СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс. урок - студия, 10 класс. Особенности коммуникации художественного произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс. урок - студия, 10 класс. Особенности коммуникации художественного произведения»

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ  как метод обучения литературе.  Технология  критического мышления

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ как метод обучения литературе. Технология критического мышления

Эстетическое, идейно-нравственное содержание, заложенное в литературном произведении, оказывает воздействие на читателя только при условии, если тот способен его творчески воспринять, пережить как искусство слова.  Е.В. Перевозная

Эстетическое, идейно-нравственное содержание, заложенное в литературном произведении, оказывает воздействие на читателя только при условии, если тот способен его творчески воспринять, пережить как искусство слова. Е.В. Перевозная

… И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине… Николай Гумилев

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине… Николай Гумилев

Удивление, трепет, сочувствие, сопричастность прекрасному и в конечном счете очищение, оздоровление человеческой души (катарсис) – таковы благородные цели высокой литературы.

Удивление, трепет, сочувствие, сопричастность прекрасному и в конечном счете очищение, оздоровление человеческой души (катарсис) – таковы благородные цели высокой литературы.

Художественное произведение кому-то является «молчаливым сфинксом» (Д.А. Леонтьев), вокруг которого суетятся люди, пытающиеся «заставить его заговорить», кому-то «смысловой плазмой» (Б.М. Гаспаров). Однако все единодушно признают, что в общении с книгой и вообще с искусством действуют особые законы коммуникации.

Художественное произведение кому-то является «молчаливым сфинксом» (Д.А. Леонтьев), вокруг которого суетятся люди, пытающиеся «заставить его заговорить», кому-то «смысловой плазмой» (Б.М. Гаспаров). Однако все единодушно признают, что в общении с книгой и вообще с искусством действуют особые законы коммуникации.

Художественная коммуникация – это и авторское смыслопорождение, явленное в художественной речи, и ответное читательское понимание. Это обретение личностных смыслов прочитанного. Это расширение смыслового поля текста за счет этих процессов и других межтекстовых взаимодействий.

Художественная коммуникация – это и авторское смыслопорождение, явленное в художественной речи, и ответное читательское понимание. Это обретение личностных смыслов прочитанного. Это расширение смыслового поля текста за счет этих процессов и других межтекстовых взаимодействий.

В первую очередь нужно доставлять учащимся наслаждение при общении с искусством, «стимулируя состояние духовной свободы для каждого, переживание «высоких эмоций» нужно раскрывать своеобразие литературного произведения как искусства слова, помогая найти личностный смысл в изучаемом тексте. Все эти задачи для обучения литературе должны остаться приоритетными. Но как добиться прогнозируемого результата? Как сделать процесс обучения литературе высокотехнологичным, не потеряв при этом сущности искусства слова?

В первую очередь нужно доставлять учащимся наслаждение при общении с искусством, «стимулируя состояние духовной свободы для каждого, переживание «высоких эмоций» нужно раскрывать своеобразие литературного произведения как искусства слова, помогая найти личностный смысл в изучаемом тексте. Все эти задачи для обучения литературе должны остаться приоритетными. Но как добиться прогнозируемого результата? Как сделать процесс обучения литературе высокотехнологичным, не потеряв при этом сущности искусства слова?

Владеть способами вступать в художественную коммуникацию, интерпретировать текст, осознавать личностные смыслы, обретённые при чтении, самому использовать в общении силу образного, художественного слова – все это свидетельствует о художественно-коммуникативной компетенции личности.

Владеть способами вступать в художественную коммуникацию, интерпретировать текст, осознавать личностные смыслы, обретённые при чтении, самому использовать в общении силу образного, художественного слова – все это свидетельствует о художественно-коммуникативной компетенции личности.

Учителю важно определить, что он хочет получить на конкретном этапе урока при освоении художественного текста – осмысление личных впечатлений учащихся, описание чувств и образов, возникших в сознании читателей, интерпретацию текста, самооценку процесса художественного познания либо освоение учащимися общепринятых литературоведческих концепций. Учителю решать, что делать приоритетным – литературное знание или литературное развитие.

Учителю важно определить, что он хочет получить на конкретном этапе урока при освоении художественного текста – осмысление личных впечатлений учащихся, описание чувств и образов, возникших в сознании читателей, интерпретацию текста, самооценку процесса художественного познания либо освоение учащимися общепринятых литературоведческих концепций. Учителю решать, что делать приоритетным – литературное знание или литературное развитие.

