СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Технология эвристического обучения»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для проведения в рамках краевой инновационной сесии "Профессиональный Рост педагога на секции учителей истории и обществознания «Технология

эвристического обучения»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Технология эвристического обучения»»

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №31 п. Ксеньевка Могочинского района Забайкальского края

Гаврюшева Галина Сергеевна

Вступление:

В последние годы постоянно говорят о том, что современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений – т.е. человека нового поколения.

ФГОС ООО:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

(«портрет выпускника основной школы»):

• любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы



Таким образом получается, что: несмотря на то, что в явном виде в стандартах не прописаны требования к работе по самореализации ученика, все эти требования заложены в предметное и метапредметное содержание. Независимо от того предмета, который ведет учитель, формируя УУД, тем самым он (учитель) формирует жизнь и деятельность ученика в целом, отношение его к жизни и самореализацию его в жизни.

Это относится как к начальной школе, так и к средней и старшей. Нельзя «оторвать» учение от воспитания (все это знают и понимают). И нельзя «вменить в обязанность» воспитание только классному руководителю. Для меня этот вопрос стоит очень остро так как в мои обязанности входит работа заместителя директора по ВР.

Но встает вопрос: каким образом учителю-предметнику заниматься еще и воспитательной работой? И как строить урок, чтобы УУД на разных предметах (история, математика, химия, русский язык, технология…) приводили к тому результату, который описан в «модели выпускника»?

Как, например, формируя когнитивные (познавательные) УУД на уроке алгебры при изучении темы «Интегралы», формировать у ребенка любовь к Отечеству, уважение к закону и осознание здорового образа жизни? Или надо разделять: любовь к Отечеству пусть воспитывают учителя истории и обществознания, здоровый образ жизни – учителя физкультуры и ОБЖ, правила экологической безопасности – учителя биологии и химии, а осознание важности образования, ценностей человеческой жизни, уважение к другим людям – классный руководитель?

Но в таком случае получается отвержение представления о единстве мира и опять, как и в старых стандартах, каждый учитель-предметник будет ставить целью «научить детей запоминать и применять на уроке формулы и правила». И самореализовываться в жизни человек будет с учетом принципа «забудьте все, чему вас учили в школе».

Логичен вопрос – зачем нужна школа? _____________________ формирование УУД (Л, П, Р, К)

Заполним в схеме _______________

На самом деле ответы скрыты в самих вопросах. Чтобы их найти, надо преобразовать свой урок из «дательного» в «творительный» (скорее в «со-творительный»). С точки зрения человекосообразного образования такой урок – это урок эвристический.

Представляя Технологию эвристического обучения как один из методов рождения знаний на уроках нельзя не остановится на личности Андрея Викторовича Хуторского

Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии образования, академик Международной педагогической академии и Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского. Андрей Викторович занимается практикой дистанционного обучения с 1989 года, Эвристический стиль мероприятий является «Визитной Карточкой» - центра Эйдос.

В Основы образования человека (А.В. Хуторской)

  • Образование – процесс и результат образоВЫвания человека, деятельность ученика по созданию образовательных продуктов

  • Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и к миру

  • Содержание образования – среда для самореализации человека

  • Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика

  • Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса

Образовательные цели человека (А.В. Хуторской):

  • Познание (мира и себя)

  • Созидание (мира и себя)

  • Взаимодействие (с миром и собой)

  • Организация (деятельности)

  • Самореализация (миссия)

К основным методам эвристического обучения относят: когнитивные, оргдеятельностные и креативные.

К часто используемым учителями относятся конкурсы, исследования, сочинения, но мне сегодня хочется показать непосредственно применение технологии эвристического обучения на уроках истории и обществознания.

В основе эвристического урока лежит открытая образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. А подобная деятельность организуется во время выполнения эвристических заданий. Цель задания – создание учащимися нового продукта. Главный признак – открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения.

Перед вами - Примерный план эвристического урока в общем виде с описанием формируемых УУД:

Этап урока

УУД

1. Личностное целеполагание ученика

Оргдеятельностные (регулятивные), Ценностно-смысловые

2. Проблематизация

Когнитивные, Коммуникативные, Ценностно-смысловые

3. Личное решение проблемы

Креативные, Когнитивные, Коммуникативные, Оргдеятельностные (регулятивные), Ценностно-смысловые

4. Демонстрация решения

Когнитивные, Коммуникативные, Ценностно-смысловые

5. Сопоставление с культурно-историческими аналогами

Коммуникативные, Когнитивные

6. Рефлексия результата

Оргдеятельностные (регулятивные), Ценностно-смысловые

Рассмотрим примеры выполнения учащимися эвристических заданий на разных этапах урока и связанные с ними УУД, а также как связаны предметные УУД и общечеловеческий смыслы и цели ребенка.

