СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Уроки в технологии проблемного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Уроки в технологии проблемного обучения"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Уроки в технологии проблемного обучения"»

Урок русского языка в технологии проблемного обучения

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ

Кратко подведу к теме нашего мастер-класса. 15 уроков

Зафиксировав проблему проверки орфограмм в окончаниях на­званий действий, мы сначала решаем ответить на вопрос, зачем нужны окончания словам, называющим действия, ведь без этого распространить на эти окончания закон письма невозможно. (Слайд )

ТИПЫ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

  1. Окончания инфинитива

стричь

нес ти

пе ть


  1. Окончания прошедшего времени

Число

Род (ед.ч.)


Ед.ч.

Мн. ч.


- и ( ушл и )

М. р.


(ушёл )


Ж.р.

-а

(ушл а )


Ср.р

-о

(ушл о )


III. Личные окончания (наст. вр. и будущ. вр.)

Время

Число

Лицо


Наблюдая за тем, как изменяются слова, называющие действия, в настоящем времени, дети обнаруживают окончания, которые ука­зывают на лицо и число, т. е. личные окончания: (Слайд )

ед. ч.

1 л. Я беру телефон и звоню приятелю.

2 л. Ты берёшь телефон и звонишь приятелю.

3 л. Он берёт телефон и звонит приятелю.

мн. ч.

1 л. Мы берём телефон и звоним приятелю.

2 л. Вы берёте телефон и звоните приятелю.

3 л. Они берут телефон и звонят приятелю.


Различение трех лиц у слов, называющих действия: (Слайд )


Лицо

ед. ч.

мн. ч.

1 л.

(я) беру, звоню

(мы) берём, звоним

2 л.

(ты) берёшь, звонишь

(вы) берёте, звоните

3 л.

(он) берёт, звонит

(они) берут, звонят

Вернувшись к первым трем записанным высказываниям, мы обнаруживаем, что в каждой паре записанных изменений слов, на­зывающих действия, окончания выполняют одинаковую работу: (Слайд )


Беру – 1 л., ед. ч. берёшь 2 л., ед. ч. берёт – 3 л., ед. ч.

= = = = = =

Звоню – 1 л., ед. ч. звонишь – 2 л., ед. ч. звонит – 3 л., ед. ч.


Но сказать, что перед нами одинаковые окончания, мы не мо­жем, поскольку у них разный фонемный состав. Работа с этими окончаниями-синонимами приводит к обнаружению двух наборов личных окончаний, двух типов спряжения, которые отличаются друг от друга тем, что во всех личных окончаниях (кроме 1 -го лица единственного числа) у них разные гласные фонемы: (Слайд )


Лицо

I спряжение

II спряжение


ед. ч.

1-е л.

усну, лью

сижу, злю

2-е л.

уснёшь, льёшь

сидишь, злишь

3-е л.

уснёт, льёт

сидит, злит



Лицо

I спряжение

II спряжение


мн. ч.

1-е л.

уснём, льём

сидим, злим

2-е л.

уснёте, льёте

сидите, злите

3-е л.

уcнуm, пьют

сидят, злят



Изменение слов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ


Как видим, в личных окончаниях в словах I спряжения глас­ные фонемы и , а в словах II спряжения фонемы , .


Ответив на вопрос, зачем словам, называющим действия, нуж­ны окончания, мы можем вернуться к проблеме проверки в них орфограмм.


Теперь нерешенной остается только одна проблема — провер­ка орфограмм в личных окончаниях. Первым шагом в решении этой проблемы является попытка ответить на вопрос, почему оконча­ния с одинаковой работой и одинаковым звучанием пишутся по-разному:


Цель: конструирование способа действий по определению спряжения глаголов. (Слайд )


Раньше встанешь – больше увидишь.

Задание: определите работу окончаний у глаголов

[иш]

Встанешь 2 лицо, ед. ч.

= =

[иш]

Увидишь 2 лицо, ед. ч.

- Почему окончания с одинаковой работой и одинаковым звучанием пишутся по-разному?

(с помощью таблицы выясняют, что у них разные спряжения)


Сначала учащи­еся записывают слова, в личных окончаниях которых есть слабые позиции и для гласных, без пропусков. Это оказывается возмож­ным, поскольку при этом дети ориентируются на ука­занный рядом со словом тип спряжения. Зная это, можно записать без пропуска любое личное окончание, ведь безударное окончание пишется так же, как ударное (списки наборов личных окончаний, где гласные фонемы находятся в сильной позиции, уже есть у де­тей).