Учителю-профессионалу известно, что люди отличаются способом репрезентации (представления, проявления) своего опыта. Это тоже можно учитывать на уроке литературы, обращаясь к разным репрезентативным системам учеников, моделируя таким образом способ речевого воздействия. Так, в течение урока целесообразно, обращаясь к ученикам, включать в свою речь разные виды речевых регулятивов: «Посмотрите…, мы видим…» (для визуалов); «Давайте послушаем…», «Это звучит…» (для аудиалов); «Затронем другую тему…», «Прикоснемся к этому явлению…» (для кинестетиков).

Учителю-профессионалу известно, что люди отличаются способом репрезентации (представления, проявления) своего опыта. Это тоже можно учитывать на уроке литературы, обращаясь к разным репрезентативным системам учеников, моделируя таким образом способ речевого воздействия. Так, в течение урока целесообразно, обращаясь к ученикам, включать в свою речь разные виды речевых регулятивов: «Посмотрите…, мы видим…» (для визуалов); «Давайте послушаем…», «Это звучит…» (для аудиалов); «Затронем другую тему…», «Прикоснемся к этому явлению…» (для кинестетиков).

Художественный текст ориентирован на все системы. Уровень развитости языковой личности растёт за счет освоения модели-образца анализа текста.

Художественный текст ориентирован на все системы. Уровень развитости языковой личности растёт за счет освоения модели-образца анализа текста.

важнейшие литературные способности и коммуникативные умения. 1. Разнообразен и широк круг чтения. 2. Пересказывает художественный текст ярко и точно, не искажая авторский смысл (на основе воссоздающего воображения). 3. Легко вступает в сотворчество с автором литературного произведения, домысливая и достраивая в своем воображении художественную картину, намеченную писателем (творческое воображение). 4. Обладает эмоциональной отзывчивостью. 16 5. Тонко чувствует особенности художественного слова, эстетику художественного текста. 6. Воспроизводит стиль автора при выполнении творческих заданий соответствующего характера. 7. Стремится глубоко анализировать литературное произведение, найти подтверждение своим суждениям в тексте. 8. Круг образных ассоциаций достаточно широк. 9. Свою монологическую речь строит логично, грамотно, привлекая в качестве аргументов и точные факты, и яркие образы. 10.Умеет воздействовать словом на слушателей (при выразительном чтении текста, выступлениях). 11.Высказывает самостоятельные и оригинальные суждения. 12.Самостоятельно, без помощи учителя пишет рассказы, статьи, стихи, имеет журналистские навыки. 13.Умеет задавать вопросы, позволяющие вступать в диалог. 14.В своем творчестве разрабатывает убедительные характеры и ситуации, умеет передать эмоции и настроения, имеет склонность к импровизации. После этого можно предложить учащимся нарисовать «Литературно-творческий профиль личности» в аспекте данных способностей (контрольная работа 4 «Рефлексия»). Такая работа может проводиться многократно, что позволит увидеть динамику в творческом развитии ученика и перспективы индивидуальной работы (индивидуальный проект). Учитель будет знать, какого рода индивидуальные задания необходимо давать ученику, в какие учебно-речевые ситуации его активно вовлекать. Обозначим, какие методические приёмы направлены на активизацию и развитие этих способностей и умений (соответственно перечню, приведенному выше). 1. Ведение читательского дневника, анализ читательских формуляров, озвучивание самой яркой страницы читательского дневника, составление рекомендательного списка для лучшего друга. 2. Подробный и краткий пересказ, художественный пересказ. 17 3. Творческий пересказ, приём «открытого конца», стилистический эксперимент, устное словесное рисование. 4. Пересказ текста от лица героя. 5. Стилистический эксперимент, лингвистическая задача. 6. Воображаемое письмо от лица литературного героя, восстановление «пропавшего» эпизода, буриме. 7. Сочинение – анализ литературного произведения, устный анализ по алгоритму, в основе которого могут быть вопросы, цитаты, требующие разворачивания, литературоведческие категории как ключевые единицы художественного текста. 8. Составление ассоциативного ряда, приём «расширения круга ассоциаций», составление карты литературных ассоциаций (цитат, названий произведений, имён литературных героев). 9. Выступление с докладом, подготовка речи к конкурсу «Замолвите слово о…», выступление в жанре «Слово о…». 10.Выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование. 11.Прием «свободного микрофона», интервью, обмен репликами. 12.Написание творческих работ (рассказов, стихотворений, статей в школьную газету). 13.Конкурс на лучший вопрос «проницательному читателю», составление вопросов, обращенных к автору текста и герою, вопрос учителю, докладчику, составление вопросов к своему тексту. 14.Творческие работы, игры типа буриме, выступления на сцене (монологи, разыгрывание сцен из пьес). Все эти приёмы так или иначе опираются на известные механизмы речи и психологические особенности восприятия, такие как механизм эквивалентных замен, антиципация, память, дискурсивность, механизм комбинирования языковых средств в процессе письма, автокоммуникация, интроспекция, рефлексия.  

