СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного подхода на уроках географии в условиях ФГОС».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Технология системно-деятельностного подхода на уроках географии в условиях ФГОС».»

МКОУ Тогучинского района «Шахтинская средняя школа»

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного подхода на уроках географии в условиях ФГОС».

Каземирова С.С., учитель географии


Здравствуйте уважаемые коллеги. Я предлагаю в очередной раз окунуться в одну из технологий и рассмотреть разнообразные приёмы каждого её этапа.(сл.1) Многие приёмы – это забытое старое и для вас хорошо знакомы, но тем не менее они очень удачно вписываются в данный контекст.

И начать мне бы хотелось с китайской мудрости: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. (сл. 2) Исходя из этой пословицы определите тему занятия. Тема моего мастер-класса «Технология системно-деятельностного подхода на уроках географии в условиях ФГОС». (сл. 3)

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

ФГОС пункт 7 (сл. 4) гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:

-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям  информационного общества;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на  основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

 Целью деятельностного подхода (сл. 5) является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Основной результат- развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача– создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. (сл. 6) Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

-Для выяснения  ожиданий и опасений учащихся от урока можно использовать следующий приём: «Фруктовый сад» ( сл. 7)

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.

 

- Одно дерево у нас «Яблоня», оно будет выражать ваши ожидания, второе – «Лимонное дерево» - выражает ваши опасения по теме мастер-класса.

(Обучающимся раздаются  заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).(Слайд 3)

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.


Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода. 
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

 

- Готовы наши участники. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

Ещё один приём выявления затруднений и определения целей урока – это стартовая диагностика

Участникам мастер-класса предлагается заполнить пропуски

  1. Впишите недостающий тип урока

  1. ________________________________________

  2. Урок закрепления

  3. Урок обобщения и систематизации знаний

  4. Урок контроля

  5. Комбинированный

  1. Впишите необходимый структурный элемент урока

  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. _________________________

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление

  6. Подведение итогов урока

  1. Уроки какого типа преобладают в образовательном процессе в целом?

_______________________________________________________________

  1. В высказывании: «Мальчик сажает яблоньку»

Мальчик объект действия

Яблонька субъект действия

Соедините.

  1. Дополните классификацию уроков по технологии деятельностного метода

  1. Урок открытия нового знания

  2. Урок рефлексии

  3. урок развивающего контроля

  4. __________________________


Сопоставьте с эталоном (сл. 8), в каком пункте вы обнаруживаете несоответствие?

Т. обр., выявляется затруднение, оно касается классификации уроков по технологии деятельностного метода. Какова цель нашего занятия? (выявление аспектов типов уроков в СДП и их структура). (сл. 9)

Формируем проект выхода из создавшегося затруднения. (сл. 10)

- изучение теории

- практикум по исследуемой проблеме.


В настоящее время выделяется множество приёмов активного целеполагания, их легко переложить на географический материал. (сл. 11)

Ассоциация
Мозговой штурм 
Верю не верю
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов 
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-П-Х» («знаю –повторить - хочу узнать»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Приём «Задом наперёд»

Приём «Выбор цели по маршруту»



Разберём подробнее некоторые из приёмов. Приём «Ассоциация». На экране вы видите небольшой план этого приёма. (сл. 12)

1) Озвучивание темы; Например: тема сегодняшнего урока «Подземные воды» 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? (учителя предлагают варианты ответа) - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Подземные воды»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Приём «З-П-Х» (сл. 13)

Раздел «План и карта», 6 класс. Что нам предстоит освоить при изучении данного раздела? Таблица «З-П-Х» поможет нам разобраться и выстроить каждому из вас свой маршрут. У каждого есть рабочий лист с различными заданиями и таблица. Предлагается по порядку выполнить задания, проверяя правильность по ключу. Если задание не вызывает трудностей и не было допущено ошибок, то его следует поместить в колонку «Знаю». Если что-то знакомо, но вызывает трудности, то необходимо заполнить колонку «Повторить». Если впервые сталкиваетесь с таким заданием, то заполняется колонка «Хочу узнать».

Примеры заданий:

1.Изобразите условные знаки – грунтовая дорога, хвойное дерево, луг и т.д.

2.Постройте квадрат со сторонами 5м в масщтабе в 1 см 1 м.

3.Определите координаты г. Чита


Приём «Задом наперёд»

Ученикам предлагается выполнить итоговую проверочную работу по новой теме. Тема «План и карта» в 6 кл. Учащимся знакома из 5 кл., учитель предлагает сразу написать проверочную работу по данной теме. Затем просит выделить задания, вызывающие затруднения, которые невозможно выполнить из-за нехватки знаний. Исходя из этого учитель предлагает сформулировать цели изучения темы и как её можно достигнуть?


Вернёмся к цели нашего занятия и проекта выхода из затруднений. (14)

По 1-му направлению проекта проводится множество различных семинаров, курсов, многие педагоги постоянно находятся в режиме самообразования, поэтому предлагаю использовать некоторые печатные источники, помогающие глубже погрузиться в этот вопрос ( сл. 15).

