Но ещё многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в развитии всех областей его жизнедеятельности.

Дескриптор:

Объясняет характеристики электротехнических материалов

Классифицирует основные электротехнические материалы по физико - механическим и электрическим характеристикам

Проявлять интерес к новым знаниям, понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить

Формативное оценивание «Словесная похвала»

Группирование

Темп

Презентация

Диалог и поддержка

Источники информации


На уроке используется информация с учетом различных типов восприятия информации

Осмысление и усвоение новых знаний, используя презентационный материал, слайды 36, 37

«Проверьте себя!»

«Заполните таблицу соответствия» (слайд 38)

«Кейс – ситуация» (слайды 39, 40)

Дескриптор:

Классифицирует основные электротехнические материалы по физико - механическим и электрическим характеристикам

Систематизирует основные характеристики электротехнических материалов.

электротехнических материалов.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Формативное оценивание «Словесная похвала»


На этапе осмысления студенты оцениваются по критериям, которые позволяют оценить навык объяснять и анализировать информацию

Группирование

Темп

Презентация

Диалог и поддержка

Физкультми-нутка.

5 мин

Встаньте!

Задвиньте стулья, чтоб они вам не мешали.

Вы - электрические проводники. По моей команде студенты 1 ряда должны соединиться в последовательную цепь, используя провода-руки, а студенты 2 ряда- в параллельную. Разомкните свою цепь. Садитесь! (презентационный материал, слайд 41)

Активные действия студентов


Темп

Конец урока


30 мин.




























































Информация учащихся о домашнем задании.













Подведение итогов

Рефлексия

Организация, обсуждение, контроль и коррекция командного задания (презентационный материал, слайды 42, 43)

Приложение 3

Дескриптор:

Объясняет название химических элементов на казахском, английском и русском языках.


Осмысление и усвоение новых знаний, используя раздаточный материал.

Работают в командах.

Заполняют маршрутные листы

Ресурсы

Темп

Результат

Диалог и поддержка


На этапе закрепления материала студенты объединяются в группы на свое усмотрение, выбирая подходящий уровень воспроизведения учебной информации: знания, понимания и применения (анализ терминов, понятий, схем)

Организация, обсуждение, контроль и коррекция командного задания

“Загадочная пауза”

Приложение 4

Дескриптор:

Систематизирует основные характеристики электротехнических материалов

Командное выполнение заданий

Заполняют маршрутные листы

Ресурсы

Темп

Результат

Диалог и поддержка


На этапе закрепления менее способным студентом предлагаются различные подмостки

Организация, обсуждение, контроль и коррекция командного задания

(презентационный материал, слайды 44, 45)

Приложение 5

Дескриптор:

Систематизирует и объясняет виды, свойства и области применения основных электротехнических материалов, используемых в производстве на казахском, английском и русском языках.

Командное самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Заполняют маршрутные листы

Ресурсы

Темп

Результат

Диалог и поддержка


На этапе закрепления материала студенты объединяются в группы на свое усмотрение, выбирая подходящий уровень воспроизведения учебной информации: знания, понимания и применения (анализ терминов, понятий, схем)

Работа в командах по составлению кластеров:

Группа №1 - Физические свойства металлов

Группа №2 – Механические свойства металлов

Группа № 3 - Химические свойства металлов

Группа №4 – Технологические свойства металлов

Защита групповой работы по схемам, изображенным на ватмане.

Дескриптор:

Объясняет характеристики электротехнических материалов

Классифицирует основные электротехнические материалы по физико - механическим и электрическим характеристикам

Работают в команде, составляют кластер.

Защита

результата совместной работы, обсуждение допущенных ошибок.

Студенты дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Формативное оценивание «Словесная похвала»

Результат

Диалог и поддержка

Знакомство с металлургическими предприятиями города Усть-Каменогорска (фотографии предприятий)

Знакомятся с металлургическими предприятиями


Ресурсы

Темп

Результат

Диалог и поддержка

Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (презентационный материал, слайд 46)

Подготовить презентацию:

«Металлургические предприятия города Усть-Каменогорска»

Составить кроссворд по теме: «Свойства металлов»

Электроматериловедение

Учебник, стр.34-43, материал лекции

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Записывают д/з, уточняют инструкцию по выполнению.




Подводит итог урока, предлагает заполнить спикерам команд маршрутные листы.

Оценки за работу на уроке выставляли не только преподаватели, но и спикеры команд, и сами обучающиеся смогли себя объективно оценить.

Подведение итогов своей работы, анализ, что удалось, а что осталось для самостоятельной проработки (приложение 6, презентационный материал, слайды 47,48,49,50)








Индивидуальные выступления учащихся

Заполняют маршрутные

листы. Прослушивают итоги урока.