Коммуникативные навыки и оценивание при использовании аниме на уроках литературы.   1. пересказ текста (на основе воссоздающего воображения).  2.сотворчество с автором литературного произведения ( домысливание и достраивание в своем воображении художественную картину, намеченную писателем (творческое воображение).  3. эмоциональная отзывчивость.  4. чувство художественного слова, эстетику художественного текста.  5. творческие задания соответствующего характера.  7. Стремится глубоко анализировать литературное произведение, найти подтверждение своим суждениям в тексте (стоп –кадр).  8. образные ассоциаций.  9. монологическую речь.  10.Умение воздействовать словом на слушателей (при выразительном чтении текста, выступлениях).  11.Высказывание самостоятельных и оригинальных суждений.   12.Умеет задавать вопросы, позволяющие вступать в диалог.  13. (индивидуальный проект). «Литературно-творческий профиль личности» в аспекте данных способностей

Коммуникативные навыки и оценивание при использовании аниме на уроках литературы. 1. пересказ текста (на основе воссоздающего воображения). 2.сотворчество с автором литературного произведения ( домысливание и достраивание в своем воображении художественную картину, намеченную писателем (творческое воображение). 3. эмоциональная отзывчивость. 4. чувство художественного слова, эстетику художественного текста. 5. творческие задания соответствующего характера. 7. Стремится глубоко анализировать литературное произведение, найти подтверждение своим суждениям в тексте (стоп –кадр). 8. образные ассоциаций. 9. монологическую речь. 10.Умение воздействовать словом на слушателей (при выразительном чтении текста, выступлениях). 11.Высказывание самостоятельных и оригинальных суждений. 12.Умеет задавать вопросы, позволяющие вступать в диалог. 13. (индивидуальный проект). «Литературно-творческий профиль личности» в аспекте данных способностей

Использование на уроке литературы потенциал коммуникативной дидактики. Она задаёт разнообразный диалоговый режим урока :  это диалог реплик и голосов героев, диалог сущностей и личностей героев, диалог внутри сознания персонажа, диалог образов культуры, разных логик и точек зрения, диалог читателя с героями, автором, критиками, другими читателями и авторами, диалог ученика с другими учениками, учителем…

Использование на уроке литературы потенциал коммуникативной дидактики. Она задаёт разнообразный диалоговый режим урока : это диалог реплик и голосов героев, диалог сущностей и личностей героев, диалог внутри сознания персонажа, диалог образов культуры, разных логик и точек зрения, диалог читателя с героями, автором, критиками, другими читателями и авторами, диалог ученика с другими учениками, учителем…

Художественный текст - Это особый способ освоения мира, необходимый человеку для осознания своей сущности. Это еще и способ образного общения и обобщения. Автор художественного текста уже инициатор общения, он обращается к потенциальному читателю.

Художественный текст - Это особый способ освоения мира, необходимый человеку для осознания своей сущности. Это еще и способ образного общения и обобщения. Автор художественного текста уже инициатор общения, он обращается к потенциальному читателю.

Во-первых, литературное произведение – это семиотическое пространство, «текст в тексте», и этот текст как «генератор мысли» есть «мыслящее устройство», которое, подобно сознанию человека, для того чтобы быть приведенным в работу, нуждается в собеседнике .  Во-вторых, постичь художественное произведение – это значит «приобщиться»: то есть «не отказываясь от себя и не переиначивая другого, следует «найти себя в другом», найдя другого в себе»

Во-первых, литературное произведение – это семиотическое пространство, «текст в тексте», и этот текст как «генератор мысли» есть «мыслящее устройство», которое, подобно сознанию человека, для того чтобы быть приведенным в работу, нуждается в собеседнике . Во-вторых, постичь художественное произведение – это значит «приобщиться»: то есть «не отказываясь от себя и не переиначивая другого, следует «найти себя в другом», найдя другого в себе»

Лев Толстой задолго до Джона Фаулза оставил в «научной ноосфере» такое послание: «Искусство есть один из двух органов прогресса человечества. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего»

Лев Толстой задолго до Джона Фаулза оставил в «научной ноосфере» такое послание: «Искусство есть один из двух органов прогресса человечества. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего»

Что такое критическое мышление?         Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения    (вызов — осмысление содержания — рефлексия )  в совокупности с целым набором приёмов и методов.