На современном уроке д.б. интересно. Познавательную мотивацию учащихся можно стимулировать с помощью проблемных, частично-поисковых и эвристических ситуаций, создаваемых на уроках.

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока 

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей: (сл. 16)

  1. Уроки «открытия» нового знания

  2. Уроки рефлексии

  3. Уроки развивающего контроля

  4. Урок продуктивного обобщения



Задание - Работа в группах – выделите этапы урока для каждого типа урока.

Урок открытия новых знаний (этапы) (сл. 17)

1. Самоопределение к деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление во внешней речи

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7. Включение в систему знаний и повторение

8. Рефлексия учебной деятельности

Мы с вами в ходе занятия отработали первых четыре этапа, переходим к остальным.

  Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно, быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

В своей  работе при обучении географии я делаю акцент на творческие задания, которые  стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.

     

На этапе осмысления деятельности реализуются следующие функции:

2.1. Информационная (получение новой информации)

2.2. Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Рассмотрим приёмы технологии на стадии осмысления: (сл. 18)

Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сводная таблица»Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» ? Прием «Фишбоун» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда ) Прием «Мудрые совы»

Вопрос аудитории: Кто из вас пользуется такими примами? Расскажите о приёмах вам уже известных.

Рассказ о некоторых приёмах, выполняемых с помощью карт атласа при освоении нового материала.

Приём «Лови ошибку». Задание: найти ошибки в тексте и исправить их. Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.

Приём «Концептуальная таблица». Линии сравнения: Северная Америка - Южная Америка

1. Чему равна площадь материка? 2. С каким материком связан материк? 3. Какие океаны омывают материк?

Приём «Лестница». Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты. 1. Расставьте океаны Земли в порядке возрастания их площади: а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский г) Южный д) Атлантический

2. Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а) Триполи (Ливия 440 мм) б)Калькутта (Индия 1680 мм) в)Лондон (Англия 610 мм) г)Владивосток (Россия 830 мм)

3. Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке: а) Скандинавские б)Гималаи в) Аппалачи г) Кавказ д) Альпы е) Уральские 

Приём «Раздели слова на группы»

Задание даётся в виде списка (термины, номенклатура и т.д.), необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Один из оригинальных способов работы при изучении нового материала -  «Фишбоун»  что в переводе с английского означает рыбий скелет. Суть его довольно проста и интересна для учеников, позволяет организовать как индивидуальную, так и парную работу.

Голова рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.

Приём «Корзина» идей, понятий, имен…

Этот прием я обычно применяю для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на этапе изучения нового материала. Чаще всего по тем  темам, которые связаны с ранее пройденным материалом.

Приём «Контур – символ»

Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.

Приём «Почини цепочку». Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад: а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби; з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова; к) остров Ванкувер; л) Панамский канал

Т. обр., мы рассмотрели различные приёмы, направляющие деятельность учащихся на освоение нового материала и предполагающие первичное закрепление.

В качестве первичного закрепления выполним задание – в предлагаемом плане уроке определите тип урока и выделите этапы в логике деятельностного метода. Назовите эти этапы.

Заключительные этапы урока включают оценивание и рефлексию.

Функции стадии рефлексии.

3.1.Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 3.2. Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 3.3. Информационная (приобретение новых знаний) 3.4. Оценочная (выработка собственной позиции)

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

 При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: (сл. 19)

  • физическую (успел – не успел);

  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

 Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: (сл.20)

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (сл. 21)

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого);

  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. 

  • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно. 

  • Светофор.

Более серьёзная рефлексия содержания учебного материала, используется для выявления уровня осознания содержания изученного. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Приёмы технологии на стадии рефлексии: Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Самооценка Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение») Что нового вы узнали на уроке? (сл. 22)

Приём «Кластер»

1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний. Для примера – Кластер «Климат», Кластер «Рельефообразующие факторы» (учителя у доски или с места заполняют пропущенные слова в логических блоках)

Приём «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.

Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:

Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме и Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приём «Самооценка». -Какова цель задания? (задачи) -Удалось получить результат? (решение, ответ) -Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)

Приём «Ромашка Блума» - каждая пара учеников выбирает задание своего уровня сложности, отображённых на лепестках ромашки.

Плюс-минус-интересно”. Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

  • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. 

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю. Хочу знать. Узнал.

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Рефлексия деятельности. (сл. 23)

Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька –у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.



Проведём рефлексию, вернёмся к нашим яблокам и лимонам, посмотрите оправдались ли ваши ожидания, проявились ли опасения и используя приём «плюс – минус - интересно» устно отрефлексируем нашу работу.

Уважаемые коллеги с вами было приятно работать. Спасибо за внимание. Лёгкого, удачного нового учебного года. Больше побед и свершений и творческих успехов!



Утверждаю

Директор С.С.Каземирова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!