Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
МБОУ ЦО «Наследие»
Мастер-класс
Участники: учащиеся 5-11 кл., учителя, родители
Тема: «Учебное исследование на уроках и во внеурочной деятельности»
Разработчик: учитель русского языка и литературы
Вагапова Эльвира Гимрановна
Цель: создать условия для полного представления участниками понятий об учебном исследовании и проекте как форме организации познавательной деятельности учащихся.
Участники: учителя ОУ, учащиеся, родители
Регламент: 20 мин.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
Обеспечение: информационные материалы по теме; компьютер, проектор, экран.
(Участникам раздаются листы бумаги А4)
Ход
1. Информационный этап.
Ведущий учитель:
К теме моего мастер-класса непосредственное отношение имеют все участники образовательных отношений: учащиеся, учителя и родители. Она близка и понятна всем. В настоящее время педагоги очень часто используют его как средство развития творческой инициации, формирования компетенций учащихся, их умений самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в группах. Догадались ли вы, о чем речь?
(Ответы участников: это учебное исследование).
Слайд 1 УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Сегодня очень часто с целью пропаганды и активизации проектно-исследовательской деятельности проводятся конкурсы, фестивали, конференции. Итоги подобных мероприятий показывают, что есть случаи некоторого непонимания обучающимися и руководителями проектных и исследовательских работ учащихся. Что есть проект и что есть исследование? Поэтому предметом нашего обсуждения сегодня станет рассмотрение этих двух понятий.
Слайд 2 (Вопросы на слайде)
– Участникам занятия предлагаю ответить на следующие вопросы на ваших индивидуальных рабочих листах (не для проверки). Ответы могут быть в виде схем, рисунков, записи ( на ваше усмотрение).
A) Что такое проект?
Б) Что такое исследование?
B) Что такое учебное исследование?
Г) Какие отличия вы можете назвать, сравнивая проект и исследование?
Насколько легко и быстро вы отвечали на вопросы? (Участники, возможно, скажут, что имели затруднения в некоторых формулировках.)
Ведущий учитель: (Пока участники отвечают на вопросы, формируем рабочую группу)
Для дальнейшей работы предлагаю определить рабочую группу, которая поможет мне, аудитории определить, где проект и исследование.
Задание для рабочей группы.
Выделите из предложенных работ учащихся проектную и исследовательскую, обоснуйте свой выбор.
Приложение 1. Работы учащихся:
1. Макет малой родины.
2. Распечатанная слайдовая презентация «Роль синонимии и антонимии в стихотворении М.Цветаевой «Восхищенной и восхищенной».
3. Сочинение «История создания фразы «Мы идем в тяп-тяп».
2. Работа с участниками мастер-класса.
Слайд 3 (Ключ для ведущего) Вернемся к поставленным в начале занятия вопросам. Сформулировали ответы на своих листах. Проверять мы не будем. Сравним их с ключами.
A) Что такое проект? Совместная поэтапная деятельность учащихся, учащихся и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.
Б) Что такое исследование? Деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
В) Что такое учебное исследование? Это исследование, целью которого является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Главное – приобретенный личностями опыт.
Г) Какие отличия вы можете назвать, сравнивая проект и исследование? Задумывая проект, мы четко представляем себе проектный замысел, т. е. ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект. Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.
3. Ведущий учитель: Выступление рабочей группы.
4. Ведущий учитель:
Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная работа (в нашем случае «Народные праздники татар Урала»), где мы тоже учимся навыкам проектной и исследовательской деятельности. В рабочей программе есть раздел «Татарские народные игры».
Предлагаю всем поучаствовать в игре «Золотые ворота, откройтесь!» (Алтын капка – ач капка).
Условия игры: Ведущие: 2 чел. Они образуют арку (ворота), через которую проходит поезд из участников игры. В определенный момент ворота закрываются, внутри остается человек и получает наказание-задание (спеть, станцевать, показать сценку, рассказать сказку или стихотворение, проговорить скороговорку, поздравить участников очного этапа на родном языке).
ИГРА (3 мин).
Ведущий учитель: Учащиеся, участники занятия впервые познакомились с игрой. Можно ли на основе данной игры сформулировать темы для учебного исследования и проекта?
Сформулируем темы.
НАПРИМЕР Слайд 3. Темы исследований
- История возникновения игры «Алтын капка – ач капка».
- Роль игры в жизни татарского народа.
- Роль фольклорно-этнографической игры в жизни современного школьника.
Темы проектов
- Фольклорно-этнографическая игра «Алтын капка – ач капка» в моей жизни.
- Знакомьтесь «Новая игра для детей «Алтын капка – ач капка» (сочинение, отзыв, рисунок, фильм)
4. Заключительный этап.
Ведущий. Всем участникам мастер-класса выражаю огромную благодарность.
Вместе мы вспомнили, что главный смысл исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата,как в «большой» науке, в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми).
Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Учитель растет и развивается вместе со своими учениками.