СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс.Технология ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимый материал: Шляпы разного цвета, две веревки, заготовки из техники оригами 10шт, белые листы 10шт, прикрепленные на стульях геометрические фигуры, проектная доска, проектор, 1 стол.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс.Технология ТРИЗ»

Мастер-класс по использованию ТРИЗ в работе с обучающимися в начальных классах.

Цель: познакомить слушателей с методикой ТРИЗ.

Задачи:

  1. Дать общее представление о сути методики ТРИЗ.

  2. Показать на собственном примере процесс мозгового штурма.

  3. Научить использовать технику оригами, как метод логического развития.



Необходимый материал: Шляпы разного цвета, две веревки, заготовки из техники оригами 10шт, белые листы 10шт, прикрепленные на стульях геометрические фигуры, проектная доска, проектор, 1 стол.



Ход мастер-класса:

Слайд 1



Посмотрите, у кого на стуле есть геометрическая фигура, выходите ко мне.

Здравствуйте,

Педагоги, мои желанные

А чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

А прием- то вы узнали?

Захотели вы узнать?

Тогда надо приступать!

Слайд 2



- ТРИЗ что то подсказали?

Слайд 3.

Сядьте так, чтобы вам было удобно и еще раз посмотрите друг на друга. Даже в таких простых движениях и действиях мы - разные. Каждый из вас это сделал по-своему, по-другому, индивидуально.

Слайд 4



Ведущий: Теперь я вам предлагаю поразмыслить над одной мудростью. Учитель принёс сундук и сказал ученикам:
— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

(ведущий задает вопрос слушателям) Как же можно открыть сундук?



Слушатели выдвигают свои предположения. Пока не прейдут к выводу, что сначала нужно учиться для того, чтобы открыть сундук.



Ведущий: Действительно, ученики предлагали разные способы открыть сундук. Но один ученик робко спросил:

— Учитель, может, начнём учиться. Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил:
— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

С помощью этой притчи мы сможем убедиться, что и мыслим мы тоже по-разному, у каждого будет свое мнение на сложившуюся ситуацию.

Обществу нужны смелые люди, которые нестандартно мыслят.Младший школьный возраст- самый лучший период для развития мышления, смекалки, любознательности. И от того как будут сформированы эти умения у ребёнка, такой и будет его жизнь. (слайд с технологиями) Я Стараюсь использовать среди современных инноваций в образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Слайд 5.

Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.



Ведущий: Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное - вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Важно, придумать сюжет, который был бы близок и понятен им.

А нам поможет методика Эдварда Де Боно «Шесть шляп». Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Эдвард дам своим «думающим» шляпам названия, которые мы видим на слайде.

Слайд 6.

Мы возьмем шляпы зеленые и белые, а у меня будет синяя шляпа.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Участники выбирают себе шляпу.



Ведущий: Теперь у нас получилось две команды. Но для успешной командной деятельности, важен настрой, умение договориться и сплоченность. Для поднятия командного духа нам помогут эти ленты. Держать их можно только руками, на пол класть нельзя. Ваша задача, построить пятиконечную звезду, как показано на слайде. (слайд с картинкой звезды)

Слайд 10.

Участники выполняют задание. В это время ведущий раскрывает суть технологии ТРИЗ, обращаясь с зал.



Ведущий: Программа ТРИЗ для обучающихся начальных классов – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Участники заканчивают выполнение задания.



Ведущий: Вот и загорелись в нашем мире еще 2 новые звездочки! Теперь мы можем приступить к решению задачи. Перед вами ребус, (слайд с ребусом) в нем зашифрована мудрая фраза, которую вам предстоит разгадать. А разгадывать мы будем с помощью одного из методов ТРИЗ – мозговой штурм, атака поставленной задачи. Для этого мы построим свою деятельность следующим образом. Зеленые шляпы – креативщики – генераторы идей, будут высказывать свои предположения по поводу картинки. Белые шляпы – ученые – эксперты, будут на основе высказываний первой команды, делать вывод, что же за фраза зашифрована. А я как руководитель, подтвержу, так ли это? Но представим себя дошкольниками старшего возраста. Некоторые из вас, может уже и догадались, что за мысль на картинке. Но детям достаточно сложно быстро прейти к определенному мнению. Поэтому не торопимся с выводами, а постараемся высказать как можно боле мыслей и предположений, как генераторы, так и эксперты.

Слайд 11.





Мозговой штурм ребуса. Участники должны отгадать следующую фразу «интеллект на кончиках пальцев».

Слайд 12.

Ведущий: Действительно, еще с раннего детства ребенок все стремиться познать сначала руками. Поэтому мелкую моторику необходимо развивать на всем протяжении детства. Одним из способов является техника оригами.



Подходят к столу с заготовками.



Ведущий: Занятия оригами очень полезны детям. Они очень хорошо развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию концентрации внимания, усидчивости. Также оригами развивает творческое мышление, повышает интеллект, улучшает память. Но одно дело сделать фигуру, а другое дело ее преобразить. Перед вами лежат уже готовые кораблики, ваша задача сделать другие фигуры, не разбирая данной конструкции. Пробуем создать что-то новое.



Участники трансформируют исходную фигуру, давая названия новым. Ведущий руководит процессом, дает наводящие подсказки. Примерный перечень фигур: рубашка, шляпа, сапоги, штаны, цветок, сердце, лодочки, закончить на коробочке.

Слайд 13.

Ведущий: Но оригами как древнее искусство может приносить счастье, и у нее есть свой символ – журавлик – птица счастья. Я предлагаю вам сделать свою птицу счастья вместе со мной. (слайд со схемой складывания птицы, после появляется слайд с картинкой журавля)



Ведущий: Пусть вместе в этой птицей ваша жизнь наполняется еще большими монетами радости, новых впечатлений, открытий и счастье стучится в ваш дом каждый день! Улыбок вам! Всем спасибо за внимание, досвидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!