Дать студентам заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения


Формативное оценивание «Словесная похвала»

Студенты дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей по маршрутным листам)


Оценивание

Результат

Темп

Выводы









Приложение 1

Мини-проекты: «Из истории открытия металлов»


Выступления учащихся


1 Студент

История открытия металлов своими корнями уходит в глубокую древность. Человеку были известны семь основных металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», потому что они применялись человеком до изобретения письменности. Наверно, человек познакомился впервые с теми металлами, которые в природе встречаются в самородном состоянии. Это золото, серебро, медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека, когда он научился добывать их из руд с помощью огня. Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли не только металлы, но и их сплавы.


2 Студент

На смену каменному веку пришел медный век. Это было три-четыре тысячи лет назад до нашей эры. История цивилизаций древнего Египта, Греции, Вавилона неразрывно связана с историей металлов. В египетских гробницах, сооруженных за 1500лет до н.э., найдена ртуть, а самые древние предметы из железа имеют возраст 3,5 тысячи лет. Из серебра, золота чеканили монеты, которые являлись, как и сейчас мерой стоимости товара. Самородная медь часто встречается в природе. Она легко обрабатывается, поэтому предметы из меди быстро сменили каменные орудия. Например, одно из чудес света пирамид Хеопса, сложенная из 2 миллионов 300 тысяч камней весом каждая по 2,5 тонны каждая, была сооружена с помощью инструмента, изготовленного из камня и меди. Но однажды, при выплавке меди человек использовал не чистую медь, а руду, содержащую одновременно и медь, и олово. Так появился первый сплав меди и олова бронза, который по твердости превосходил свои компоненты.


3 Студент

Наступил бронзовый век. Это был конец 4 начало 1 тысячелетия до н.э. Из бронзы начали изготовлять оружие и различные декоративные изделия. У египтян, ассирийцев литье из бронзы достигло самого высокого развития. В 7 веке до нашей эры были разработаны способы отливки статуй из бронзы. Над входом в гавань Родоса возвышается 32 метровая бронзовая статуя Колосса Родосского, великолепные скульптуры «Медный всадник» в Санкт- Петербурге, Царь колокол, царь пушка в Москве, красноречиво свидетельствует о том, что бронза остается одним из важнейших материалов скульпторов.


4 Студент

Бронзовый век процветал, но настало время, когда на смену ему пришел железный век. Это было первое тысячелетие до нашей эры, но произошло это тогда, когда человек смог поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540 градусов, т.е. до температуры плавления железа. Наступил железный век, который длится и по сей день. Первые изделия из железа были низкого качества, имели плохую механическую прочность. И только тогда, когда первые металлурги открыли способ изготовления из железных руд чугуна и стали более прочных материалов, чем само железо, началось широкое распространение этого металла и его сплавов, стимулировавшие развитие человеческой цивилизации. Изменилась и стоимость железа. В 9-7 веках до нашей эры этот металл ценился дороже золота.




























Приложение 2

Физические свойства металлов


Задание: Из перечня предложенных свойств, выберите свойства, характерные для металлов и проранжируйте их:

а) общие физические свойства металлов;

б) отличительные физические свойства металлов.

Составьте кластер.



Высокая электропроводность


Металлический блеск

пластичность

Окраска



Температура плавления

Твердые вещества



Запах



Плотность

Жидкие вещества

Растворимость в воде


Твердость


Плохие проводники электрического тока

Высокая теплопроводность


Газообразные вещест ва

Ковкость

Хрупкие


Ковкие


Имеют запах



Не имеют запах



Вязкие


Магнитные свойства






Приложение 3


Необходимо назвать химический элемент на казахском, английском и русском языках



Химический элемент (термин)

Казахский

English

Русский

Ag




Cu




Al




Fe


































Приложение 4


Необходимо дать правильный ответ (карточки с химическими элементами)


К группе черных отношусь,

В тяжелой металлургии – главный.
Своею ролью я горжусь –
В эритроцитах содержусь

(железо)

Царем металлов меня считают
И благородным называют,

Пленяю всех блестящей желтизной,
Ничто не сравнится с моей красотой
(золото)

Свободный – я красный,
В растворах солей – голубой,
В сельском хозяйстве я встречусь с тобой,
Мягко и быстро коваться могу.
Чтобы меня угадать,
Состав малахита и бронзы надо знать.
(медь)


 Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:


Не все то аурум, что блестит (не все то золото, что блестит)

Феррумный характер (железный характер)

Слово - аргентум, а молчание – аурум (слово-серебро, а молчание – золото)

За купрумный грош удавился (за медный грош удавился)

















Приложение 5


Необходимо сформулировать вопрос и ответ на казахском и английском языках


Таблица 3

Казахский

English

Русский



Самый электропроводный металл?




Самый распространенный металл?




Самый используемый металл в мире?




Металл, широко используемый в энергетике?


























Приложение 6

1.На уроке я работал

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

интересным

скучным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

полезен

бесполезен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

8. Я считаю, что заработал оценку -

9. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!