СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс - это руководство к процессу формирования читательской грамотности, работе над текстом на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология продуктивного чтения"»

Слайд 1 Мастер-класс

Технология продуктивного чтения, или как хорошо уметь читать!

На сегодняшний день важнейшей задачей для педагогов является освоение обучающимися умений полноценного чтения. Это эффективное восприятие и полное понимание прочитанного текста, часто «переживание» произведения искусства читателем. 

Слайд 2 Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Слайд 3 Технология продуктивного чтения (разработанная профессора Н.Н. Светловской) - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Давайте на практике рассмотрим, как это работает.

Работа делится поэтапно, на 3 блока, 4ым блоком является блок рефлексии.

Примерный ход занятия:

Слайд 4

  1. Блок до чтения.

Разобьёмся на пары и восстановим порядок слов во фразах.

-В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

(для, ласки, материнском, хватит, в, всех,сердце,на)

- Материнское сердце в детках, а детское в камне.

(в детках, детское, в, материнское, камне, сердце, детское)

Слайд 5 Чему учат пословицы?

О чём пойдёт речь на нашей встрече?

Слайд 6



  1. Блок во время чтения



Читаем текст

Ищем ответы на вопросы, подчёркиваем их, на полях помечаем номер вопроса.

Слайд 7 Вопросы:

1)Что всегда мать ожидала от отца, когда тот был жив?

2) Почему Павел отвык от матери?

3) В чём причина странного («как-то боком») движения тела матери?

4) Какими были глаза большинства женщин, живших по соседству?

5) Какой мать казалась Павлу?



Мать тяжело вздохнула. Она сама знала, что, кроме кабака, людям негде почерпнуть радости. Но все-таки сказала:

— За тебя, сколько надо, отец выпил. И меня он намучил довольно... так уж ты бы пожалел мать-то, а?

Слушая печальные, мягкие слова, Павел вспоминал, что при жизни отца мать была незаметна в доме, молчалива и всегда жила в тревожном ожидании побоев. Избегая встреч с отцом, он мало бывал дома последнее время, отвык от матери и теперь, постепенно трезвея, пристально смотрел на нее. Была она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что и правое ухо у нее выше левого; это придавало ее лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых темных волосах блестели седые пряди. Вся она была мягкая, печальная, покорная...

И по щекам ее медленно текли слезы.

(фрагмент из повести* «Мать» М.Горького)



-кто герой фрагмента? Как в целом можно её охарактеризовать? Отчего она такая? Как это отмечает автор? Есть ли слова, которые в тексте вам непонятны?

*обучающиеся должны обратить внимание на неправильное определение жанра произведения

Слайд 8 - Рассмотрите портреты художников Чарльза Уэбстера Хоторна «Мать и дитя», Михаила Ивановича Климентова «Портрет матери», Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Петроградская мадонна». Какой портрет ближе всех к героине? Почему?

3. Блок после чтения.

-Горький – это писатель, чья собственная жизнь – отражение героев собственных книг. Мать Горького умерла рано, её заменила бабушка… Может, поэтому женские персонажи так тщательно, с вниманием к мелочам, прописаны им.

Слайд 9 - рассмотрите иллюстрации к фрагменту. Какая иллюстрация подчеркнута описанием во фрагменте, какая - не слишком? Объясните ответ.

Слайд 10

  1. Рефлексия.

Легко ли было читать?

О чём вас заставил задуматься фрагмент?

Кратко сформулируйте авторскую мысль отрывка. Запишите её в бланк телеграммы.



Итак, сегодня вам был представлен эффективный и современный метод продуктивного чтения на уроках литературы.

Слайд 11 Спасибо за внимание.











Раздаточный материал

Задание 1

Расставьте слова в правильном порядке, прочитайте пословицу и объясните её смысл:

1)для, ласки, материнском, хватит, в, всех,сердце,на)

2)в детках, детское, в, материнское, камне, сердце, детское)

Задание 2

Прочитайте текст, ответьте на вопросы и подчеркните ответы, на полях напротив поставьте номер вопроса

Вопросы:

1)Что всегда мать ожидала от отца, когда тот был жив?

2) Почему Павел отвык от матери?

3) В чём причина странного («как-то боком») движения тела матери?

4) Какими были глаза большинства женщин, живших по соседству?

5) Какой мать казалась Павлу?

Мать тяжело вздохнула. Она сама знала, что, кроме кабака, людям негде почерпнуть радости. Но все-таки сказала:

— За тебя, сколько надо, отец выпил. И меня он намучил довольно... так уж ты бы пожалел мать-то, а?

Слушая печальные, мягкие слова, Павел вспоминал, что при жизни отца мать была незаметна в доме, молчалива и всегда жила в тревожном ожидании побоев. Избегая встреч с отцом, он мало бывал дома последнее время, отвык от матери и теперь, постепенно трезвея, пристально смотрел на нее. Была она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что и правое ухо у нее выше левого; это придавало ее лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых темных волосах блестели седые пряди. Вся она была мягкая, печальная, покорная...

И по щекам ее медленно текли слезы.

(фрагмент из повести «Мать» М.Горького)

Задание 3

ТЕЛЕГРАММА

Автор хотел сказать, что… (продолжите мысль ниже)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!