Что такое критическое мышление?        Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения   (вызов — осмысление содержания — рефлексия ) в совокупности с целым набором приёмов и методов.

        Критическое мышление  — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить,  а что — отвергнуть.

        Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся  ♠ умение ставить вопросы;  ♠ умение выделить главное;  ♠ умение делать сравнение;  ♠ умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;  ♠ умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;  ♠ способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся ♠ умение ставить вопросы; ♠ умение выделить главное; ♠ умение делать сравнение; ♠ умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; ♠ умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; ♠ способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

➢   умение работать в группе;  ➢  умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;  ➢   умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

➢   умение работать в группе; ➢  умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; ➢   умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс.

«Скажи мне – я не забуду,  Покажи мне – я запомню,  Вовлеки меня – я пойму».  В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения  Л.С. Выготского  «…всякое размышление есть результат внутреннего спора…»

«Скажи мне – я не забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму». В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора…»

Что даёт технология критического мышления  ученику:  - повышение эффективности восприятия информации;  - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;  - умение критически мыслить;  - умение ответственно относиться к собственному образованию;  - умение работать в сотрудничестве с другими;  - повышение качества образования учеников;  - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт технология критического мышления  ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает технология критического мышления  учителю:  - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;  - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;  - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;  - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.        Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Что дает технология критического мышления  учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.       Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Технологические

Деятельность

I  стадия (фаза)

этапы

Деятельность

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

учителя

Вызов (evocation):

II стадия

учащихся

Возможные

III. Рефлексия (reflection):

-  актуализация имеющихся знаний;

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Осмысление содержания (realization of meaning):

-размышление, рождение нового знания;

- получение новой информации;

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Составление списка «известной информации»:

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

- пробуждение интереса к получению новой информации;

приемы и методы

-постановка учеником новых целей обучения.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Методы активного чтения:

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

  • постановка учеником собственных целей обучения.

рассказ-предположение по ключевым словам;

Заполнение кластеров, таблиц.

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

- контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

«инсерт»;

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

верные и неверные утверждения;

«фишбоун»;

  • Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

«идеал»;

перепутанные логические цепочки;

Ответы на поставленные вопросы.

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

мозговая атака;

Организация различных видов дискуссий.

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Написание творческих работ.

Стоп-кадр

  Рассказ  «Свеча горела»  (урок развития критического мышления в 10 классе)  тема: возрождение.   

Рассказ «Свеча горела» (урок развития критического мышления в 10 классе) тема: возрождение.  

Цели: Воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества. Воспитательные: Повышать интерес к изучению русской литературы; Воспитывать культуру языкового общения, уважительного отношения к слову. Развивающие: Совершенствовать умение работать в группах, парах; Развивать аналитические и креативные способности; Формировать критическое мышление обучающихся; Создавать потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе. ·        развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа ·        развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности ·        развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции. ·        Развивать интерес к предмету. ·        Расширить кругозор Образовательные: Закрепить знания о мировом литературном процессе; Развивать способность к анализу художественного текста. ·     Систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития как отдельной личности, так и для человечества в целом ·     Научить основным подходам к анализу текста ·     Актуализировать значимость межпредметные связи: литература и аниме как искусство  

Формирование УУД  1.  Личностные : формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения 2.       Метапредметные : формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его 3.       Регулятивные УУД : Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи 4.       Коммуникативные УУД : Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работают в группе, Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества 5.       Познавательные УУД : Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме, Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, анализируют текст по образцу.

Модель урока: урок студия.

Модель урока: урок студия.

 Майк Гелприн, известный также и под псевдонимом Джи Майк, родился 5 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий. Живёт в Бруклине.

Майк Гелприн, известный также и под псевдонимом Джи Майк, родился 5 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий. Живёт в Бруклине.

     Чтение с остановками.  - Мы будем читать текст особенным образом, с остановками.      

