Мастер класс «Технология непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся »
Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.
- Здравствуйте те, кто уже проснулся!
- Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
- Здравствуйте те, кто способен любить!
- Здравствуйте те, кто желает творить!
-Помашите мне те, кто уверен, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки! Я тоже в это верю, итак, начнём!
Начать хочу с примера из литературы. Мы все знаем классический пример Тома Сойера (на слайде картинка), искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!
Переход на обучение по обновленным Федеральным государственным стандартам требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
(на слайде пирамида)
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.
Мы обсудим интересную, на мой взгляд, и актуальную тему. Сопряжение урочной внеурочной деятельности на уроке основного общего образования.
Современному обществу нужны личности образованные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни. Как говорил Томас Эдисон «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (на слайде высказывание).
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Развитие творческих способностей - процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно и на уроках и вовремя внеурочной деятельности.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Учеников надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы, различные формы проведения уроков, привлечение учеников к подготовке докладов, рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, рисунков к ответам, задачам, сказкам.
Большие возможности для развития творческих способностей учеников имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учеников к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе.
Большие возможности для развития творческих способностей учеников имеют внеурочные занятия. Вызывая интерес учеников к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе.
В школе я преподаю предмет технология, программу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и дополнительные общеразвивающие программы «Умелые ручки», «Выбор профессии». Работая в школе семь лет мне приходилось видеть учеников с потухшим взглядом: «В этой школе совсем нет ничего интересного». Конечно, я с этим не согласна. Учиться- это интересно (на слайде «Знания путь к успеху»)! Но как доказать это детям?
Я предлагаю вам мастер- класс «Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности».
На своих уроках я применяю технологию непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся (на слайде- название технологии и пояснение). Данная технология включает ряд приемов, которые развивают познавательный интерес учеников, способствует формированию творческих способностей.
Приведу лишь несколько примеров:
1.Фотография (на слайде одна или несколько фотографий)
Выведите на кран фотографию, которая заинтригует детей. Задайте вопрос- как вы думаете, что это?
Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет.
Интересную фотографию можно найти практически по любой теме.
Тема: «Овощи в питании человека».
Давайте попробуем вместе! Посмотрите на ту фотографию, предложите свои варианты, что здесь изображено? О чем может пойти речь? (на слайде Кудрявый пеликан- если не знают- шуточный рисунок).
Коллеги, мы принимаем участие в конкурсе «Учитель года», а это его эмблема.
2. Загадки народов мира
На просторах интернета можно найти много интересных и непростых загадок. Неплохое и запоминающееся начало уроков. Вашим ученикам будет потом, чем заинтриговать друзей и родственников. Приведу вам пример по технологии:
Что за чудо? Вот вопрос!
Угадай скорее:
Голова- но без волос,
Глазки- без бровей.
Крылья есть, но не летает,
Ведь она не птица,
А мороза и жары
Вовсе не боится (Рыба)
Тема: ________________________________________________________________
3. Познавательные задачи
(музыка из программы «Что? Где? Когда?) Представьте, что вы- ученик и вы попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Правда здорово? Именно по тому классно использовать в начале урока познавательные задачи. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.
Показать Видеоролик (Гайворонская). Задать вопрос? О какой профессии идет речь?
Профессия- ПОСТИЖЁР- занимается изготовлением изделий из волос.
Показать видеоролик (Евсевлеев) Задать вопрос? О какой профессии идет речь?
Показать видеоролик (Гапонько) Задать вопрос? О какой профессии идет речь?
4. Черный ящик (музыка, когда выносят черный ящик)
А этот таинственный прием тоже из игры «Что? Где? Когда?».
Видео
Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.
- Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из того, что находится в ящике более 8 тысяч блюд.
Предложите ваши варианты!!!! (Ответ: Яйцо). Это прием я использую при изучении темы «Блюда из яиц» (5 класс)
- Ежегодно в Китае вырубают около 2- миллионов деревьев для изготовления того, что находится в ящик»
Как вы думаете, что там? (Ответ: Палочек (для еды). Тема «Традиции разных народов мира»).
Сначала ученики высказывают свои предположения, а затем таинственный Черный ящик открывается и появляется ответ.
5. Мультфрагмент
Для этого подбираю видео, изображение, музыкальный фрагмент или песню в тему урока. Обсуждаем с детьми как услышанное ИЛИ увиденное связано с темой урока.
Давайте попробуем! Отрывок из фильма «Мишкина каша».
После просмотра задать вопрос: как вы думаете, перед какой темой можно использовать такой фрагмент?
Тема «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (6 класс)
6. Удивительный факт.
Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.
Еще один вариант, как интересно начать урок по Теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (6 класс)
Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства подкидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным!
А на уроке «Конструирование и моделирование. Поясное изделие. Юбка» (6 класс).
В прошлом у многих людей была одна юбка: «и в пир, и в мир, и в добрые люди».
По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы – на грязную, рабочую.
Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.
7. Захватывающая история.
На уроке «Материаловедение. Определение свойств материалов» рассказываю два факта:
Однажды Петр 1 остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих.
Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…
Как связать эти два факта? Ваши варианты?
Ответ: скатерть и накидки колдунов были из асбеста.
Дети очень любят такие истории!
8. Наверное, вы знаете, что примерно 70% людей- визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео.
Допустим, при изучении темы «Ремесла». Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку с гончаром и кузнецом в учебнике. Гораздо интереснее посмотреть, как работает на видео (а еще лучше- попробовать что-то слепить самому).
Показать видео
9. Предмет- подсказка
Часто школьникам бывает трудно представить абстрактные понятия. Можно принести предметы, рассмотреть их и сформулировать тему урока.
Посмотрите на эти предметы. Как вы думаете, к какой теме можно их отнести?
Взять то, что было в черном ящике на уроке ПРЕДМЕТЫ О ПРОФЕССИЯХ
Школьники часто мыслят предметно, потому это прием может быть во многих ситуациях эффективным.
10. Шифры и ребусы.
Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов моно «закодировать» любое слово, которое приведет класс к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки, и как правило, делают это легко и быстро.
Можно даже немного поиграть в Шерлока Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока.
Давайте попробуем! Перед вами ребус, который нам нужно расшифровать.
Учитель года
Спасибо за участие в моем мастер- классе. Конкурс «Учитель года» помогает нам, участникам, вдохновиться, собрать новые идеи! Невозможно, за которое время рассказать обо всех приемах, которые я использую на уроках. На моем сайте вы можете найти интересующую вас информацию (на слайде адрес сайта)
У каждого из нас своя «лестница», свой путь, и хочется сказать коллегам: «Учитель – это не профессия; это призвание, служение, судьба».
Всем мира и добра!