(Слайд )

Личные окончания

Лицо

I спряжение

II спряжение

Ед.ч.

Мн. ч.

Ед.ч.

Мн. ч.

1 лицо

- у ( -ю)

-ем (-ём)

- у ( -ю)

- им

2 лицо

-ешь (-ёшь)

-ете ( -ёте)

- ишь

- ите

3 лицо

-ет (ёт)

-ут ( -ют)

- ит

- ат ( -ят)



Однако такая ситуация оказывается временной. Дети пони­мают, что нужно самим научиться определять спряжение слов с безударными личными окончаниями, чтобы грамотно писать та­кие слова.

(Слайд )


- Может быть, есть какие-то предложения по планированию нашей работы? (Нужно поискать признаки, по которым можно узнать спряжение глагола.)


Разгадать секрет определения спряжения помогает одно про­межуточное открытие. Сравнение инфинитива и личной формы раз­личных слов, называющих действие, позволяет установить два типа основ инфинитива: (Слайд )

1 .Усекаемая основа инфинитива

слыш а ть – слышу

гор е ть – горю

лет е ть – лечу


В таких основах гласная буква, обозначающая в инфинитиве суффикс, в личной форме выпадает, «усекается».


2. Неусекаемая основа инфинитива

слуш а ть – слуш а ю

бел е ть – бел е ю

лет а ть – лет а ю


В таких основах гласная буква, обозначающая суффикс в ин­финитиве, сохраняется и в личных формах.

Эта особенность инфинитива и позволяет точно определить спряжение слова.

- Какая у нас с Вами была задача? Чему мы должны научиться?

Нужно самим научиться определять спряжение слов с безударными личными окончаниями.


- Может быть, есть какие-то предложения по планированию нашей работы? (Нужно поискать признаки, по которым можно узнать спряжение глагола.)


Анализируя слова I и II спряжения, дети устанавливают особенности слов II спряжения:
- Перед вами две группы глаголов в инфинитиве I и II спряжения. (Слайд )

Iспр. IIспр.

сказать слышать

шептать держать

ехать смотреть

плакать видеть

слушать терпеть

свежеть любить

белеть сушить

чернеть клеить

колоть строить

бороться

гаснуть

тянуть

кашлять

сеять

гнить

По каким признакам их можно сравнить?
1. Суффиксы
2. Основа (усекаемая или неусекаемая)

- Итак, какая у нас с Вами задача?

(Указать, какая основа инфинитива у каждого глагола - усекаемая или неусекаемая?)
Работать будем в группах по алгоритму:

1. Выделить суффикс в инфинитиве,

2. Изменить инфинитив в личную форму.

3. Если суффикс сохранился, Н/У основа. Если суффикс не сохранился, У основа.) (Слайд )

I спр. II спр.

сказать у слышать у

шептать у держать у

ехать у смотреть у

плакать у видеть у

слушать н/у терпеть у

свежеть н/у любить у

белеть н/у сушить у

чернеть н/у клеить у

колоть у строить у

бороться у

гаснуть у

тянуть у

кашлять н/у

сеять у

гнить н/у


- Какие основы у глаголов II спряжения? (Усекаемые)
- Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемой основой - глаголы I спряжения? (Нет)
- Почему? (У глаголов I спряжения есть и усекаемая и неусекаемая основа)
- Достаточно ли знать, какой является основа инфинитива, чтобы определить спряжение глагола? (Нет)
- Выделите в записанных глаголах суффиксы.
- Какой суффикс встречается только у глаголов II спряжения? (суффикс -и-)
- Глаголы с каким суффиксом есть и в I и во II спряжении? (-и-, -е-, -а-)
- Сравните глаголы на -еть. Чем они отличаются? (У глаголов I спряжения с суффиксом –е- - неусекаемая основа. У глаголов II спряжения с суффиксом -е- - усекаемая основа.)

- Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -ать с усекаемой основой? (Нет)

- Как же быть?

- Может, есть какое-то другое различие у этих глаголов?
- Проверьте, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения? (шипящие)
- А у глаголов I спряжения? (не шипящие)
- Сумеете ли вы теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -ать?