1. Целеполагание

Задание: назови причины, почему ты хочешь изучать этот предмет (тему)

(задание выполняется в начале учебного года или в начале изучения темы).

Попробуем представить себя учащимися 6 класса, которые начинают изучать курс «История России» и впервые пришли на этот урок __________________________________________________________

Виолетта С., 6 класс: "История самый любимый мой предмет. Мои хорошие успехи приносят радость мне и моей маме. Хочу узнать про свою страну, как жили наши предки. Хочу в этом году выступить на конференции с работой по истории. Я уже писала про своего дедушку в отечественной войне – сейчас я хочу продолжить эту работу. Хочу создать портфолио своих работ. Мне это пригодится, чтобы стать журналистом" Анализ целей:

Отношение предмету – любимый предмет

Отношение к себе:

    • Цели устремления – получать радость от предмета

    • Цели саморазвития – узнать больше и заняться исследованием

    • Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать журналистом

    • Цели самоутверждения – создать портфолио

  • Отношение к другим людям – приносить радость маме

Проанализируйте свои цели ______________________________________

УУД:

  • Ценностно-смысловые – самоопределение, эмоциональное поведение, отношение к миру

  • Оргдеятельностные – постановка целей, прогнозирование результата, самооценка.

  • Коммуникативные – умение выражать свои мысли, управлять деятельностью в своих интересах и интересах своей семьи.

  • Когнитивные – структурирование знаний, получение знаний и опыта в предметной деятельности.

  • Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, создание собственного продукта.

Формирование креативности мышления подразумевает творческий подход к усвоению знаний. Основная Цель - Формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и не стандартное, что очень важно в современных быстро меняющихся условиях. Для развития креативности очень эффективными являются эвристические методы. Задание «Мишень».

2.Проблематизация

На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.

Например, при формировании логической грамотности учащихся: Для примера приведу урок логического мышления. Такой урок имеет определенную структуру, которая своими компонентами создает условия для возникновения состояний «чистого» мышления. Урок логического мышления понимается как условие открытия и переживания «чистых» состояний мышления детей. Интрига представляет собой пробуждение эвристического интереса, охватывающего всё сознание школьника, а мышление на основе воспоминания, на основе нового знания, на основе интеллектуального действия – это единый блок, состоящий из трёх микромодулей, в условиях которых возникает и развивается новая мысль.

Фрагменты урока ассоциативного мышления:

1. Ассоциативная интрига по теме «Природа и люди Древней Индии»

Учитель: «Ребята, сегодня на уроке за правильные ответы я буду давать рис. А как вы думаете, почему именно рис? (ребята пытаются предположить, высказывают свое мнение).



«С рисом связана жизнь каждого человека, его многие употребляют в пищу. Я предлагаю вам собрать кучки риса, и у кого будет самая большая – я… А что я сделаю, пока секрет»

2. Ассоциативное воспитание.

Учитель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам в начале урока побыть немного китайцами. То есть, во-первых давайте сядем, как китайцы, а во-вторых, давайте вспомним, как велел вести себя в присутствии старших великий мудрец Конфуций. Молодцы!

А вспомните, пожалуйста, чему учил Конфуций? (ответы детей) и т.д.

Раскрытие интриги. (5. Сопоставление с культурно-историческими аналогами)

Учитель: «Ребята, почему же рис был так важен в Индии? Только ли его употребляли в пищу? Оказывается, нет. Индийцы раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и мололи: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте!». (далее учитель подводит итоги урока).

В рамках уроков истории формируются и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др. Мы учителя – очень любим раздавать смайлики, улыбки, и использовать их как индикаторы настроения, усвоения знаний или рефлексии.

Мне очень нравится Использование Микромодуля интригующего образа:

Например - Тема: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»

Учитель: «Ребята, вы верите в чудеса? Говорят, что в Древнем Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (учащиеся высказывают свои предположения).

Далее учитель продолжает: Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради, получит это «счастье», изображение которого я запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы. (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны, в конце урока подсчитываются жетоны и учащемуся, который набрал наибольшее количество жетонов, вручается конверт с изображением священногожука-скарабея). Так как не все дети знают, почему этого жука почитали египтяне, в качестве дополнительного домашнего задания учащиеся могут приготовить рассказ о скарабее.

3. Личное решение проблемы

Учитель в ходе работы должен также использовать задания, требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию. Хорошим подспорьем в развитии УУД являются рабочие тетради, но в современном образовательном пространстве учитель способен комбинировать и представлятьиндивидуальные продукты своей деятельности.

