Мастер – класс «Великое шеститочие»
Здравствуйте. Добро пожаловать в кабинет коррекционной работы. Меня зовут Шишкина Татьяна Юрьевна. Работаю в школе учителем – дефектологом (тифлопедагогом).
Здравствуйте, меня зовут Першина Даша. Я ученица 10 класса.
Данный кабинет (кабинет коррекционной работы) представляет собой коррекционное образовательное пространство, оснащенное современным оборудованием.
Во – первых, профессиональным столом учителя – дефектолога АЛМА ПРО с программным обеспечением, позволяющим проводить обследование ребенка. Для эффективной коррекционной работы имеется магнитная доска, интерактивная панель, ковролинограф с комплектом материалов из фетра, интерактивная песочница, имеющая 31 развивающий режим с функцией оживших рисунков.
В кабинете имеется 2 развивающих бизиборда (настенный и в виде домика), тактильная дорожка. Кроме этого кабинет оснащён различными тифлосредствами. Некоторые из них сегодня мы вам покажем.
Результатом нашей работы стала победа во всероссийском конкурсе «Доброшкола – 2022». Мы заняли 2 место (показываю статуэтку)в номинации «Лучший коррекционно – развивающий кабинет» среди 129 коррекционных школ из 60 регионов России. Уступили лишь Санкт – Петербургу и получили приз – интерактивную панель.
В данном кабинете мы проводим диагностическую и коррекционно – развивающую работу с детьми и консультативную работу с педагогами и родителями.
А сейчас, пожалуйста, присядьте. Я предлагаю вам ненадолго погрузиться в особый мир, мир незрячих людей.
Слайд 1.Внимание на экран.
Итак, французский тифлопедагог Луи Брайль,(показываю бюст) который сам был слепым (он ослеп в 3 года, поранившись в мастерской отца инструментом, напоминающим шило. Поранил один глаз, затем инфекция перешла на другой глаз и он полностью ослеп). Несмотря на это, он очень хорошо учился и сам в 15 лет разработал свой рельефно – точечный шрифт, который используется сейчас во всем мире.
Его гениальное изобретение позволило незрячим людям в прямом и переносном смысле увидеть свет, он подарил тысячам незрячих людей возможность общаться, учиться, работать, заниматься творчеством. Так как в те времена (до середины 19 века) участь слепых людей была тяжелой. Слайд 2.Родные отдавали их в приюты, монастыри, а порой просто выгоняли на улицу. Быть слепым означало быть проклятым.
Что же из себя представляет система чтения и письма по брайлю?
Слайд 3. Это 6 точек, расположенных в 2 столбца, по 3 точки в каждом столбце. Всего можно создать 63 различные комбинации точек.
Слайд 4.Это и алфавит, и знаки препинания, и математические, химические знаки, и нотные знаки. Т.е. рельефно – точечный шрифт универсальный.
Каждый знак шрифта Брайля целиком помещается под подушечку пальца. Одним лёгким прикосновением незрячий человек ощущает количество и конфигурацию точек в любом знаке. И понимает его значение.
Сейчас Даша продемонстрирует, как читают незрячие люди.
Слайд 5.В изучении системы чтения и письма по Брайлю используется 2 принципа:
Принцип шеститочия и принцип зеркальности.
Принцип шеститочия.
Каждая точка имеет свой номер (1, 2, 3, 4, 5, 6) При изучении букв, цифр, знаков препинания и т.д. мы должны запоминать именно нумерацию точек, которая идёт сверху вниз.
Принцип зеркальности.
Пишут незрячие не как мы - справа налево, а читают слева направо. Нумерация точек при письме соответственно начинается с правой стороны, а при чтении с левой стороны. Потому что, когда мы написали букву (например букву А (это первая точка), при чтении это тоже будет первая точка но она уже будет слева. переворачиваем страницу и точки оказываются слева. (показываю на планшете).
Для изучения Брайля мы используем следующие тифлосредства(показываю):
Приборы для письма. Они бывают разные:
стандартный прибор для письма. Состоит из 18 строк и 24 клеток в каждой строке. (Он сейчас у Даши)
Уменьшенный его вариант.
