Технологическая карта урока.
Тема: “Световые явления”
Цель урока: Обобщить имеющиеся знания учащихся по теме Световые явления», показать взаимосвязь наблюдаемых физических явлений с окружающим миром.
Задачи:
Обучающие:
расширить представление учащихся о световых явлениях;
проверить познавательную активность учащихся.
Развивающие:
развивать умения анализировать законы распространения, отражения и
преломления света;
развивать мышление учащихся в ходе обсуждения опытов;
развивать самостоятельность учащихся, трудолюбие, навыки групповой работы;
развивать умения делать вывод о особенностях световых явлений.
Воспитывающие:
формирование естественнонаучного мировоззрения;
формирование интереса к предмету, теме «Световые явления»;
привить навыки коммуникативного общения;
воспитание культуры умственного труда;
Планируемые результаты:
Предметные УУД: ученик демонстрирует понимание смысла терминов: «световой луч», «преломление и отражение света».
Метапредметные:
Познавательные УУД: ученик демонстрирует умение находить необходимую информацию, строить речевые высказывания, выполнять основные мыслительные операции анализа и сравнения.
Регулятивные УУД: ученик демонстрирует умение планировать свою работу с учетом конечного результата, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные УУД: ученик демонстрирует умение работать в парах, слушать партнера и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД.: ученик демонстрирует интерес к новому учебному материалу; высказывает собственные суждения и дает им обоснования.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: словесный , наглядный, поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начинаем новый раздел изучения физики и называться он будет Световые явления. А тема нашего урока- источники света, распространение света.
Каждый из вас уже накопил богатые знания о свете и сегодня мы из них построим наш урок.
У нас четыре команды по 4 человека, каждый сидит на пронумерованном месте.
Презентация.
Команда 1и2 в течении 5 минут будут работать с понятием свет в литературе а команда 3-4 будут работать с понятием свет в живописи.
1и2 номера работают с сетью интернет, а 3-4 с живописью и литературой.
Обратите внимание, какой духовный смысл издавна вложил человек в слово свет.
II. Физкульт минутка «Расматривает 3Д Рисунки»
III. И работа класса по группам :
Природа и живопись – Изображают свет
ХимБио – свет из лимонов
Физика – призма с радугой
Литература – Написать стих про свет.
Группы делятся по 4 человека: Оператор, теоретик, спикер, элюстратор.
В каждой группе есть ноутбук для поиска информации в сети Интернет.
Каждая группа обсуждает и заполняет со своей точки зрения Модель Фрейер.
Писарь на доске оформляет общую модель.
IV. Делаем вывод что такое свет и каковы его свойства.
V. Групповая работа по карточкам с вопросами:
Сейчас каждой группе будет предложено несколько заданий. Ваша задача выполнить их качественно и с наименьшими затратами времени. Каждый член команды выполняет одно из заданий. В случае затруднения разрешается обратиться за помощью к своим товарищам.
1. Глаз наблюдателя находится перед щелью в точке А. Сделав схематический рисунок, покажите на нем: а) какую часть дерева видит наблюдатель; б) в какой точке А1 перед щелью наблюдатель мог бы видеть все дерево целиком?
2. Какое действие могут оказывать на растения капельки воды на его листьях после дождя или полива в жаркий солнечный день?
Место преступления: сгоревшая веранда.
Момент преступления: жаркий солнечный день.
Почему виновником я признал (-а), стоящий на подоконнике стеклянный графин с водой?
Почему по очкам, которые висят на носу человека, можно рассказать о дефектах зрения?
VII. Вопросы на обсуждение всему классу:
Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающую невдалеке?
(Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода - среда оптически более плотная чем воздух. Поэтому целиться острогой следует так, чтобы между рыбой и острием был просвет.)
Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?
(Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку.)
VIII. Подведение итогов.
IХ. Задание на дом.
Зеркало все переворачивает наоборот, т.е. дает перевернутое, зеркальное изображение. А можно ли увидеть себя в зеркале таким, каким видят тебя окружающие. Подсказка: попробуйте воспользоваться вторым плоским зеркалом.