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Так как мы говорим сегодня об эвристических (открытых) заданиях, то на данном этапе урока преимущественно будут формироваться коммуникативные УУД. Здесь можно использовать огромное количество методов, например Историческая реклама, Ассоциации, Три предложения, «Новый учитель», Заочная экскурсия, Письмо из прошлого, «Слайды презентации», «Творческая лаборатория» РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ и др. раскрывающие личностный потенциал учеников и изучаемую тему. Например Использование метода «ИСТОРИЯ ПО БЛОГАМ»:(История, 10-11 классы)

Таким образом, мы можем перечислить признаки Эвристического задания:

1. _____________

2. _____________

3. _____________

4. Демонстрация решения

На данном этапе происходит Демонстрация образовательных продуктов слушателей, обсуждение, сравнение с культурно-историческим аналогом (в соответствии с технологической инструкцией для учителей по подготовке и проведению эвристических образовательных ситуаций). Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.



6. Рефлексия результата

Любое дело можно считать завершенным только тогда, когда оно проанализировано. Рефлексия – это сопоставление тех целей, которые были поставлены вначале деятельности, с тем результатом, который получен, а также анализ способов, методов и средств достижения цели и преодоления трудностей.

Этот этап урока также проходит в виде выполнения эвристического задания. Вот один из примеров такого задания:

Рефлексия «Дневник моих открытий»: Заполните страничку собственного дневника открытий, который вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время участия в уроке. Благодаря чему вам это удалось?

Дайте в каждом случае оценку сделанному вами открытию с позиции его важности:

а) для вас;

б) для всех любителей и профессионалов в данной науке;

в) для всех.

Как я достиг своих целей:

• 1 цель:

• 2 цель: • 3 цель:

Подведем итоги.

«Творительный» урок – это всегда урок успеха. Успеха учителя и ученика, и, соответственно, родителей, школы и государства в целом. В качестве инструкции по планированию эвристического «творительного» урока предлагаю памятку для учителя:

1. Удивительное Начало

В начале урока необходимо сделать так, чтобы у ученика возникли интерес и непреодолимое желание узнать-сделать-достичь. Для этого нужен положительный-позитивный-доброжелательный настрой учителя и эффект неожиданного чуда-тайны-загадки.

2. Мой урок - Мой успех

Цели урока для себя ставит ученик сам исходя из той позиции, что это его урок, а не навязанный кем-то. У учителя тоже свои цели, потому что это его урок, а не чей-то.

3. Делай свое дело

Идем к цели, выполняя свои задания и создавая свои шедевры (никак не меньше). Открытость заданий - ключ к успеху. Работа на уроке состоит из разных заданий и разных видов деятельности, но главная идея - задания должны быть такими, чтобы эффект чуда, полученный в начале урока, не растворился в тянучке обыденности. То есть в любом задании ученик должен чувствовать, что это нужно, интересно и важно для него лично, для его класса, его друзей, родителей, его учителя и т.д. Когда на уроке не абстрактными понятиями оперируешь, а переводишь эту абстракцию в конкретную жизненно-важную необходимость ученика, то успех будет.

4 . Если трудно одному...

Учитель - всегда рядом. Когда ребенок идет по лестнице вверх, к своему успеху, и ему трудно идти - надо просто подать руку, поддержать. Но ни в коем случае не тащить его за руку на эту верхотуру. И еще нужно делать так, чтобы каждый ученик также спешил протянуть руку тому, кому нужна помощь.



5. Мы строили, строили и, наконец, построили

Что бы ни делали дети на уроке – всегда в итоге они обязательно создают что-то реальное, ощутимое, что можно увидеть-услышать-ощутить-понять-передать-взять с собой.

6. Сравнение, самооценка и взаимооценка

Тот шедевр, который сотворили, - сравниваем с культурно-историческими аналогами и оцениваем. Без этого нельзя. Сравниваем с мнением авторов учебников, великих ученых, известных людей современности, учителя и других людей. Оценивает сам ребенок, одноклассники, учитель - может быть по-разному, но сам - обязательно. А многим детям обязательно нужно, чтобы его работу оценили еще и другие. Объективность оценок всегда бывает очень высокая. Дети честны априори, и эту честность и объективность по отношению к оцениванию своей работы и работы других надо в них поддерживать. В любом случае, какая бы ни была работа, всегда надо находить в ней плюсы, то, что является достоинством. Это является очень хорошим стимулом для дальнейших успехов.

7. Слагаемые успеха

Рефлексия деятельности. "Разбор полетов нужен для совершенствования самих полетов".

8. Каким я вижу слона?