Большой прибор (если необходимо напечатать в большом формате)
Все эти приборы металлические, состоят из двух пластин. Одна с ячейками (окошками), другая с углублениями. На приборах имеются штифты для закрепления бумаги.
Пишут незрячие с помощью грифеля. Грифели тоже бывают разные: детские, взрослые. Состоят из ручки и металлического наконечника.
Тетради специальные для письма по Брайлю с плотной бумагой.
Сейчас Даша продемонстрирует нам, как пишут незрячие.
При изучении рельефно – точечного шрифта используем тренажеры:
Брайлевская строка (разборная азбука, мозаичная колодка), которая представляет собой деревянную колодку с 10 клетками-прямоугольниками, каждая из которых имеет по 6 отверстий, соответствующих 6 точкам. В наборе имеются гвоздики, с помощью которых можно набирать разные комбинации точек;
Кубик– буква. Прибор представляет собой кубик, состоящий из трёх одинаковых крутящихся квадратов. На сторонах квадратов имеются точки, с помощью которых можно составить разные комбинации точек.
Брайлевское шеститочие. Представляет собой колодку, в центре которой находится прямоугольник. С одной стороны выдавливаем точки, с другой читаем. Один угол колодки срезан. При написании срезанный угол справа вверху. При чтении слева вверху.
Рассыпная азбука, представляет собой коробку с ячейками. В каждой ячейке имеется набор металлических пластинок с изображёнными на них буквами. Каждая пластинка снабжена прорезью. Правильное положение пластинки с буквой - прорезью вниз.
Прибор прямого чтения. (2 вида) 1.Состоит из двух частей: правая часть предназначена для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстов грифелем.2. С одной стороны пишем, с другой читаем.
А сейчас мы с вами тоже попробуем написать по брайлю.
Использовать для этого мы будем прибор, грифель и маркировочные полоски (самоклеющиеся пленки), а также листы, на которых изображенасистема чтения и письма по Брайлю. С одной стороны,как мы читаем по Брайлю, с другой стороны как пишем.
А напишем мы пожелание своим коллегам. (1 слово). Но не говорите, что будете писать. Они должны это прочитать сами.
Писать будем на специальных маркировочных полосках, которые потом приклеим к открытке. Это открытка необычная она тактильная, сделана на рельефообразующей бумаге с помощью термопечи. Итак, работать будем по алгоритму.
Алгоритм
Открываем прибор.
Кладём маркировочную полоску в прибор блестящей стороной вниз.
Берём грифель. При письме необходимо правильно держать грифель. Указательным пальцем обхватываем ручку и держим грифель в вертикальном положении перпендикулярно плоскости прибора.
С помощью азбуки брайля пишемпожелание. (Вспоминаем, с какой стороны будем писать. (Пишем с правой стороны))
Вынимаем полоску.
Проверяем написанное.
Убираем пленку.
Приклеиваем её к открытке.
А теперь прочитайте свои пожелания. Молодцы!
А вот моё пожелание вам всем. (Показываю на слайде надпись по брайлю.) Отличного настроения! )
И в заключении нашего мастер – класса Даша прочитает вам небольшое стихотворение о великом шеститочии и Луи Брайле.
Шесть точечных волшебных бугорков,
И оживает мир литературный –
Здесь Мопассан и Байрон, и Лесков,
И музыка – шопеновы ноктюрны.
И звуки, и слова несутся вдаль,
И глаз увидел золотые ветви.
И это все придумал добрый Брайль,
Незрячий ученикпятнадцатилетний.
Он не свернул с проложенной тропы,
Шагал вперед, и он не мог иначе.
Бывает, что и зрячие – слепы,
А вот у Брайля и слепые – зрячи.
Спасибо вам за внимание.
Надеюсь мастер – класс был для вас полезным и вы узнали что - то новое. Вы были способными, хорошими учениками.
Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/JY8m-HY60uo6tw
3