Мастер – класс
«В мире математических наук».
Цель:
повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний, способствовать формированию у детей понимания основных экономических понятий через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- учить работать в команде;
- учить находить коллективный ответ путем обсуждения;
- закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее;
Развивающие:
- развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги.
ХОД
Воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я очень рада встрече с вами и надеюсь, что она будет интересной, увлекательной.
Но сначала хочу узнать, какое у вас настроение. Поднятая рука вверх – отличное
настроение, опущенная рука – означает плохое настроение.
Вижу, что у всех отличное настроение. Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку «Закончи предложение»
- Люди ходят на базар, там дешевле весь……. (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит …… (деньги)
- За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил …. (кассир)
- И врачу, и акробату выдают за труд ….. (зарплату)
- На товаре быть должна обязательно ….(Цена)
Воспитатель
Как вы уже догадались, речь пойдет сегодня о финансовой грамотности.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, также как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
«А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Да, задача трудная, но решаемая. Ведь, основная форма обучения в детском саду, это игра, именно, через нее ребенок осваивает и познает мир. И сегодня хочу вас познакомить с играми, которые использую в своей работе для обучения детей финансовой грамотности и предлагаю вам отправиться в страну Веселой экономики.
У кого находятся пригласительные билеты, выходите.
В игре будут участвовать 2 команды. Банкиры и Бизнесмены.
Пожалуйста, прикрепите себе бейджики с названием команды, Завяжите шарфики, галстуки. Каждая команда выбирает капитана. Правила игры: работать должна вся команда. За каждый правильный ответ команда будет получать монетку и та команда, которая наберет большее количество монет та и победит.
Итак, готовы? Занимаем места в нашем поезде и отправляемся в веселую страну экономики.
Звучит музыка, садимся в поезд.
1 Станция «Профессиональная»
Перед командами лежат буквы, выбирают любую П и С и называют по очереди профессии
П - Повар, пожарный, постовой, прокурор, плотник, продавец, почтальон, пилот, портной, писатель, поэт, пастух, программист, пекарь, парикмахер, певец, пианист.
С - Судья, спасатель, садовник, сталевар, строитель, стюардесса, сапожник, сантехник, слесарь, стекольщик.
А сейчас помогите отгадать профессии литературных героев
Игра «Отгадать профессии литературных героев.»
(На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.)
Команда «Бизнесмены» берут картинки с изображением сказочных персонажей, а «Банкиры»- с изображениями людей разных профессий. Пока звучит музыка, команды двигаются по залу, как только музыка остановилась, начинают искать свою пару, а затем доказывают правильность своего выбора.
Молодцы, А сейчас мы подошли к станции ТРУДОВАЯ
2 Станция " Трудовая".
Воспитатель
Скажите пожалуйста, а зачем нужно работать?
Правильно, чтобы получать зарплату, чтобы совершать необходимые покупки, оплачивать услуги. Но все трудятся по – разному и сейчас мы определим кто как у нас трудится
Воспитатель
Игра «Работать можно по - разному»
В этом нам помогут сказочные герои.Помогите разобраться каких сказочных героев больше, трудолюбивых или ленивых. Пока звучит музыка, команды должны распределить сказочных героев. 1 – команда располагает трудолюбивых героев справа, а 2 - ленивых слева. Какая команда быстрее справиться. Скажите, каких сказочных героев больше, трудолюбивых или ленивых?
А теперь помогите определить, какая пословица подходит тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Воспитатель
-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Игра «Ателье»
А теперь представьте, что вы трудолюбивые работники и работаете закройщиками в ателье. Вам заказали сшить девочкам для выступления юбки. У каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка юбки. Расчертите выкройки на ткани. Придумайте способы, чтобы заработать больше денег. Выполняют работу.
-Давайте посчитаем, сколько юбок получилось у каждой команды.
- Какая команда экономнее раскроила ткань? Кто больше заработает денег?
В итоге команда победитель получает рубль
3 Станция Конкурс капитанов «Собери банкноту»
( банкнота разделяется на части; нужно собрать из частей целую банкноту).
пока капитаны собирают.
У нас игра «Упрямый Антошка».
Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить
мне слова- противоположности. Готовы? Отвечают обе команды
Покупатель — продавец
Покупка - продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный
Доход — расход
Тратить — копить
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Наличные — безналичные
В.: Молодцы,
Посмотрим, как справились капитаны с заданием. Какие деньги у вас получились?
РУБЛЬ и МОНЕТА
Воспитатель
А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры! Подумайте! Давайте проверим!
У меня для вас открыта лаборатория. Давайте наденем белые халаты Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
Результаты опытов будем записывать в карту. (карта на мольберте монета и рубль + -)
Воспитатель:
Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага? (Бумага – купюры, а шпилька - монета).
1 эксперимент: возьмите бумагу в руки. Что может происходить с бумагой?
- бумага мнётся, рвется; А монета - нет.
Воспитатель:
Какой вывод можно сделать?
- Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель:
На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета
показала лучшие качества.
2 эксперимент:
Воспитатель
- Намочим бумагу. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
- Она намокает.
Воспитатель:
А если она намокнет, что произойдёт?
- Она развалится.
Воспитатель:
А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, монета выигрывает отметить в нашей карте.
Воспитатель
А теперь возьмите в руки и монету, и купюру.
3 эксперимент:
что тяжелее монета или купюра.
Воспитатель:
Как можно проверить? Давайте опытным путём проверим. Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД: что выигрывает? Ставим плюсик.
4 эксперимент:
Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите.
Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
- Проверяют.
Воспитатель:
Посмотрите в карту. Что выигрывает?
- Ничья.
Воспитатель:
Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим - купюры. Какой вывод мы сделаем? Нужны нам и монеты, и купюры.
А что кроме денег можно использовать при оплате
- Банковская карта
Воспитатель
Спросим гостей, а удобно ли пользоваться банковской картой?
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
4 станция. Импровизированный магазин.
Игра «Размен» Это игра-соревнование
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную банкноту мелочью, тому банкнота и достается. 10 рублей
Команда, которая быстро сделала размен, получает рубль
Воспитатель
А теперь давайте подсчитаем, какая команда сколько заработала рублей
Финансисты - ?
Банкиры - ?
У вас в руках заработанные деньги, Как вы с ними поступите?
Можно положить деньги в банк или в коробку «Пожертвования для голодных животных».., а так же можно забрать заработанные рубли домой (отдать родителям «им нужнее», либо поместить в свою копилку). Сделайте выбор.
(делают выбор)
Воспитатель:
Каждый из вас сделал свой выбор, скажи, Галя, какой выбор сделала ты?........
А Наташа …. Почему? Молодцы! Доброту ни за какие деньги не купишь. И это самое главное.
Воспитатель:
Звучит торжественная музыка.
Командам вручаются дипломы стипендиатов Финансовой школы грамотности
Играйте с детьми в экономику!
Рефлексия.
Уважаемые коллеги!
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Предлагаю: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание,
Выполнение задания педагогами. Покажите ладошки
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
В завершении хочу поделиться с вами одним мудрым высказыванием.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи . Б.ШОУ
Мастер – класс
для педагогов по теме:
«В мире математических наук».
Пшеничная Ирина Владимировна,
воспитатель
МАДОУ ЦРР - д|с № 34