Конец урока должен быть не менее запоминающимся, ярким и позитивным, чем начало. И в нем должна быть в сжатой форме главная мысль, то чудо, которое ребенок сотворил на уроке, чтобы потом он об этом думал, рассказывал родителям, друзьям – всем, и радовался, и ждал следующего урока – с нетерпением.





Притча: 4 слепых подошли к слону и попытались определить, что такое слон?

1 – слон похож на дерево

2 – веревка (хвост)

3 – стена

4 – большая корзина

Человек, проходящий мимо, сказал: «Никто из вас не прав, но слон соединяет в себе все признаки, которые вы назвали».

Какова идея этой притчи ?

Вывод:

Создание целостной картины мира происходит через соединение разрозненных представлений, смысла. Из частей собрать целое. Это синтез.

Сегодня мы учимся глубоко осмысливать слово, понятие, термин с разных точек зрения, потому что деятельность современного учителя носит личностный и практико-ориентированный характер.








Памятка для учителя применяющего

«Технологию эвристического обучения»

Удивительное Начало

В начале урока необходимо сделать так, чтобы у ученика возникли интерес и непреодолимое желание узнать-сделать-достичь. Для этого нужен положительный-позитивный-доброжелательный настрой учителя и эффект неожиданного чуда-тайны-загадки.

Мой урок - Мой успех

Цели урока для себя ставит ученик сам исходя из той позиции, что это его урок, а не навязанный кем-то. У учителя тоже свои цели, потому что это его урок, а не чей-то.

Делай свое дело

Идем к цели, выполняя свои задания и создавая свои шедевры (никак не меньше). Открытость заданий - ключ к успеху. Работа на уроке состоит из разных заданий и разных видов деятельности, но главная идея - задания должны быть такими, чтобы эффект чуда, полученный в начале урока, не растворился в тянучке обыденности. То есть в любом задании ученик должен чувствовать, что это нужно, интересно и важно для него лично, для его класса, его друзей, родителей, его учителя и т.д. Когда на уроке не абстрактными понятиями оперируешь, а переводишь эту абстракцию в конкретную жизненно-важную необходимость ученика, то успех будет.

Если трудно одному...

Учитель - всегда рядом. Когда ребенок идет по лестнице вверх, к своему успеху, и ему трудно идти - надо просто подать руку, поддержать. Но ни в коем случае не тащить его за руку на эту верхотуру. И еще нужно делать так, чтобы каждый ученик также спешил протянуть руку тому, кому нужна помощь.

Мы строили, строили и, наконец, построили

Что бы ни делали дети на уроке – всегда в итоге они обязательно создают что-то реальное, ощутимое, что можно увидеть-услышать-ощутить-понять-передать-взять с собой.

Сравнение, самооценка и взаимооценка

Тот шедевр, который сотворили, - сравниваем с культурно-историческими аналогами и оцениваем. Без этого нельзя. Сравниваем с мнением авторов учебников, великих ученых, известных людей современности, учителя и других людей. Оценивает сам ребенок, одноклассники, учитель - может быть по-разному, но сам - обязательно. А многим детям обязательно нужно, чтобы его работу оценили еще и другие. Объективность оценок всегда бывает очень высокая. Дети честны априори, и эту честность и объективность по отношению к оцениванию своей работы и работы других надо в них поддерживать. В любом случае, какая бы ни была работа, всегда надо находить в ней плюсы, то, что является достоинством. Это является очень хорошим стимулом для дальнейших успехов.

Слагаемые успеха

Рефлексия деятельности. "Разбор полетов нужен для совершенствования самих полетов".


Каким я вижу слона?

Конец урока должен быть не менее запоминающимся, ярким и позитивным, чем начало. И в нем должна быть в сжатой форме главная мысль, то чудо, которое ребенок сотворил на уроке, чтобы потом он об этом думал, рассказывал родителям, друзьям – всем, и радовался, и ждал следующего урока – с нетерпением.



Примерный план эвристического урока

в общем виде с описанием формируемых УУД:

Этап урока

УУД

1. Личностное целеполагание ученика

Оргдеятельностные (регулятивные), Ценностно-смысловые

2. Проблематизация

Когнитивные, Коммуникативные, Ценностно-смысловые

3. Личное решение проблемы

Креативные, Когнитивные, Коммуникативные, Оргдеятельностные (регулятивные), Ценностно-смысловые

4. Демонстрация решения

Когнитивные, Коммуникативные, Ценностно-смысловые

5. Сопоставление с культурно-историческими аналогами

Коммуникативные, Когнитивные

6. Рефлексия результата

Оргдеятельностные (регулятивные), Ценностно-смысловые








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!