Чтение с остановками. - Мы будем читать текст особенным образом, с остановками.    

    I  стадия (фаза)  Вызов (evocation):  -  актуализация имеющихся знаний;  - пробуждение интереса к получению новой информации;  постановка учеником собственных целей обучения.   Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.    1.Работа со словом  свеча . Какое ключевое слово в названии рассказа? Ваши ассоциации с этим словом?  Записываем на доске. (Горит, тепло, свет, надежда и т.д.)     2. Работа с названием.  - Рассказ Гелприна называется «Свеча горела ». Как вы думаете, о чем пойдет в нем  речь? Сделайте свои предположения.      Учащиеся высказывают предположения, о чем может идти речь в рассказе. (ассоциативный ряд).

I  стадия (фаза) Вызов (evocation): -  актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. 1.Работа со словом  свеча . Какое ключевое слово в названии рассказа? Ваши ассоциации с этим словом? Записываем на доске. (Горит, тепло, свет, надежда и т.д.)   2. Работа с названием. - Рассказ Гелприна называется «Свеча горела ». Как вы думаете, о чем пойдет в нем  речь? Сделайте свои предположения.    Учащиеся высказывают предположения, о чем может идти речь в рассказе. (ассоциативный ряд).

- Почему уволили с работы А.П?  ( Предположения учащихся )  -На какие сбережения существовал герой?  ( Предположения учащихся )  -Что было затем?  ( Предположения учащихся )  - Какие слова вас поразили?   

- Почему уволили с работы А.П? ( Предположения учащихся ) -На какие сбережения существовал герой? ( Предположения учащихся ) -Что было затем? ( Предположения учащихся ) - Какие слова вас поразили?  

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить.

Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить.

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.  - Какое слово ключевое?  - На что потерял надежду А.П?  ( Предположения учащихся )

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду. - Какое слово ключевое? - На что потерял надежду А.П? ( Предположения учащихся )

Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.  12.  «Уличён хозяевами , — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, —  в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы.

Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами. 12.  «Уличён хозяевами , — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, —  в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы.

   II стадия  Осмысление содержания (realization of meaning):  - получение новой информации;  -корректировка учеником поставленных целей обучения.  - контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.   Методы активного чтения:  «инсерт»;  «фишбоун»;  «идеал»;  ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;  поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы   Стоп-кадр

II стадия Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. - контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Стоп-кадр

- Какая проблема общечеловеческая поднимается писателем?  -Какие ключевые слова отметите?  ( Предположения учащихся )

- Какая проблема общечеловеческая поднимается писателем? -Какие ключевые слова отметите? ( Предположения учащихся )

Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.  Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил. Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё…

Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол. Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил. Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё…

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать.

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать.

… На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.  — Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.  — Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?  — Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.  — От… От кого?!  — От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…  — Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше. — Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка. — Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто? — Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса. — От… От кого?! — От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его… — Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

III. Рефлексия (reflection):  -размышление, рождение нового знания;  -постановка учеником новых целей обучения.  На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

III. Рефлексия (reflection): -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

     Составление синквейна  -Опираясь на анализ и восприятие рассказа Майка Гелприна ,составьте синквейн к слову  Литература .(причины исчезновения литературы)  Мой вариант  Литература .  Исчезнувшая, виртуальная  Падает, не читают, умирает  Литература не ужилась с прогрессом  Бездуховность  Д/з Сочинение- миниатюра «Станет ли книга пережитком прошлого»?

Составление синквейна -Опираясь на анализ и восприятие рассказа Майка Гелприна ,составьте синквейн к слову  Литература .(причины исчезновения литературы) Мой вариант Литература . Исчезнувшая, виртуальная Падает, не читают, умирает Литература не ужилась с прогрессом Бездуховность Д/з Сочинение- миниатюра «Станет ли книга пережитком прошлого»?

Напишите аргумент к одному из направлений итогового сочинения на основании текста рассказа М.Гелприна  «Свеча горела».

Напишите аргумент к одному из направлений итогового сочинения на основании текста рассказа М.Гелприна «Свеча горела».

Спасибо за внимание!  С вами было приятно работать! Удачи на экзаменах!  (все аниме выполнены учащимися 10 класса МБОУ «Нижнеторейская СОШ».

Спасибо за внимание! С вами было приятно работать! Удачи на экзаменах! (все аниме выполнены учащимися 10 класса МБОУ «Нижнеторейская СОШ».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!