Вынесем на доску результаты работы: (Слайд )



- Как вы думаете, у слов какого спряжения легче выделить особенности? (У слов II спряжения, так как у них мало суффиксов)

- Определите, чем основы слов I спряжения с такими же суффиксами отличаются от основ слов II спряжения (У слов II спряжения суффикс -а- после шипящего, суффиксы -е-, -и- в усекаемых основах, в словах I спряжения суффиксы -е-, -и- в словах с неусекаемой основой)

Особенности слов II спряжения: (Слайд )

- усекаемая основа;

- суффиксы -и-, -е-, -а-;

- наличие шипящей перед суффиксом -а-

I спр.

II спр.

У а Н/У а

Н/У е

Н/У и

У/ шипящ. + а

У е

У и


МОДЕЛИРОВАНИЕ

Цель этапа: составление алгоритма по определению спряжения глагола.


Работая в паре, составьте алгоритм определения спряжения слов, называющих действия. (Все варианты выносятся на доску и обсуждаются, составляется алгоритм) (Слайд )


Признаки слов II спряжения и порядок их проверки:

инфинитив


1. –и ть + У ---- II спр.

2. –е ть + У ---- II спр.

3.шипящ. –а ть + У ---- II спр.

! + гнать ---- II спр.


!!! стели ть = стлать, I спр.

!!! бри ть – Н/У, I спр.

!!! хоте ть – ед. ч., I спр., мн. ч. – II спр.

хоч ешь хот ите

хоч ет хот ят


- Нужно ли определять спряжение у слов с суффиксами -о-, -у-, -я-, -ы-? (Не нужно, потому что у слов II спряжения таких суффиксов нет)

-Нужно ли специально выделять признаки глаголов 1 спряжения?


- Оцените свою работу по составлению алгоритма.


По ней определяют спряжение слова с безударным личным окончанием и записывают это слово без пропуска. (Слайд )


ед_т – ехать (У, не шип., I спр.) – едет;

пуст_шь – пустить (У, II спр.) – пустишь;

поддерж_шь – поддержать (У, шип., II спр.) – поддержишь.


Единственное исключение, которое необходимо запомнить детям — это слово гнать: (Слайд )

Гон_т – гнать (У, не шип., искл., II спр.) – гонит.


Спряжение других слов, которые считаются исключениями в традиционном обучении русскому языку, легко определяется по этой схеме. К исключениям мы эти слова не относим: (Слайд )


Стел_т – стлать (У, не шип., I спр.) – стелет;

Бреет – брить (Н/У, I спр.) –бреет;

Смотр_т – смотреть (У, II спр.) – смотрит;


Преимущество данной схемы (по сравнению со списком при­знаков слов II спряжения, который вводится в традиционной шко­ле) заключается в том, что её дети могут открыть сами в резуль­тате исследования, тогда как список задается в готовом виде. Если мы не будем выстраивать исследование, а давать его результаты в готовом виде, то не стоит рассчитывать на появление тех новооб­разований, развитие которых является целью в системе Д. Б. Эльконина— В. В. Давыдова. Однако это вовсе не означает, что у детей, обучающихся по программам РО, не будет тех способов действия, которыми пользуются дети, обучающиеся по традици­онным программам. Так, например, уже после того, как учащие­ся откроют и зафиксируют признаки слов II спряжения и порядок их проверки в виде схемы, в одном из упражнений им предлагается воспользоваться при определении спряжения традиционным списком признаков слов II спряжения. (Слайд )


Дети должны убедиться в том, что и схема, и список позволяют определить спряжение сло­ва, и с этого момента могут при проверке орфограмм в личных окончаниях пользоваться тем, что им удобнее. Итак, проблема проверки орфограмм в личных окон­чаниях может счи­таться решённой.



I спряжение

II спряжение



Все остальные глаголы

Все глаголы на –и ть

(кроме брить и стелить)

7 глаголов на –е ть:

вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть

4 глагола на –а ть:

гнать, держать, дышать, слышать























Iспр. IIспр.

сказать слышать

шептать держать

ехать смотреть

плакать видеть

слушать терпеть

свежеть любить

белеть сушить

чернеть клеить

колоть строить

бороться

гаснуть

тянуть

кашлять

сеять

гнить





Iспр. IIспр.

сказать слышать

шептать держать

ехать смотреть

плакать видеть

слушать терпеть

свежеть любить

белеть сушить

чернеть клеить

колоть строить

бороться

гаснуть

тянуть

кашлять

сеять

гнить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!